В данной статье представлен диагностический инструментарий для оценки уровня сформированности коммуникативной компетентности будущих специалистов физической культуры и спорта на основе методики рейтинговой оценки.
Ключевые слова: коммуникативная компетентность, специалист физической культуры и спорта, диагностическая карта, метод рейтинговой оценки.
Основываясь на многочисленных исследованиях в области профессиональной подготовки специалистов (Г.Д. Бабушкин, М.Я. Виленский, А.А.Дергач, С.Б.Елканов, И.А.Зазюн, Е.П.Ильин, И.Ф.Исаев, В.А. Кан-Калик, Н.М. Костихина, Н.В. Кузьмина, Н.Д. Никандров, С.А.Хазова, А.И.Чучалина и др.) можно сказать о том, что в современном обществе, коммуникативная компетентность является доминантой высшего профессионального образования, в частности в сфере физической культуры и спорта.
При этом сложность формирования коммуникативной компетентности специалиста данной сферы связана в первую очередь со спецификой профессиональной деятельности, так как служебные задачи зависят от направленности работы, которая может быть существенно разной [1,2].
Как отмечает С.А.Хазова: «…следует учитывать оба аспекта их профессиональной деятельности, которую, на наш взгляд, имеет смысл условно разделить на две группы: педагогическую (учитель физической культуры, тренер), научно–педагогическую (преподаватели средних и высших учебных заведений) и деятельность, не связанную напрямую с системой образования организационно–управленческая и физкультурно–рекреационная деятельность» [2, С.30].
Следовательно, особенность деятельности специалистов по физической культуре и спорту заключается в том, что они могут работать как учителями физической культуры и тренерами, так и осуществлять другого рода деятельность в сфере физической культуры и спорта, отличную от педагогической, в частности, управленческую и рекреационную [2].
Однако проведенный анализ содержания подсистем всех перечисленных видов деятельности показал, что специфика общения независимо от выполняемых функций предполагает наличие как знаний, умений и навыков общения, так и развития определённых качеств личности.
При этом, соглашаясь с мнением таких исследователей как А.А. Дергач, Е.П. Ильин, И.Ф. Исаев, Н.М. Костихина, А.И. Чучалина, считаем, что эффективность профессионального общения специалиста физической культуры и спорта во многом определяет культура речи.
Вследствие этого структуру коммуникативной компетентности специалиста физической культуры и спорта можно представить в виде следующих компонентов:
лингвистический – культура и техника речи;
когнитивно-операционный – знания, умения и навыки эффективного общения;
личностный – профессионально-личностные качества.
Исходя из представленной трехчастной структуры коммуникативной компетентности специалиста физической культуры и спорта, нами был разработан диагностический комплекс тестовых методик, который был направлен на оценку всех трех компонентов (таблица 1).
Таблица 1
Диагностическая карта
Задачи |
Компоненты оценки |
Методики |
Выявить уровень развития профессиональной речи будущих специалистов физической культуры и спорта |
Лингвистический: - разговорный стиль общения;
- речевая деятельность (на основе выполняемых функций);
- специальный язык (терминология) и культура речи. |
Адаптированный вариант методики В.Ф. Русецкого Хронометраж речевой деятельности Т.В. Бондарчук Анализ профессиональной речи по схеме А.И. Чучалиной |
Определить уровень сформированности коммуникативных умений и навыков |
Когнитивно-операционный: - оценка уровня общительности; - определение стиля общения; - оценка коммуникативных умений и навыков. |
Тест В.Ф. Ряховского.
Карта коммуникативной деятельности А.А. Леонтьева. Психологическое тестирование А.А. Карелина. |
Выявить уровень развития педагогической толерантности |
Личностный: - оценка развития рефлексии; - оценка самоконтроля в общении; - диагностики уровня эмпатических способностей. |
Методика А.В. Карпова.
Тест М. Снайдера.
Методика В.В. Бойко.
|
Между тем, использование всех представленных тестовых методик которые проводились нами в сочетании с наблюдением в ходе констатирующего эксперимента, не дало общей картины уровня сформированности коммуникативной компетентности исследуемых студентов, которая в первую очередь проявляется во время прохождения практики.
В результате этого, нами была разработана «Методика рейтинговой оценки готовности выпускника факультета физической культуры и спорта к профессионально-педагогическому общению».
Данная методика включает в себя оценку деятельности студента при прохождении практики, так как коммуникативные, информационные и организаторские умения ярче всего проявляются в практических действиях при проведении уроков и тренировочных занятий.. При этом оценку деятельности осуществляли три квалифицированных эксперта-преподавателя факультета физической культуры, тренеры, имеющие стаж работы не менее 5 лет, методисты по практики (преподаватели кафедры физической культуры и спорта), а затем их оценки согласовывались, и выставлялся окончательный результат.
Схема-анализ занятия по методу рейтинговой оценки
Речевая деятельность (мотивы, темп речи, содержание высказываний).
Специальный язык – терминология.
Культура речи (чистота, богатство, логичность, точность, выразительность).
Проявление функций специального языка.
Характеристика речи в затруднительных ситуациях.
Степень оперирования разными группами коммуникативных умений.
Стиль общения.
Уровень развития педагогической толерантности.
Общая характеристика профессионально-педагогического общения.
Каждый из указанных элементов оценивается максимально пятью баллами и предлагается следующая градация оценок по сумме балов: 45 – 35 баллов – высокий уровень; 34 -20 баллов – средний уровень и 19 – 9 баллов и ниже – низкий уровень сформированности коммуникативной компетентности исследуемых студентов.
Литература:
Хазова, С.А. Компетентность конкурентоспособного специалиста по физической культуре и спорту/ С.А. Хазова: Монография. – М.: Изд-во «Академия Естествознания», 2010. – 208 с.
Хазова С.А. Развитие конкурентоспособности специалистов по физической культуре и спорту в процессе профессиональной подготовки: монография. Майкоп, 2011. 384 с.