Два человеческих изобретения
можно считать самыми трудными;
искусство управлять
и искусство воспитывать
И.Кант
Общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только за усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей, должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.
Исходя из этого, необходимым условием модернизации российского образования является повышение профессионального уровня педагогов и «формирование педагогического корпуса, соответствующего запросам современной жизни».
Решая эти задачи, педагогический коллектив школы № 24 направляет свою деятельность на создание системы научно-методического обеспечения образовательного процесса, предусматривающего программно-целевой подход в управлении методической работой педагогов, и рассматривает ее как неотъемлемое звено в образовательной цепи, которое непосредственно связывает научные достижения в области психолого-педагогических наук с практикой обучения и воспитания школьников. Главное условие успеха коллектив видит в организации систематической и целенаправленной работы ив повышению уровня профессиональной компетенции педагогических кадров. Задача каждого педагога нашей школы овладеть системой наиболее обоснованных в теории, проверенных практикой приемов и методов обучения и воспитания учащихся. На наш взгляд, современный учитель - это образованный человек с высокой методической культурой.
Программно-целевой подход в управлении методической работой включает в себя диагностирование состояния образовательного учреждения, определение целей и задач, особенности организационной структуры, разработку планов и программ, контроль и коррекцию.
Как организовать структуру управления методической работой, чтобы повысить качество и эффективность образования, создавая условия для роста педагогического мастерства учителя?
Организация методической работы в школе осуществляется в соответствия со следующей структурой:
Организационная структура управляющей системы во многих школах строится по линейно-функциональному принципу, распределительно-контролирующему, где преобладают вертикальные связи и отношения субординации, подчинения; горизонтальные связи также регламентированы; число индивидуальных и коллективных субъектов, их функциональные обязанности и права стабильны в течение года. Имея положительные тенденции /стабильность результатов, четкий контроль и планирование текущей деятельности/, данная оргструктура имеет некоторые негативные черты, иногда мешающие саморазвитию педагогов, их творчеству, является иногда «необоснованным навязыванием той или иной деятельности »
Главное, к чему необходимо стремиться при организации управления методической работой, - это «реальная методическая работа педагога, адресованная лично ему». Поэтому одним из важнейших направлений в деятельности администрации школы следует считать организацию процесса демократизации управления, иначе школа обречена на авторитарное давление через субъектно-объектные отношения. Наряду с текущей методической работой, которая определена по плану, главной задачей является организация творчества педагогов через создание матричной организации управлением, где пересекаются вертикальное и горизонтальное управление, и сочетается жесткая линейно-функциональная оргструктура с гибкой, подвижно-матричной структурой, при которой, кроме стабильных органов, создаются и временные творческие группы для решения конкретных задач.
Существующий в школе методический совет курирует и координирует деятельность всех общественно-педагогических и научно-исследовательских формирований. Он призван решать общешкольные задачи, направленные на повышение методического уровня педагогов. Осуществляя общую стратегию управления методической работай в школе, методический совет решение конкретных задач делегирует временным группам оргструктуры, заинтересованным в этой работе.
Организованная информационно аналитическая группа включает в свой состав руководителей МО, творчески работающих педагогов и
решает следующие задачи; проведение мониторинга деятельности педагогов;
-определение проблемы;
-выдвижение гипотез.
Организационный совет объединяет педагогов v имеющих общие интересы и высокую мотивацию, для работы над конкретной проблемой. В его состав, также входит заместитель директора по УВР. Задачи организационного совета:
создание условий для повышения методического уровня педагогов п о конкретной теме;
проведение мониторинга эффективности применения полученных знаний в учебно-воспитательном процессе;
определение критериев оценки результатов методической работы в данном направлении.
Малые исследовательские группы включают педагогов, которым интересно работать вместе по определенной теме. Методический совет и организационный совет может оказывать поддержку педагогам в создании образовательной среды и распространении их опыта.
Мониторинг деятельности педколлектива нашей школы, проведенный информационно-аналитической группой, показал, что необходимо организовать учебно-воспитательный процесс в условиях, способствующих активизировать деятельность учащихся на уроке и побуждать их к творчеству. Результаты мониторинга позволяют сделать вывод, /что большинство учителей в своей работе используют элементы проблемного обучения для активизации деятельности учащихся, но не имеют достаточной теоретической подготовки и должного информационного обеспечения по данной проблеме. Для того, чтобы эффективно использовать потенциальные возможности педколлектива в применении проблемного обучения, в школе было создано организационное звено по управлению внедрением проблемного обучения в образовательный процесс
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ СОВЕТ ПО ИЗУЧЕНИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ.
Цель - организовать теоретическую подготовку педагогов, информационное обеспечение, создать условия для применения в практической деятельности проблемного обучения.
Планирование методической работы было выстроено в соответствии с темой: «Развитие творческого потенциала личности школьников в процессе проблемного обучения».
Организационным советом были определены следующие формы работы .- индивидуальные и групповые консультации для руководителей МО и педагогов, - практические семинары,
- заседания предметных МО,
- открытые уроки, их анализ,
- педагогический совет: «Проблемное обучение как средство активизации мыслительной деятельности учащихся и развития творчества школьников и педагогов».
Исходя из всего сказанного, следует сделать вывод о том, что главной особенностью организации структуры управления методической работой в условиях модернизации образования станет приобщение педагогов к управлению школой, что позволит реализовать творческие потребности каждого педагога,
Р. Киплинг говорил: «Образование - важнейшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно».