В статье рассматриваются особенности современной социокультурной среды, в условиях которой выросли современные школьники, особенности современных подростков; противоречия, связанные с особенностями социализации подростков; особенности их познавательной мотивации.
Ключевые слова: современный подросток, познавательная мотивация, социокультурная среда, «клиповое мышление», ценностные ориентации.
Развитие образования в новых социально-экономических условиях предполагает подход, в соответствии с которым центральной фигурой образовательного процесса является личность ученика со всем многообразием его потребностей и интересов. Основной задачей образовательного процесса становится развитие и удовлетворение этих интересов и потребностей.
Современные дети выросли в условиях изменившейся социокультурной среды, которая характеризуется принципиально новыми чертами и особенностями. К ним относятся [6]:
увеличение самой скорости изменений в жизни;
быстрое освоение новыми поколениями социального опыта;
стремительное развитие процессов интеграции и глобализации современного мира;
смещение ценностных ориентаций в индустриально развитых странах (переход от «материалистических» ценностей, для которых характерен акцент на материальной обеспеченности и экономической надежности к «постматериалистическим», которые ориентированы на внеэкономические и духовные приоритеты (сохранение природы, создание духовного общества, в котором идеи будут иметь большую ценность, чем деньги, глубокое осознание своего социума и др.);
углубление социальных и культурных противоречий, локальных конфликтов и других факторов, угрожающих человеку, его жизни, здоровью и др.
Хронологически подростковый возраст определяется от 10 до 15 лет. В работах отечественных психологов и педагогов (Слободчиков В.И., Крутецкий В.А., Туревская Е.И. и др.) было раскрыто, что движущими силами психического развития в этом возрасте является возникновение и преодоление следующих диалектических противоречий:
между возросшими физическими, интеллектуальными и нравственными возможностями подростка и старыми, сложившимися ранее формами его взаимоотношений с окружающими, старыми видами и уровнями его деятельности;
между растущими требованиями к подростку со стороны общества, взрослых, коллектива и наличными формами поведения подростка.
между новыми потребностями, порождаемыми деятельностью подростков, и возможностью их удовлетворения;
Особенности современных школьников изучались многими исследователями (Бунеев Р.Н., 2002, Илюшин Л.С., 2006, Торшилова Е.М., 2001, Степанов П.В., 2006, Ефремов К., 2007, Собкин В.С., 2006 и др.). Изложим кратко основные идеи, значимые для нашего исследования.
Важным качеством современных детей стоит назвать более сильное ощущение своего «Я» в мире, которое чаще всего переходит в чувство собственного достоинства и самоуважения. Следствием этого является более свободное и независимое поведение, чем у детей в прошедшие годы. Чрезмерная опека со стороны взрослых оскорбляет их [1]. Возросли амбиции и самооценка современных школьников. При этом они способны понять свои слабости, недостатки, сравнить себя с другими, самих себя в настоящем и прошлом, т.е. способны к самоанализу, рефлексии.
«Умение добиваться успеха» – самое ценное качество личности, по мнению и младших, и «средних», и старших школьников, но старшие ценят еще общий оптимизм, умение не вешать голову, не унывать в любых обстоятельствах. Они явно ценят это в других и стремятся воспитать в себе [7].
В эпоху Интернета у школьников возникает «клиповое мышление», требующее динамичной и дозированной подачи материала в форме гипертекста [2]. При клиповом мышлении окружающий мир превращается в мозаику разрозненных, мало связанных между собой фактов. Клиповое мышление характеризуется рядом особенностей: любой текст должен быть насыщен «большим количеством коротких фраз, отражающих эмоциональное состояние человека; текст сильно фрагментирован, разбит на перемежающиеся смысловые блоки небольшого (два-три абзаца) объема; фрагменты текста слабо связаны между собой, образуют своего рода мозаичное изображение с частично утраченными элементами; текст построен по принципу «описание действия» [8].
Особенностью современных школьников является обширная, но бессистемная информированность практически по любым вопросам. Если дети прошлых лет ощущали определенный информационный голод, то сегодня подростки имеют доступ к небывало широкому объему информации. Современные школьники умеют хорошо ориентироваться в постоянно меняющемся информационном пространстве. Сегодня подростки все больше времени проводят у экранов ТВ и компьютеров. С пеленок окруженные электроникой, школьники прекрасно ориентируются в новых технологиях и нетерпимо относятся к технической некомпетентности других. Отношение к использованию новых информационных технологий носит у подростков прагматичный характер: они «добывают», «скачивают» информацию. Информация воспринимается ими как ничья, они не смотрят авторов найденной информации. Индивидуальный прагматизм очень быстро завоевывает позиции в сознании школьников.
Для современного школьника является характерным стремление к реальной самостоятельности, которая представляется ему как свобода, к самопознанию, желание занять благоприятное положение в школьном коллективе, закрепить свои позиции в детской субкультуре.
Изменилось содержание деятельности подростков в свободное время. По степени популярности занятия сегодняшних подростков в свободное время, например, в выходные дни, располагаются в следующей последовательности: просмотр телепередач, слушание музыки, игра на компьютере, разговоры с друзьями по телефону, просмотр видеокассет, чтение.
В новых условиях жизнедеятельности формируются адекватные им ценностные ориентации подростков. Наиболее значимой является потребность в любви. Второе место в структуре ценностных ориентаций занимает социальная ориентация на труд. Современные школьники желали бы работать и зарабатывать. Но они предпочитают труд интенсивный, но непродолжительный, рациональный, динамичный, результативный. Речь идет о возможности «иметь любимую профессию». Лидируют такие профессии, как юрист, экономист, программист. Далее по степени значимости в структуре ценностных ориентаций подростков следует ориентация на материальную обеспеченность («иметь достаточное количество денег»). У заметной части подростков проявляется неуважение к закону, готовность его обойти, если это сулит значительные блага. В структуре ценностей современного подростка отступают на задний план и становятся менее престижными социально-культурные потребности, приобщение к достижениям культуры (посещение выставок, музеев и т.д.) [4].
Многие подростки проявляют неверие в традиционные ценности, считают, что традиционные моральные нормы и ценности относительны, не обязательно их все соблюдать. Можно вносить собственные коррективы, полагаясь на свое субъективное мнение. Но то, что подросток сам для себя установил, он неукоснительно соблюдает, т.е. имеет место абсолютизация индивидуальных ценностей. Современным школьникам присущ скептицизм. У них происходит падение доверия к авторитетам (учителя, родителей и т.д.) и традиционным источникам знаний.
Современные школьники ожидают, что все занятия будут легкими и увлекательными. Учащиеся хотят получать хорошие отметки при минимуме усилий.
В сегодняшнем образовании ученик ориентирован прежде всего на себя. Это проявляется в активном поиске учеником смысла изучения тех или иных знаний, участия в различных формах педагогического взаимодействия, предлагаемых школой. Данная ориентированность сказывается также на отношении учащихся к результатам своей учебной деятельности. При оценке этих результатов мнение учителей и родителей не является однозначно авторитетным. Ученики достаточно критично относятся к основным школьным предметам, определяя их как скучные, причем как с позиции их общего содержания, так и в плане деятельности учителей-предметников на соответствующих уроках. Многие учащиеся интересуются лишь тем, что имеет непосредственное отношение к будущим заработкам.
В целом современный школьник – деятельный участник социокультурного образовательного пространства современной школы, активность которого обусловлена состоянием успешности в той или иной сфере деятельности.
Исходя из особенностей современных учащихся, рассмотрим особенности их мотивации в учебной деятельности. Современные педагоги и психологи (Е.П. Ильин, М.Н. Дудина, К.И. Подбуцкая) отмечают, что у современных школьников существует проблема отчуждения к учебной деятельности. Они отмечают, что тенденция отчуждения нарастает у учащихся по мере продвижения к старшим классам. Исследователи подтверждают, что уже у учащихся младших классов наблюдается снижение мотивации учения. Практика различных школ показывает, что в настоящее время при поступлении в школу от 8 до 20% будущих первоклассников уже проявляют нежелание учиться (2007).
Исследования ученых показывают, что значительное количество учеников воспринимает цели школьного образования как слишком общие, не имеющие реальной связи с их повседневной сегодняшней и будущей жизнью. Эта же тенденция отмечается при анализе данных анкетирования родителей. Сами педагоги признают, что для изменения (повышения) мотивации познавательной деятельности школьников необходимы новые учебные технологии, способные, в частности, помочь «перевести» цели школьного образования на язык, понятный школьникам. В сочетании с зафиксированной общей несогласованностью целевых приоритетов школьного образования в понимании учеников, родителей и учителей по отдельности, это свидетельствует о том, что каждый из его субъектов оказывается в каком-то смысле отчужден от процесса целеполагания, что не может не приводить к снижению школьной мотивации [3].
У современных школьников наиболее часто занятие учебной деятельностью мотивируется прагматической ориентацией: «получение в будущем интересной, престижной, высокооплачиваемой работы». Это свидетельствует о том, что само получение образования рассматривается подростками как «лифт», обеспечивающий возможность социального продвижения.
В то же время достаточно высокая значимость мотивации учебы для «будущей жизни», реализация намеченных жизненных перспектив не соответствуют месту, которое отводится учению в «реальном» микросоциальном окружении подростка. Практически малоощутимы для подростка как мотивирующие факторы стремление «получить уважение сверстников» и положительная оценка со стороны взрослых окружающих, родителей и учителей. Иными словами, здесь мы фиксируем своеобразный конфликт между будущим и настоящим: учебная деятельность весьма значима для будущего, но мало значима для реального микросоциального контекста отношений [5].
Особый интерес представляют возрастные изменения мотивации учебы. В исследовании В.С. Собкина (2006 год) выделены две тенденции, связанные с психологическими особенностями учебной деятельности. На рубеже 9-го класса по сравнению с 7-м классом существенно снижается значимость такого мотива, как «желание получить новые знания». И параллельно заметно повышается значимость мотивации, связанной с получением в будущем интересной, престижной, высокооплачиваемой работы. Подобные структурные сдвиги, когда внутренняя стимуляция учебной деятельности («получение новых знаний») явно теряет доминирующую роль и возрастает (актуализируется) прагматическая мотивация, можно интерпретировать в логике динамики целей и средств. Учеба становится не целью, а средством для реализации будущих планов: дальнейшей успешной профессиональной деятельности и карьеры. В этой связи можно сделать вывод о том, что актуализация на данном возрастном этапе проблематики социального и профессионального самоопределения явно проецируется на учебную деятельность, трансформируя ее мотивационную структуру. А трансформация мотивов учебы логично проявляется в изменении требований подростка к содержанию получаемого образования.
Вторая тенденция связана с последовательным увеличением от 7 к 11 классу значимости такого мотива, как «совместная деятельность и общение в процессе учебы». По мере взросления увеличивается значимость коммуникативного аспекта как мотивирующего учебную деятельность.
Особый интерес представляет выявление различий в мотивации учебной деятельности у учащихся с разной академической успеваемостью. Анализ полученных В.С. Собкиным материалов показывает, что здесь статистически значимые различия получены относительно следующих трех мотивов: «желание получить новые знания», «совместная деятельность и общение в процессе учебы», «получение в будущем интересной, престижной, высокооплачиваемой работы». Учащиеся с высокой академической успеваемостью («отличники») гораздо чаще по сравнению с низкоуспевающими («троечники») фиксируют значимость для них таких мотивов, как «совместная деятельность» и «возможность получения а будущем интересной, престижной, высокооплачиваемой работы». Мотивация, связанная с желанием получения новых знаний, оказывается у «отличников» также явно выше. На первый взгляд, это противоречит возрастной динамике изменения значимости этой мотивации, поскольку с возрастом она отмечается все реже. Однако подчеркнем, что данная мотивация является собственно внутренней мотивацией учения. Интерес к новым знаниям является крайне значимым мотивом на том возрастном этапе, когда учебная деятельность является ведущей. И именно этот мотив оказывается явно более значим у отличников, что, в свою очередь и свидетельствует о том, что учебная деятельность остается для них ведущей.
Наряду с мотивацией, побуждающей подростков к учебной деятельности, не меньший интерес представляет анализ значимости тех целей, которые ставят перед собой школьники в процессе получения образования. На протяжении десяти лет практически не изменилось мнение подростков лишь относительно двух позиций: «школа в первую очередь должна дать достаточный культурный уровень» и «школа должна дать опыт социального общения и взаимодействия».
От 7-го к 11-му классу последовательно снижается значимость целей «прочные знания» и «хорошая предпрофессиональная подготовка». Параллельно с возрастом явно увеличивается число школьников, указывающих на важность «подготовки в вуз» и приобретения «опыта социального общения и взаимодействия».
По сравнению с началом 1990-х годов у учащихся произошли весьма существенные трансформации различных компонентов учебной деятельности. В первую очередь, это касается падения значимости как знаниевых аспектов («приобретение прочных знаний»), так и целого ряда личностных образцов, которые задают ценностно-целевые ориентиры образовательного процесса («хороший семьянин», «защитник своей страны» и др.). Произошла переориентация на другие личностно значимые модели: «человек, способный обеспечить свое благосостояние», «человек, добивающийся в жизни своего». Подобным содержательным изменениям целевых компонентов учебной деятельности соответствуют и корректировки в образовательных планах школьников. Суть их в том, что завершающий этап школьного образования становится все более жестко ориентирован на продолжение обучения в связи с получением высшего образования. Таким образом, за прошедшее десятилетие достаточно кардинально меняется позиция учащегося в отношении учебной деятельности [5].
Выводы:
Современные дети выросли в условиях изменившейся социокультурной среды, которая характеризуется принципиально новыми чертами и особенностями. Современные школьники обладают рядом особенностей, которые влияют на развитие их познавательной мотивации.
Для современного школьника является характерным стремление к реальной самостоятельности, к самопознанию. Важным качеством современных учащихся является более сильное ощущение своего «Я» в мире. Поэтому для развития познавательной мотивации современных учащихся важна работа в атмосфере диалога и сотрудничества учителя и учеников, регулярная самооценка и самоконтроль учащимися своей деятельности.
Сегодня подростки имеют доступ к небывало широкому объему информации. Они проявляют искушенность в технике, прекрасно ориентируются в новых технологиях. В связи с этим важно участие школьников в учебной и внеучебной деятельности, требующей использование компьютерных технологий (например, создание мультимедийных презентаций по темам с последующей их защитой). У современных учащихся возникает «клиповое мышление», требующее динамичной и дозированной подачи материала. Учитывая особенности мышления современных школьников, преимущество будут получать короткие циклы занятий и тренингов с обязательными межпредметными связями.
Индивидуальный прагматизм очень быстро завоевывает позиции в сознании подростков. Поэтому важно, чтобы в результате своей учебной деятельности учащиеся получали конкретный результат, продукт, который в дальнейшем может иметь практическое применение.
За прошедшее десятилетие достаточно кардинально меняется позиция учащихся в отношении учебной деятельности. Так как происходит падение значимости знаниевых аспектов, учащимся необходимо видеть практическую значимость знаний, иметь возможность использовать личностный опыт на уроках и во внеурочной деятельности.
Педагогу, воспитывающему подростка, необходимо создавать благоприятные педагогические условия, чтобы он мог утвердиться как личность в системе человеческих отношений, свойственных миру взрослых. Это связано с обретением независимости в мнениях, суждениях, поступках; с самостоятельным определением своей позиции по волнующим взрослых проблемам; с участием в общественно полезной деятельности; с переживанием чувства собственной социальной значимости.
Литература:
1. Авдулова Т.П. Подростки в информационном пространстве // Психология обучения. – 2010. – № 4. – с. 28-38.
2. Бунеев Р.Н. Современный ученик // Начальная школа плюс до и после. – 2002. – № 12. – с.3-6.
3. Ефремов К. Труд и дети – новые отношения // Воспитательная работа в школе. – 2007. – № 6. – с.25-30.
4. Илюшин Л.С. Образовательная мотивация: теория и методология исследования. Монография. – СПб.: Издательство БАН, 2002. – 216 с.
5. Современный подросток: проблемы жизнедеятельности: Итоги социол. исслед. / [Авт. Коллектив: С.В.Дармодехин, д-р социол.н.., В.Н.Архангельский, Г.М.Иващенко, к.пед.н., Ю.И.Муратов, к.пед.н.]. – М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 2000. – 79 с.
6. Собкин В.С. Трансформирование целей и мотивации учебы школьников // СоцИс: Социол. Исслед. – М. – 2006. – № 8. – с.106-115.
7. Тарасов С.В. Школьник в современной образовательной среде. Монография. – СПб.: Образование-Культура, 2001. – 151 с.
8. Торшилова Е.М. Современные школьники: ценностные ориентации, предпочтения и вкусы: Результаты соц.-псих. исслед. // Известия РАО. – 2001. – № 4. – с.86-95.
1. Авдулова Т.П. Подростки в информационном пространстве // Психология обучения. – 2010. – № 4. – с. 28-38.
9. Фельдштейн Д.И. Сущностные особенности современного детства и задачи теоретико-методологического обеспечения процесса образования // Педагогика. – 2009. – № 1. – с. 8-14.