В учебно-практической и творческой деятельности, связанной с музыкальными инструментами Эдельвены Смеловой, мною1, как и многими преподавателями, были отмечены положительные стороны процесса общения детей со свирелью, среди которых выделю следующие:
● формирование устойчивого интереса и любви к музыке и музыкальному творчеству;
● обогащение эмоциональной сферы ребенка;
● интенсивное развитие музыкальных способностей детей;
● заметное улучшение состояния здоровья;
● значительное улучшение речи;
●формирование интуитивной устремленности современного ребенка к игре на свирели, как способу эффективной разгрузки нервной системы и снятию стресса.
Следует отметить, что свирель Эдельвены Смеловой еще двадцать лет назад ярко проявила свое совершенство в качестве естественного и поэтому гармоничного способа приобщения детей к музыке. Наряду с этим, она не перестает удивлять и сегодня, в том числе и достаточно опытных педагогов. Совершенно очевидно, что этот музыкальный инструмент изначально был задуман настолько мудро, что нам еще только предстоит познать и открыть все его возможности.
Дивную и восхитительно певучую японскую мелодию для тростниковой флейты, случайно услышанную детьми и преподавателями “Творческой мастерской Лель”, всем очень захотелось сыграть на свирели. Однако, проанализировав эту мелодию, мы выяснили, что ее основные разделы в тональном плане представляют собой цепь нескольких постепенных модуляций, что в большей степени и способствует необыкновенной красоте этой музыки. Мы понимали, что на соль-мажорной свирели сыграть такую мелодию не сможем, поскольку тональные возможности нашей свирели ограничены.
Однако из далекой Канады к нам уже летела через Атлантический океан посылка, в которой мы обнаружили новые, другие – фа-мажорные свирели! За счет небольшой вставки в саму трубку свирели и других внешне незаметных, но очень умных и функциональных приспособлений, на новой свирели хорошо зазвучали другие тональности – фа мажор и ре минор, к тому же, у этой свирели оказался пусть и совсем немного, но все-таки шире диапазон извлекаемых звуков. Несколько отличался и тембр – он был более мягким и теплым.
Таким образом, наше желание исполнить японскую мелодию для тростниковой флейты на свирели неожиданно осуществилось. Первый раздел мелодии, написанный в тональности си-бемоль мажор, мы сыграли на фа-мажорной свирели. Второй, в тональности соль-мажор, был сыгран на соль-мажорной, а третий и четвертый в тональностях си-бемоль мажор и фа-мажор – на фа-мажорной свирели. К тому же, смена свирелей внесла в процесс исполнения не только интересный тембровый и тональный контраст, но и театральный элемент:
Старинная немецкая легенда (“The piper of Hamelin”) гласит следующее. Очень давно один небольшой немецкий городок был буквально заполнен крысами. Ими кишили улицы и дома, крысы гнездились даже в людских шляпах. К тому же, от этих животных было столько много шума, что люди, общаясь между собой, не слышали друг друга!
Не видя иного выхода, жители злополучного городка обратились к его главе с требованием, чтобы он немедленно изгнал крыс из города. В это время в кабинете мэра появился бродячий музыкант, который уверял, что когда он играет на своей свирели мелодии, все животные следуют за ним. Мэр обрадовался и обещал щедро отблагодарить музыканта, если тот избавит городок от крыс. Музыкант взял свирель и заиграл чудесную мелодию. И произошло чудо: крысы, большие и маленькие, старые и молодые, начали выбегать отовсюду, следуя за играющим на свирели. Они заполнили улицы городка. Музыкант, как и обещал, вывел крыс прочь из города.
И тогда маленький городок наполнился людским смехом и радостью. Люди пели и танцевали прямо на улицах. Мэр тоже был доволен. Когда же перед ним вновь появился бродячий музыкант, которому было обещано щедрое вознаграждение, это вызвало у мэра раздражение. Он бросил музыканту: “Ты взял в руки какую-то дудку и решил, что это стоит щедрого вознаграждения? Держи одну монету! И чтобы я больше никогда не видел тебя в этом городе!”
Бродячий музыкант не стал спорить. Он вышел на улицу, взял свирель и заиграл чудесную мелодию. И тут жители городка снова услышали странный шум. Это был шум убегающих детских ног. Люди увидели, как дети стремительно убегают вслед за бродячим свирелистом далеко в горы – прочь из родного города…
Музыкальная пьеса “The piper of Hamelin” написана мною по мотивам старинной немецкой легенды и символично отражает ее основное содержание. Так, первая тема, выдержанная в характере окрашенного в эпически печальные тона неторопливого рассказа, играет роль вступления-эпиграфа и исполняется на свирели-соло.
Зовная тирольская тема, исполняемая свирелью-соло, в основе которой характерные восходящие квартовые и октавные интонации, символически воплощает появление в городке бродячего музыканта. Следующая за ней, искрящаяся весельем песенная тема в духе ранних песен Ф. Шуберта, также является тематизмом свирелиста и исполняется сольно.
Цитатный материал (“Хорал” из “Детской музыки” Роберта Шумана), вдохновенно исполняемый ансамблем свирелей четырехголосно, символизирует сплоченность детей вокруг бродячего музыканта и их необычайную веру в него. Исполняется цитатный материал с постепенным в плане динамики ослаблением звучности и уходом свирелиста (солиста) и детей (других участников ансамбля) со сцены. На сцене остается один лишь рассказчик, вновь повторяющий грустную сказовую первую тему:
Следует отметить, что при расписывании четырехголосия на соль-мажорную свирель очень часто возникает проблема отсутствия звуков определенной высоты – например, звука до первой октавы и некоторых других. Из-за узкого диапазона инструмента сложно сыграть подобные многоголосные фрагменты ярко, торжественно и “пространственно” широко. Однако и эта ситуация мудро продумана создателем инструмента – в этом случае выходом может стать активное применение других разновидностей свирели – фа-мажорной и, конечно же, звукарика2. Их применение, вне всякого сомнения, в значительной степени способствует обогащению качества звучания многоголосных музыкальных построений.
Сегодня ансамбль свирелей “Творческая мастерская Лель”, концертный репертуар которого включает около 25 произведений, в том числе и достаточно сложных, применяет все виды свирелей Эдельвены Смеловой – соль-мажорную, фа-мажорную и звукарик, что и обеспечивает, в большей степени, наличие новых возможностей и перспектив для активной реализации творческого потенциала нашего коллектива.
Литература:
М. Лукашевич. Это маленькое чудо… / Музыка в школе. – №3, 2011.
Э. Смелова. Свирель поет мелодии детства. – Торонто, Онтарио, 2008. – 22 с.
Э. Смелова. Альтернативные игры. – Торонто, Онтарио, 2012. – 23 с.
E. Smelova. Reed sings. – Toronto, Ontario. – 19 c.
1 Следует отметить, что положительные стороны общения детей со свирелями Эдельвены Смеловой отмечают сегодня многие педагоги, в частности – М. Ю. Лукашевич в статье “Это маленькое чудо…”, опубликованной в журнале “Музыка в школе” (№3, 2011).
2 Свирель Э. Смеловой с 7-ю отверстиями, имеющая полный хроматический звукоряд.