Цель:
− Закрепить произношение слов, состоящих из трех слогов
− автоматизировать звук Л в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.
Задачи :
Образовательные :
− закреплять правильное произношение звука Л в слогах, словах, предложениях.
− уточнить правильную артикуляцию звука Л
Коррекционные :
− развивать целостное восприятие, память, мелкую моторику, внимание, фонематический слух;
− обогащение и расширение словарного запаса;
Воспитательные :
− воспитывать самостоятельность, интерес к занятию, мотивацию правильного произношения.
Инновационные технологии: Су-Джок терапия, сказкотерапия, ритмодекламация, сопряженная гимнастика.
Оборудование : кукла — Белка, картинки для артикуляционной гимнастики, картинки с изображением трехсложных слов ( букеты, канава, вагоны, бананы, батоны, панама, помада, домино, пауки… ); картинки с изображением предметов начинающихся на звук Л ( ласточка, лото, лапоть, луна, лук, ландыш, ладонь, лампа, лось, лом, лыжник, лотос, лошадь…), массажеры «су-джок», запись музыки.
1 этап. Организационный момент.
Артикуляционная гимнастика.
Рис. 1
Белка:
— Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали? Кто я? (Белка). Зовут меня Лана. Ребята, я закопала орехи и забыла куда. Поможете мне их найти? (Да)
Сейчас я вам расскажу с чего начался мой день.
Я проснулась, потянулась, улыбнулась и спела песенку.
Вдох, на выдохе АУ-АУ-АУ. Вдох на выдохе АИ-АИ-АИ. Вдох на выдохе ЛА-ЛА-ЛА
Потом я услышала песенку парохода: ЛЛЛЛЛ (Язычок зажать между зубками и произносить Ы)
Я почистила зубки (Рот широко открыт. Языком водим по верхним зубкам влево-вправо с внутренней стороны)
Посмотрела на часы (Рот широко открыт. Язык дотрагивается поочередно до левого и до правого уголка рта)
Вышла из дупла и стала прыгать вверх, вниз (Рот широко открыт. Язык дотрагивается поочередно до верхней и до нижней губы)
Потом я встретила лошадку (Приоткрыть рот и поцокать) Я спросила: «Ты не видела мои орешки?». «Нет»- ответила лошадка.
Навстречу мне шел большой индюк (Рот открыт. Язык положить на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад — БЛ-БЛ-БЛ). Я спросила: «Ты не видел мои орешки?». «Нет»- ответил индюк.
Потом я увидела мышку. Давайте поймаем мышку (Открыть широко рот, сказать ААА и прикусить широкий кончик языка) — АЛ, АЛ… «Мышка, ты не видела моих орешков?» А мышка ответила: «Попробуй раскопать этот холмик»
2 этап. Закрепление в предложении слов состоящих из трех слогов.
− Посмотрите, какой холмик (холмик из картинок)
− Ребята, называем картинки по очереди.
Белка: Дети, это кубики.
Ребенок: Лана, это Букеты.
Ребенок: Лана, это Панама.
Рис. 2
И т. д.
(картинки: диваны, пауки, бананы, кабаны, бумага, заводы, заноза, канаты, посуда, собака, лопата, томаты, батоны, домино, вагоны…)
Когда дети назвали все картинки, они увидели орех (массажный шарик «су-джок»)
— Ура, орех, кладем в корзинку.
3 этап. Автоматизация звука Л в начале слова.
− Ребята, посмотрите какое дерево, а на нем картинки. Если мы соберем все картинки, узнаем, что в дупле.
Белка дает образец предложения, дальше дети продолжают.
— Это лапа.
— Это лопата.
— Это лак.
Картинки: ласточка, лото, лапоть, луна, лук, ландыш, ладонь, лампа, лось, лом, лыжник, лотос, лошадь…
— А что же в дупле. Ура, орех. Кладем в корзину.
4 этап. Сказкотерапия
Белка: — Ребята, хочу рассказать вам историю про моего друга волчонка.
Волчонок не умел правильно говорить звук Л. Вместо ЛОЖКА он говорил ОЖКА, вместо ЛУЖА он говорил УЖА. И все над ним смеялись, а мама иногда не могла понять волчонка. Мама попыталась научить волчонка, но он не хотел.
«Зачем? И так сойдет!» — говорил он.
Но как-то раз он пришел ко мне в гости и говорит: «Ана, поши на одке кататься».
Я ничего не поняла. Он повторил еще раз и еще. Но я так и не смогла понять. Он отвернулся, заплакал и убежал. Так мы и не смогли погулять.
Волчонок прибежал к маме, и сказал: «Мама, быстрей, быстрей, научи меня говорить этот звук. Меня никто не понимает»
Мама и волчонок стали заниматься. Волчонок очень сильно хотел научиться произносить звук Л и быстро научился. Теперь он говорил не УЖА, а ЛУЖА, не ОЖКА, а ЛОЖКА.
Он побежал быстрее ветра ко мне и сказал: « Лана, пошли на лодке кататься !!!»
Я очень рада была за своего друга.
— Ребята, а вы хотите научиться говорить правильно, чтобы вас все понимали? (ДА)
5 этап. Автоматизация звука Л в слогах с помощью приемов ритмодекламации и сопряженной гимнастики.
— Давайте споем песню для нашей белочки Ланы.
Включаем музыку с четким ритмом и поем слоги ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ в любой последовательности, предложенной логопедом.
При этом каждый слог сопровождается движением ладоней вверх по диагонали, что имитирует положение языка при произнесении звука Л.
Рис. 3
«ЛА-ЛА-ЛА-ЛА---ЛО-ЛО-ЛО---ЛА-ЛА-ЛА-ЛА---ЛО-ЛО-ЛО……Лана-Лана-Ла-на-на…»..
— Спасибо, ребята. Замечательная песня.
6 этап: Су-Джок терапия.
—Ой, я вспомнила, где закопала остальные орехи.
(Белка находит орехи и раздает детям)
— Давайте поиграем с орешками.
Выполняются упражнения с массажным шариком и пружинками в сопровождении стихотворения.
Рис. 4
День рождения белки.
Как у нашей белочки было День рождения. (Массажируем ладошки массажным шариком)
Лана чаем угощала и енота, и ежа, мышку, зайку и бобра. (Массаж каждого пальчика пружинкой)
Тортик белка испекла с чаем вместе подала. (Массажируем ладошки массажным шариком)
Лана тортом угощала и лисенка, и крота, волка, Мишку и кота. (Массаж каждого пальчика пружинкой)
7 этап. Итог занятия
— Ребята, вы молодцы, помогли белочке, справились со всеми заданиями.
— Давайте вспомним, что мы сегодня делали?
(Дети перечисляют)
Белочка:
— До свидания, ребята. Приходите еще.
Литература:
- Бабина Г. В., Сафонкина Н. Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи (методическое пособие, альбом для обследования восприятия и произнесения слов, картинный материал для проведения игр) — М., 2005.
- Лопатина Л. В. Фонетико-фонематические нарушения и их коррекция у дошкольников со стертой дизартрией. — СПб.: СОЮЗ, 2004. 40.
- Филичева Т. Б., Орлова О.С., Туманова Т. В. Основы дошкольной логопедии. М. Эксмо, 2015.
- Филичева Т. Б., Туманова Т. В., Соболева А. В. Методика преодоления недостатков речи у детей дошкольного возраста. М. Изд-во В. Секачев. 2016.