Сотрудничество между государством, представителями бизнеса, наукой и образованием, обусловленное ходом эволюции организационно-правовых форм осуществления предпринимательской деятельности и общими закономерностями развития общества на современном этапе, вносит определенные коррективы в сложившееся представление о взаимодействии экономических субъектов.
Результатом данного процесса стало появление в последнее время по всему миру множества концентраций производств, называемых кластерами. В экономику понятие кластера было введено М. Портером. В переводе с английского языка на русский этот термин означает кисть, гроздь, скопление, концентрация, группа. Данный термин довольно давно имеет устоявшееся значение, и до экономики широко применялся в сфере информационных технологий и ряде естественных наук. М. Портер, исходя из выводов, сделанных выдающимися экономистами в области концентрации производства А. Маршалла, А. Леша, У. Айзарда, заключил, что появление в экономике страны одной или нескольких организаций с высокими значениями показателей, характеризующих наличие и уровень развития их конкурентных преимуществ, при наличии определенных внешних условий, способствует росту конкурентных преимуществ компаний-потребителей и компаний-поставщиков. Затем, развивая свою мысль, М. Портер вводит понятие «отраслевой кластер», под которым подразумевает неформальное сообщество отраслевых и смешанных компаний, способных к взаимному усилению конкурентных преимуществ друг друга, что в свою очередь объясняется предъявляемыми высокими требованиями к потребительским качествам продукции своих смежников. По мнению М. Портера, конкуренция на мировом рынке товаров в настоящее время осуществляется группами фирм (кластерами), а не отдельными фирмами.
Из мировой практики образования кластеров следует, что они формируются двумя принципиально отличающимися друг от друга способами: «сверху» (по инициативе органов государственной власти) и «снизу» (спонтанные или рыночные кластеры).
На практике особенно выделяется спонтанный (рыночный) вариант формирования кластеров, путем их инициации «извне». При этом образование кластерных структур осуществляется по инициативе предприятий, их объединений и ассоциаций.
Построение кластера «сверху»: в соответствии с разработанными органами государственной власти программами начинается, обычно, с определения стратегии формирования и развития кластеров и обеспечения их всеми необходимыми для функционирования ресурсами, а также с учреждения координирующих органов и определения системы контроля, обеспечивающей постоянный мониторинг их деятельности.
На практике выделяются следующие предпосылки формирования кластеров по указанному сценарию:
наличие необходимости развития определенного сектора экономики;
необходимость развития определенной территории;
наличие директивно заданных целей и индикаторов действия кластеров;
наличие возможности мобилизации и концентрации требуемого объема необходимых ресурсов;
наличие у предприятий – потенциальных участников кластеров инновационных разработок с обеспеченностью их реализации источниками финансирования;
проведение на определенной территории эффективной социальной политики.
Создание кластеров «снизу»: по инициативе предприятий и их объединений, – чаще всего представляет собой реализацию отдельных проектов и программ, объединяющих потенциальных участников кластеров в единую технологическую цепочку. Такой сценарий формирования кластеров обусловлен, как правило:
общностью интересов предприятий смежных отраслей промышленности;
наличием объективной экономической выгоды объединения предприятий;
способностью и готовностью предприятий к сотрудничеству и кооперации;
наличием сконцентрированных на определенной территории в требуемом объеме необходимых для реализации программ и проектов в рамках кластеров ресурсов;
проведением государственной политики по поддержке формирования кластеров.
Помимо двух вышеуказанных сценариев формирования кластеров возможен третий: смешанный вариант создания кластеров. В таком случае параллельно во времени сочетаются государственная поддержка развития предприятий – потенциальных участников кластеров с их личной заинтересованностью. Такой подход, представляется наиболее приемлемым для экономики России на современном этапе развития. В качестве факторов, мотивирующих организации к интеграции в кластеры можно отметить следующие:
суммарное снижение затрат на внедрение новых технологий в производство за счет эффекта масштаба;
повышение доступности информации о потребностях рынка;
относительно высокая эффективность коллективных инноваций в сфере высоких технологий и наукоемких отраслях;
проведение органами государственной власти политики, направленной на развитие малого и среднего предпринимательства;
возможность активного продвижения результатов хозяйственной деятельности предприятий малого бизнеса;
возрастающая вероятность привлечения инвестиций и получения грантов предприятиями – участниками кластеров;
относительно более эффективная и простая система налаживания контактов с зарубежными партнерами и выхода на новые рынки;
устойчивость и относительно более низкая стоимость контактов с финансовыми и кредитными учреждениями, что достигается благодаря положительному имиджу кластеров как устойчивых и стабильных крупных участников рынка.
В настоящее время конструктивное развитие кластеров из потенциальных в реальные невозможно без активного вмешательства в данный процесс органов государственной власти уровня, соответствующего географической локализации кластера. Эффективное развитие кластеров в зависимости от степени готовности к этому предпринимательского сообщества, инфраструктуры и государственных органов власти может осуществляться как за счет приложения незначительных усилий, так и путем реализации масштабных проектов. Именно в этом случае активнее всего запускаются механизмы государственно-частного партнерства.
Государственно-частное партнерство как форма взаимодействия предпринимательских структур и власти позволяет совместными усилиями решать самые масштабные задачи и реализовывать крупные проекты, способствующие социально-экономическому развитию регионов опережающими темпами.
Преимущества государственно-частного партнерства, как способа реализации крупных инвестиционных проектов, по сравнению с иными способами, характерны практически для всех отраслей экономики. То есть алгоритм образования кластеров в любой из сфер экономики примерно одинаков. Он отличается в силу воздействия факторов отраслевого характера.
Реализация социально значимых проектов регионального масштаба, как правило, сопряжена с поиском соответствующих инвесторов, заинтересованных в них, но прежде чем заниматься их поисками, необходимо сформировать прозрачную и понятную правовую основу механизма функционирования государственно-частного партнерства.
Основным проблемным вопросом государственно-частного партнерства является гарантия инвестору передачи им в аренду (продажу) объектов собственности, созданных в рамках совместных инвестиционных проектов, после их создания. То есть органы государственной власти во исполнение Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон о защите конкуренции) обязаны после возведения совместно с частными инвесторами объектов (инфраструктуры и т.п.) отдельно объявить конкурс на прием заявок для их продажи (сдачи в аренду). И может сложиться ситуация, при которой инвестор, фактический построивший объект, не получит права им пользоваться. Правовых гарантий обратного в настоящее время в федеральном законодательстве не содержится. Написание проектов под конкретных инвесторов противоречит ст. 15 Закона о защите конкуренции.
Вероятно, в силу сложности устранения обозначенных проблем на федеральном уровне до сих пор не принят нормативный правовой документ, определяющий, что считать в Российской Федерации государственно-частным партнерством, а что нет. Сейчас в Российской Федерации большинство проектов, фактически являющихся государственно-частным партнерством, реализуется в рамках Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ "О концессионных соглашениях".
На территории большинства субъектов Российской Федерации действуют рамочные законы, которые, по сути, лишь регламентируют возможность возникновения в России взаимодействия бизнеса и власти в форме государственно-частного партнерства. В частности, этими законами определяется понятие государственно-частного партнерства, его принципы, цели и задачи, а также формы осуществления. При этом, как правило, декларируется, что целями государственно-частного партнерства являются: обеспечение социально-экономического развития регионов в части создания и развития объектов социальной, транспортной, коммунальной и энергетической инфраструктуры собственности, реализация инновационных проектов.
Во исполнение таких рамочных законов принимаются практически недейтсвующие подзаконные акты. При этом они, как правило, также носят декларативный характер и не имеют практической значимости. Так, они могут устанавливать сроки рассмотрения органами государственной власти заявок от хозяйствующих субъектов на заключение соглашения об осуществлении государственно-частного партнерства.
То есть в настоящее время в России, несмотря на заявления властей о повсеместном переходе на кластерную политику, нормативная правовая база, регламентирующая запуск механизма государственно-частного партнерства, без которого ее реализация почти невозможна, практически не сформирована. Как правило, региональным системам регулирования государственно-частного партнерства не хватает следующих элементов: утвержденной типовой формы соглашения о совместной инвестиционной деятельности (об осуществлении государственно-частного партнерства); утвержденной типовой формы соглашения о распределении долей в праве собственности на построенный в рамках государственно-частного партнерства объект; утвержденного типового проекта распоряжений Правительств о проведении конкурсов на выбор инвесторов для строительства объектов государственно-частного партнерства; определения порядков контроля за исполнением условий соглашений о государственно-частном партнерстве в ходе эксплуатации построенных объектов.
Отсутствие указанных документов сдерживает развитие сферы государственно-частного партнерства и оказывает негативной влияние на развитие предпринимательства вообще и на процесс формирования региональных кластеров в частности.
В настоящее время в России реализуются несколько проектов, фактически являющихся государственно-частным партнерством. Как правило, с инвесторами по таким проектам заключаются инвестиционные соглашения.
Для полномасштабного запуска механизмов государственно-частного партнерства необходимо принятие на федеральном уровне базовых нормативных правовых актов, составляющих основу регулирования государственно-частного партнерства, а также завершение работы по формированию региональных нормативных правовых баз функционирования данной сферы, для чего необходимо:
принятие актов, регламентирующих типовую форму соглашения о совместной инвестиционной деятельности (об осуществлении государственно-частного партнерства);
принятие актов, регламентирующих типовую форму соглашения о распределении долей в праве собственности на построенный в рамках государственно-частного партнерства объект;
принятие актов, утверждающих типовые проекты распоряжений органов государственной власти субъектов Российской Федерации о проведении конкурсов на выбор инвесторов для строительства объектов государственно-частного партнерства;
принятие актов, определяющих порядок контроля за исполнением условий соглашения о государственно-частном партнерстве в ходе эксплуатации построенных объектов.
Утверждение указанных документов необходимо для повышения степени прозрачности отношений, возникающих вокруг государственно-частного партнерства.
После принятия вышеописанных федеральных и региональных актов нормативная правовая база, регулирующая сферу государственно-частного партнерства, примет законченный вид и будет готова к реализации конкретных проектов.
Подводя итог сказанному, можно заключить, что процесс формирования кластеров в Российской Федерации сдерживается отсутствием четких и понятных механизмов взаимодействия бизнеса и власти, при запуске которого реализовывались бы именно партнерские отношения.