В статье рассматриваются некоторые аспекты порядка организации и проведения государственного надзора в области охраны окружающей среды.
Ключевые слова: государственный экологический надзор, плановая проверка, охрана окружающей среды, федеральные органы исполнительной власти.
В соответствии с Федеральным законом N 242 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» «под государственным экологическим надзором понимается деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния соблюдения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами» [5].
Важно отметить, что «государственный экологический надзор организуется и осуществляется с учетом категорий объектов хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, и с учетом перечня нарушений законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, представляющих угрозу причинения вреда окружающей среде» [5].
К отношениям, связанным с осуществлением государственного экологического надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [4].
Согласно ст. 65 Федерального закона «Об охране окружающей среды» государственный экологический надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации [3].
На федеральном уровне уполномоченным органом в сфере осуществления государственного экологического надзора является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и ее территориальные органы, помимо этого отдельные функции государственного экологического надзора могут возлагаться и на иные уполномоченные федеральные органы государственной власти) [1].
Региональный государственный экологический надзор проводится уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ за объектами хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящимися на территориях субъектов РФ, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору [1].
В ст. 66 Федерального закона «Об охране окружающей среды» устанавливаются права, обязанности и ответственность государственных инспекторов в области охраны окружающей среды. В данной статье указывается, что государственные инспектора в области охраны окружающей среды подлежат государственной защите, а также органы государственного надзора могут быть привлечены судом к участию в деле либо вправе вступать в дело по своей инициативе для дачи заключения по иску о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и ее компонентам, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу вследствие нарушений обязательных требований [3].
Проводимые Росприроднадзором проверки могут быть плановыми и внеплановыми. Порядок их проведения детально регламентируется Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также Административным регламентом исполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению федерального государственного экологического надзора, утвержденным приказом Минприроды России от 13 апреля 2017 г. № 178 [1].
Предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям [4].
Программа проверок формируется контрольным органом на основании:
- разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения, выданного контрольным органом;
- истечения срока (завершения периода) проведения работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения, установленного охранным обязательством собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия [6].
При возникновении одного из указанных оснований инспектор, в должностные обязанности которого входит осуществление государственного контроля (надзора) в отношении данного объекта, в течение 3 рабочих дней готовит программу проверки и представляет ее на утверждение руководителю контрольного органа в установленном порядке [6].
В случае выявления в результате планового или внепланового мероприятия по надзору нарушений обязательных требований или в результате проведения внеплановой проверки должностные лица Росприроднадзора (его территориального органа):
– фиксируют факты выявленных нарушений в акте проверки;
– выдают предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения [1].
Таким образом, государственный экологический надзор является важнейшей правовой мерой обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, функцией государственного управления и правовым институтом экологического права. Посредством осуществления определенных мер по экологическому надзору обеспечивается принуждение соответствующих субъектов экологического права к исполнению требований [2].
Литература:
- Экологическое право / С. А. Боголюбов. — Москва: Юрайт, 2021. — 81 с.- ISBN 978–5-534–10925–2 –– Текст: непосредственный.
- Экологическое право / В. Б. Агафонов, Г. В. Выпханова и др. — Москва: Проспект, 2015–114 с. — ISBN 978–5-392–16430–1 — Текст: непосредственный.
- Российская Федерация. Законы. Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10.01.2002 № 7 ФЗ — Доступ из справочно-правовой системы КонсультантПлюс. — Текст: электронный.
- Российская Федерация. Законы. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: Федеральный закон от 26.12.2008 № 294 ФЗ — Доступ из справочно-правовой системы КонсультантПлюс. — Текст: электронный.
- Российская Федерация. Законы. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: Федеральный закон от 18.07.2011 № 242 ФЗ — Доступ из справочно-правовой системы КонсультантПлюс. — Текст: электронный.
- Российская Федерация. Правительство. О федеральном государственном контроле (надзоре) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия: Постановление Правительства Рос. Федерации от 30.06.2021 № 1093 — Доступ из справочно-правовой системы КонсультантПлюс. — Текст: электронный.