Усовершенствование познавательной деятельности учеников на уроках математики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Жумаев, Ж. Т. Усовершенствование познавательной деятельности учеников на уроках математики / Ж. Т. Жумаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 4 (39). — С. 406-409. — URL: https://moluch.ru/archive/39/4610/ (дата обращения: 18.12.2024).

Как и во всех учебных заведениях, урок в академических лицеях является основной формой организации обучения. Он совокупляет в себе педагогический процесс обучения и воспитания. Основные принципы, методы и средства обучения воплощаются в жизнь через урок. Урок, даже если он изображает часть большого учебного материала, выполняет четкую задачу.

Как составляющая обучения, урок, и в академических лицеях имеет свое собственное место. Искусство преподавания зависит от понимания преподавателем закономерностей и принципов обучения, задач академических лицеев, от степени понимания социальных и педагогических потребностей. Одним из основных условий эффективного проведения урока - является грамотная постановка задач урока.

В первую очередь, преподаватель должен определить ожидаемые результаты от проведения урока, а потом методы его проведения. При составлении урока, определяются цели и суть изучаемого материала. Он должен быть грамотно составлен.

Основная цель среднеспециальных учебных заведений профессионального образования, в том числе и академических лицеев, является подготовка обучающихся к формированию личности, как полноценного члена общества экономического взаимоотношения, человека, умеющего самостоятельно вести деятельность на уровне своих задач, обучения в них навыков самостоятельного и творческого мышления, умения рационально пользоваться с поступающим потоком информаций.

В современных условиях имеются множество возможностей повышения влияния уроков математики. Одним из таких возможностей является обучение учеников лицеев методами проведения и изучения уроков математики. Владение этими навыками является важным для самостоятельной, рациональной работы учеников. И вообще, успешное усвоение материалов любого предмета, в том числе и математики, даётся в результате активной деятельности учеников и привлечения их к самостоятельной работе.

Вторая возможность повышения влиятельности - это основательная подготовка к проведению уроков математики.

В процессах уроках происходит первоначальное усвоение математических знаний. Современный урок математики – это сложная форма обучения. Подготовка к урокам математики и ее проведение требует от учителя траты огромной творческой силы, а в частности:

- во-первых, на уроках решаются множество различных плановых задач. На каждом занятии ученик должен получить, дополнительные к проведенным материалам, знания. Материалами урока и средствами его активизации, нужно пользоваться не только в целях обучения, но и воспитания учащихся. Учитель решает, каких точные знания необходимо передать, какие традиционные и нетрадиционные методы обучения использовать. И каким образом использовать их для воспитания учащихся;

- во-вторых, на уроке используются такие рабочие формы, как: групповые, парные и т. д. Для подготовки своеобразного сценария и привлечения внимания всех учеников и каждого ученика, учитель должен развивать свои организаторские способности и усовершенствовать их;

- в- третьих, урок должен быть обеспечен, соответствующими решаемым на уроке математическим задачам, учебными средствами;

- в- четвертых, учитель должен уметь эффективно пользоваться элементами учебно-методических комплексов и техническими средствами обучения. Для этого, учитель должен постоянно держать в рабочем состоянии технические средства обучения математике;

- в-пятых, глубокое изучение личности каждого ученика со стороны учителя, является одним из важных факторов создания положительной мотивации. Этого можно достигнуть использованием методов вызывания заинтересованности в процессе выполнения заданий. В ряд таких методов можно внести организацию письменных и проблемных заданий.

Исходя из вышесказанного, можно сказать, что урок, как сложная форма обучения, приобретает решающее значение при усвоении математических знаний со стороны учеников академических лицеев. Урок математики в академических лицеях требует внимательной подготовки. В нем формируются и развиваются математические знания, навыки и квалификации.

Глубокое понимание учителем ожидания учеников рассматривается как еще одна возможность усиления влиятельности уроков математики.

Для учеников лицеев, учитель - прежде всего передатчик изучаемых математических материалов. Поэтому, они ожидают от него глубоких математических знаний. Учитель - обучает, развивает, воспитывает учеников. Он - вдохновляет их к изучению предмета, организует процесс освоения математических знаний.

Воплощение в жизнь форм и путей всех этих концепций должно быть творческим, нетрадиционным и в то же время эффективным. Нетрадиционные формы уроков математики, обычно выполняются во время изучения нового материала, исполняя задачи контроля обучения, после изучения одной или несколько тем. Такие занятия проводятся необычным, иначе говоря, нетрадиционным способом.

Нетрадиционные формы урока математики проводятся, когда участвуют все ученики группы, обязательно выполняются с использованием наглядных пособий. В таких уроках достигаются цели разнообразного, методического, педагогического и психологического характера. Эти цели можно объединить следующим образом:

  • ученикам даются точные знания, и ими эти знания, в отличие от традиционных уроков, ощутимо легко осваиваются;

  • выполняется контроль освоенных учениками знаний, навыков и квалификаций по определенным темам;

  • обеспечивается работоспособность, создаётся рабочая обстановка, у учеников появляется серьезное отношение к уроку;

  • на уроке предусматривается максимальное присутствие учеников и минимальное присутствие учителя;

  • ощутимо повышается степень самостоятельного получения знаний по математике;

  • повышается интенсивность проводимых занятий по математике, в результате, достигается решения большего количества задач и заданий, чем на традиционных уроках.

На сегодняшний день многие основные методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения (4,5). Интерактивное обучение – это, прежде всего, общение между учителем и учеником в процессе обучения, которое повышает влиятельность урока.

Какая основная характеристика интерактивного метода? Интерактивное обучение – это особая форма организации познавательной деятельности. Оно предусматривает точные и заранее предназначенные цели. Одним из таких целей, является обеспечение эффективности обучения, создание самых удобных условий обучения для учеников в ощущении ими своей интеллектуальности, своих достижений.

Применяя ПТО, составление учебного процесса, можно разделить на следующие этапы:

  1. Направление. Этап подготовки экспертов и участников игры. Учитель предлагает порядок работы, разрабатывает вместе с учениками основные цели и задачи занятия, изображает учебную проблему. Комментирует правила игры, дает пакет материалов общего течения, содержания игры.

  2. Подготовка к проведению. Это – этап ситуации, указаний, изучения материалов. Учитель излагает сценарий, останавливается на правилах подсчета баллов (составляется табло игры), процесса игры, ролей, задач игры.

  3. Проведение игры. Этот этап состоит из самого процесса игры. Начиная с самого начала, никто не вправе вмешиваться, и не может изменить ход игры. Если участники нарушат правила игры, только ведущий может исправить промахи. Ведущий ведет игру, однако, он не может сам участвовать в ней без надобности. В его обязанности входят: курировать движения, результаты игры, подсчет баллов, объяснить ход игры, и по просьбе участников, оказать им необходимую помощь.

  4. Обсуждение игры. Это- анализ игры, обсуждения, оценка результатов. На этом этапе, учитель обсуждает результаты работы. На этом же этапе, выступают и эксперты. Ученики обмениваются мнениями, защищают свои решения, подводят итоги, рассказывают о возникших трудностях и идеях в ходе игры.

Применение ПТО даёт учителю возможность объединить деятельность каждого ученика (создаётся система взаимного влияния, в целом как: учитель-ученик, учитель-класс, ученик-ученик, группа-группа и.т.д.).

Имеются множество форм нетрадиционных уроков, дающих высокую эффективность. С методической стороны, они выполняют: обучение, развитие и воспитание учеников. К ним можно внести: игру- урок, семинар- урок, видео- урок, экскурсия- урок и др.

Имеется большое количество разнообразных видов интерактивных технологий обучения. Каждый учитель может самостоятельно придумать новые формы работы с классом и применить их. Часто учителя в классе выбирают форму парной работы. В нем ученики учатся задавать друг- другу вопросы и отвечать на них. В академических лицеях, в настоящих условиях возникает необходимость постановки и решения дидактических, педагогических и методических вопросов, преследующих цели расширения степени прививания математических знаний. Одним из путей решения этих вопросов является в процессе обучения интеграция математики с предметами информатики или физики. Межпредметная интеграция даёт возможность обобщения и систематизирования знаний учеников с соседними учебными предметами. Проведенные нами научные исследования показали, что результаты педагогических опытов с применением межпредметной интеграции усиливает воспитательную задачу обучения.

Актуальной является проблема методики формирования и развития навыков самостоятельной работы в учебных заведениях средне - специального, профессионального образования, требующая решения со стороны учителей, и в том числе, учителей математики. В современных условиях, решение этой проблемы необходимо и с точки зрения повышения эффективности в прививании математических знаний, активизирования самостоятельной деятельности учеников. Для этого требуется точно определить систему математических навыков и квалификаций, которая приведет к выполнению самостоятельных работ разного характера.

Как и в школах среднего образования, в академических лицеях, на основе практики обучения, так же можно использовать четыре метода обучения: объяснительно- показательное, репродуктивное, проблемное и исследовательское.

Если учесть, что в первом методе отсутствует обратная связь между учеником и системой обучения, его использование в системах, использующих компьютер, является бессмысленным.

Репродуктивный метод с применением компьютерных технологий, предусматривает усвоение учеником знаний, передаваемых через компьютер или со стороны учителя, осознание им изучаемого материала. Использование этого метода даёт возможность улучшения качества учебного процесса, но не позволяет резкого изменения от традиционной схемы обучения. В этом смысле, испытанными являются применение проблемного и исследовательского методов.

Проблемный метод обучения используется в организации методов поиска решения, каких-то проблем учебного процесса. Основная цель – оказать максимальное влияние познавательной деятельности учеников. Основное место отводится получению навыков по сбору информаций, приведению их в порядок, анализу и передаче.

Исследовательский метод с применением компьютера обеспечивает творческую самостоятельную деятельность учеников в течение научно-технического исследования в рамках какой-то одной темы (3,4). Обычно, использование этого метода, в отличие от других, является более удачным и приятным.

Формы интерактивного творчества ученика и учителя – неисчерпаемы. Самое главное - искусно направить их к достижению поставленной учебной цели.


Литература:
  1. Агапова Н. В. Перспективы развития новых технологий обучения. – М.: ТК Велби, 2005. – 247 с
  2. Анализ урока в обучающих технологиях // В кн.: Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников. – М.: Сентябрь, 2003. – 176 с.
  3. Сулейманов Р.Р. Ключевые компетенции при определении понятий задача, модель, проект // Информатика и образование. №3. 2009.
  4. Новая модель обучения.. http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0b65625b3bd78b4c43a88521206c27_0.html
  5. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов / Н.Д. Угринович. – 4-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 511 с.





Основные термины (генерируются автоматически): учитель, урок, ученик, знание, лицей, учебный процесс, интерактивное обучение, исследовательский метод, межпредметная интеграция, профессиональное образование.


Задать вопрос