Повышение квалификации преподавательского состава – актуальная проблема. Причем проблема не только образовательного учреждения, но в первую очередь самого преподавателя. Для преподавателей – руководителей выпускными работами студентов, уровень квалификации и компетенции является весомой составляющей правильной организации и руководства выполнением выпускной работы. Руководителю необходимо ориентироваться в процессе, на примере которого выполняется выпускная исследовательская работа. Оторванность производства от высшей школы проявляется в отсутствии информации о реальных производственных процессах предприятий города. Невозможно обучить специалиста на виртуальных процессах. Необходимо возобновить сотрудничество предприятий и ВУЗов города.
Повышать квалификацию можно различными способами. Как один из способов – ознакомительная практика на предприятиях города для преподавательского состава.
Существует система договоров с предприятиями города о предоставлении возможности прохождения производственной практики для студентов института. Хотя количество мест, выделяемых от предприятия для прохождения практики, очень мало. Если дополнить этот договор пунктом о предоставлении возможности прохождения ознакомительной практики для преподавательского состава, то это позволит использовать данную практику как Курсы повышения квалификации преподавателей. Это также позволит ознакомиться со структурой производственного предприятия. Такая информация необходима преподавателю, руководителю выпускной работы, для составления темы и технического задания на выпускную работу. Зачастую, постановка темы и технического задания является сочинением, далеким от реального процесса предприятия, так как руководитель выпускной работы не знает структуры и особенностей конкретного производства. А это, в свою очередь, отражается на качестве выпускных работ.
Необходимо обеспечить взаимодействие производственных предприятий города и преподавательского состава институтов для ознакомления с производственными процессами, хотя бы в качестве ознакомительной практики. В первую очередь такую практику необходимо организовывать для преподавателей, проводящих (ответственных за) производственную практику.
Результаты ознакомительной практики можно оформлять в виде списка производственных процессов с актуальными вопросами, согласованного с учебными центрами предприятия, поддерживающими производственную практику студентов на данном предприятии.
Формирование списка с темами, соответствующими производственным процессам или фазам сложных процессов, и формулировка основных вопросов по темам, согласованных с учебными центрами предприятий позволит расширить круг исследуемых процессов и разнообразить тематический спектр выпускных работ ВУЗов.
Это позволит качественно формулировать темы выпускных работ по конкретному предприятию. Преподаватель, прошедший ознакомительную практику на производственном предприятии, будет лучше ориентироваться при постановке цели и задач выпускной исследовательской работы. А это, соответственно, существенно повлияет на структуру, содержание и качество выпускных работ.
Таким образом, проведение ознакомительной практики для преподавателей как Курсов повышения квалификации преподавательского состава позволит повысить качество выпускных исследовательских работ и даст возможность периодически повышать квалификацию преподавательского состава.
Организация ознакомительной практики для преподавательского состава на производственных предприятиях города будет способствовать интеграции производства и учебного процесса.