Одним из необходимых условий эффективной подготовки студентов в сфере высшего образования в области информационных технологий является качественное приближение основных инструментов и используемых в процессе обучения программных продуктов к информационной среде будущего специалиста. В настоящее время существует достаточно большое разнообразие различных технологических приемов, нацеленных на разработку качественных электронных средств обучения. К ним относят различные мультимедийные средства обучения, презентации, интерактивные образовательные web-ресурсы и т.д.
Работая с современными электронными средствами обучения, студенты могут влиять на свой собственный процесс обучения, подстраивая его под свои индивидуальные способности и предпочтения. Они изучают именно тот материал, который их интересует, повторяют изучение столько раз, сколько им нужно, что способствует более эффективному восприятию. Использование качественных мультимедиа-средств позволяет сделать процесс обучения гибким по отношению к социальным и культурным различиям между обучающимися, их индивидуальным стилям и темпам обучения, их интересам.
Одними из наиболее современных электронных средств, проникающих в сферу образования, являются образовательные веб-ресурсы, использующие современные технологии представления информации обучаемому. Одной из такий технологий является технология Web 2.0 [1].
Существует несколько подходов к определению понятия технологии «Web 2.0» в образовании. Согласно первому подходу, основными принципами данной технологии являются интерактивность, синдикация и социализация. Под интерактивностью понимается возможность формирования содержимого ресурса не только разработчиками, но и самими пользователями. Синдикация дает возможность использовать в качестве источников информации различные сервисы сети Интернет (например, различные RSS-потоки). Функцией социализации выступает создание определенных сообществ.
Второй подход предусматривает концепцию образовательной системы, создающей условия «для наиболее полного раскрытия личностного потенциала каждого обучающегося, развития у него личной предприимчивости, навыков самообразования».
Большинство имеющихся в настоящее время мультимедийных учебников пока не отвечают всем требованиям, предъявляемым к ним. Поэтому их целесообразно создавать самим вузам. При этом учебники, во-первых, будут максимально близки по содержанию рассматриваемого в них материала к специфике курса в данном вузе, а во-вторых, помогут студентам приобрести навыки по созданию высококачественных программ, что, несомненно, пригодится им в их профессиональной деятельности по окончании вуза. Например, мультимедийный учебник по изучению языка программирования обеспечивает эффективное обучение студентов в режиме самообучения и в режиме, в котором преподаватель от обычного «инструктирования» переходит к консультированию студентов.
Новые мультимедийные средства обучения должны внедряться в учебный процесс. Если за счет внедрения подобного средства время обучения (или объем изучаемого материала) удается сократить (увеличить) без потери качества на 30%, такое внедрение считается обоснованным. Если аналогичный показатель не превышает 10%, то рассматриваемое мультимедийное средство обучения не заслуживает внимания, с точки зрения его использования для повышения эффективности образования.
Содержание и оформление мультимедийного средства обучения должны обеспечить повышение уровня мотивации обучения и поддержание высокой степени работоспособности обучаемого за счет грамотной организации диалога и дружественного интерфейса.
Также как и при обыкновенном диалоге, когда смысловую нагрузку несут не только слова, но и жесты, мимика и др., так и в компьютерном диалоге применяются похожие элементы, например значки (пиктограммы) вопроса, восклицания, запрета или др., выделение отдельных слов цветом или начертанием символов, применение различного цветового оформления. При этом излишняя яркость отвлекает и может ухудшить восприятие, поэтому необходимо выбирать оптимальное сочетание цветового оформления и выделенных элементов.
Изображение информации в мультимедийных средствах обучения должно соответствовать требованиям к цветовой гамме, разборчивости, четкости и контрастности изображения, эффективности считывания, изображению знаковой информации (размер и яркость свечения), к пространственному размещению информации на экране в соответствии с гигиеническими требованиями и санитарными нормами работы с вычислительной техникой.
Преподаватель должен иметь возможность контролировать устойчивость мультимедийного средства обучения к ошибочным и некорректным действиям обучаемого, соответствие функционирования программы описанию в эксплуатационной документации, защиту от несанкционированных действий, минимизации времени на действия пользователя, эффективного использования технических ресурсов, восстановления системной области после завершения работы программы.
Все требования к мультимедийным средствам обучения (МСО) можно разделить на две основные группы: требования, инвариантные относительно уровня образования, имеющие отношение ко всем, без исключения, МСО и специфические требования, предъявляемые к МСО для общего среднего, высшего профессионального, дополнительного образования, а также обучения людей с ограниченными возможностями [2, С.167].
Использование мультимедийных технологий в обучении реализует несколько основных методов педагогической деятельности, которые традиционно делятся на активные и пассивные принципы взаимодействия обучаемого с компьютером. Пассивные мультимедийные продукты разрабатываются для управления процессом представления информации (лекции, презентации, практикумы), активные – это интерактивные средства мультимедиа, предполагающие активную роль студента, который самостоятельно выбирает подразделы в рамках некоторой темы, определяя последовательность их изучения.
К преподавателю, использующему мультимедийные средства в образовательной деятельности, предъявляется множество требований, таких как организаторские, дидактические, перцептивные, коммуникативные и др. (рисунок 1).
При изучении мультимедиа технологий и использовании разработанных мультимедийных средств обучения внимание учеников будет напрямую зависеть от умения педагога организовать занятие. Для правильной организации использования мультимедийной информации на занятии педагогу требуется:
установить, что главное, а что второстепенное, отдав предпочтение главному;
поставить конкретные задачи;
определить конечную цель и разбить на этапы пути ее достижения;
ориентироваться на осмысленность и содержательность деятельности студентов;
стремиться к активизации мыслительной деятельности обучаемых,
предоставлять указания на возможные ошибки;
осуществлять контроль над исполнением заданий [3, C.173].
Рис.1. Требования к педагогу, использующему
мультимедийные средства в образовательной деятельности
Для более полного раскрытия методики проведения занятий с использованием модели мультимедийных информационных ресурсов необходимо рассматривать такую методику в строгом соответствии с целями, задачами, содержанием и организационными формами обучения, учитывая позицию ведущего по организации учебной деятельности и ожидаемые результаты обучения мультимедиа технологиям. Очевидно, что такой подход будет более полно соответствовать понятию методической системы и специфике входящих в нее компонент.
Обучение с использованием мультимедийных ресурсов и мультимедийных сайтов Интернет должно осуществляться поэтапно. Выделяется три основных последовательных методических приема изучения информационного наполнения мультимедийных ресурсов:
первый прием – метод случайных проб при работе с информационными мультимедийными ресурсами;
второй прием – метод целенаправленных проб при работе с информационными мультимедийными ресурсами;
третий прием – полноценное пользовательское оперирование с информационными мультимедийными ресурсами.
Есть два принципиально разных подхода к изучению нового инструмента. В соответствии с первым подходом обучаемые вначале знакомятся по шагам с отдельными деталями и возможностями инструмента. А потом ученикам предлагается сообразить, для чего они могут использовать изученный инструмент, т.е. какие задачи можно решать с его помощью. В соответствии с другим подходом ученикам вначале предлагается некоторая практическая задача, а далее ученики изучают разные подходы к решению этой задачи с помощью предложенного инструмента, по ходу работы изучая функции инструмента и его возможности.
Мультимедиа служит перспективным средством в образовательном процессе, позволяющим преподавателю предоставить массивы информации в большом объеме, чем студент привык получать из традиционных источников информации; наглядно в интегрированном виде включать не только текст, графики, схемы, но и звук, анимацию, видео и т.п.; отбирать виды информации и в той последовательности, которая соответствует логике познания и уровню восприятия конкретного студента.
Использование мультимедийных средств в качестве инструмента означает появление новых форм мыслительной, мнемической, творческой деятельности.
Степень наглядности повышается возможностями мультимедийных технологий, то есть процесс понимания, запоминания, осознания явлений природы, ее законов, научных теорий, математических расчетов может быть максимально наглядно представлен обучающимся в динамичном, обучающем или тренировочном варианте мультимедийного дидактического средства.
На этапе актуализации опорных знаний мультимедийные технологии исполняют роль подготовки студентов для работы на следующем этапе усвоения нового материала. В процессе же предъявления нового материала мультимедийные технологии могут, во-первых, повысить наглядность предъявления содержания нового материала, и, во-вторых, моделировать вариативность проблемных ситуаций. На этапе формирования умений и навыков мультимедийные технологии дают возможность оптимально переходить обучающимся на более высокие уровни усвоения нового учебного материала. Мультимедийные технологии решают и проблемы педагогического мониторинга качества усвоения учебного материала и его систематизации [4, С.152].
Применение средств мультимедиа в обучении позволяет:
решить задачи гуманизации образования;
повысить эффективность учебного процесса;
развить личностные качества обучаемых (обученность, обучаемость, способность к самообразованию, самовоспитанию, самообучению, саморазвитию, творческие способности, умение применять полученные знания на практике, познавательный интерес, отношение к труду);
развить коммуникативные и социальные способности обучаемых;
существенно расширить возможности индивидуализации и дифференциации открытого и дистанционного обучения за счет предоставления каждому обучаемому персонального педагога, роль которого выполняет компьютер;
определить обучаемого в качестве активного субъекта познания, признать его самоценность;
учесть субъективный опыт обучаемого, его индивидуальные особенности;
осуществить самостоятельную учебную деятельность, в ходе которой обучаемый самообучается и саморазвивается;
привить обучаемому навыки работы с современными технологиями, что способствует его адаптации к быстро изменяющимся социальным условиям для успешной реализации своих профессиональных задач [5, С.149].
Обучающие мультимедийные программы способствуют укрупненному структурированию содержательной компоненты учебного материала, самостоятельному выбору и прохождению студентом (обучаемым) полного или сокращенного вариантов обучения. Т.е. это логически завершенная единица учебного материала.
Они способствуют появлению не только нового насыщенного поля общения, передачи информации, но и поле порождения новых смыслов, проблем, решений, новых точек пересечения, которые получили иное место в современной культуре по сравнению с традиционными и известными средствами массовой информации [6, С.76].
Бент Б. Андерсен. Мультимедиа в образовании: специализированный учебный курс / Бент Б. Андерсен, Катя Ван ден Бринк. – Изд. 2-е. – М. : «Дрофа», 2007. – 224 с.
2 Демкин В.П., Руденко Т.В., Серкова Н.В. Психолого-педагогические особенности ДО. // Высшее образование в России, 2005. – № 3. – С.124–128.
3 Зайнутдинова Л.Х. Создание и применение электронных учебников (на примере общетехнических дисциплин). – Астрахань: Изд-во ЦНТЭП, 2006. – 364 с.
4 Львова О.В. Системный подход к использованию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе. // Вестник РУДН. Серия «Информатизация образования № 1(3)». – 2006. – С.75–85.
5 Овсянников В.И., Балашова Ю.В. Исследование психологических основ дистанционного образования. // Образовательная среда сегодня и завтра: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 27.09–30.09.2006). – М.: Рособразование, – 2006. – С.5–21.
6 Трофимов А.Б. Отношение обучаемых к современным информационно-педагогическим технологиям. // Социологические исследования, 2006, – № 12. – С.128–131