В статье авторы описывают театрализованную игру как средство формирования навыков общения у старших дошкольников.
Ключевые слова: социализация, навыки общения, театрализованные игры, игра-драматизация.
Одной из главнейших потребностей, возникающих в жизни человека, является потребность в общении. Взаимодействуя с окружающими нас людьми, мы предоставляем им некую информацию, и получаем взамен интересующие нас сведения, оцениваем и анализируем их, а на основе полученного анализа действуем в социуме.
Современный этап развития общества выдвигает новые задачи воспитания детей дошкольного возраста. Большое значение придается проблеме развития навыков общения детей, в решении которой ведущую роль играет формирование коммуникативных функций речи, как центральное звено развития ребенка. Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция — назначение речи быть средством общения.
Театрализованная игра является средством развития навыков общения у детей дошкольного возраста. Она является хорошей возможностью раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощают их, создают свой художественный образ персонажа, у детей развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном [1].
Под театрализованными играми ученые понимают «игры в театр», «сюжетами которых служат хорошо известные сказки или театральные представления по готовым сценариям» [2].
Специфика театрализованных игр проявляется в том, что они содержат готовую сюжетную линию, соответственно, деятельность дошкольника обусловлена текстом произведения [3].
Театрализованные игры называют играми-представлениями, в них есть закрепленное содержание в форме беллетристского произведения, которое проигрывается дошкольниками в лицах. В таких играх, как и в подлинном театральном искусстве, при помощи невербальных средств: интонационная нагрузка, жестово-мимические приемы, поза и походка, складываются конкретные образы.
В современных исследованиях, посвященных проблеме театрально-игровой деятельности, выделяются огромное множество типологий театральных игр. Обобщив полученные данные, мы условно объединили эти игры на две группы: режиссерские игры и игры драматизации.
К первой группе — режиссерским играм в дошкольном учреждении относятся: настольный театр, театр теней, театр на фланелеграфе. В данных видах игр ни дошкольник, ни воспитатель не выступают действующим лицом, дошкольник всего лишь выступает подсобным лицом для того, чтобы организовать сцену и сопровождать роль игрушечного персонажа — объемного или плоскостного. Он участвует за сказочного героя, воссоздает его мимику, интонацию, жесты. Пантомимика дошкольника незначительна, потому что ребенок оперирует статичной или малоподвижной, игрушкой. Важная роль здесь отводится вербальным проявлениям, интонационной нагрузки речи, ее тембра, тональности, особенности артикуляционного аппарата [4].
В нашей работе, более подробно, мы остановимся на второй группе игр — играх-драматизациях. Игра-драматизация рассматривается педагогической наукой как одно из средств всестороннего воспитания ребенка и развития его личности. Ребенок усваивает идейное содержание произведения, логику и последовательность событий, причинную их обусловленность. Этот вид игры оказывает большое влияние на развитие навыков общения. Ребенок знакомится с ярким и выразительным народным языком, обогащает свой словарь, формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь детей.
Игра-драматизация с высоким уровнем развития — это специфическая предэстетическая деятельность. Показателями игры-драматизации являются:
проигрывание стереотипного поведения, свойственного для того или иного персонажа, при этом отражение роли осуществляется не на примитивном уровне, а с использованием своего творческого потенциала;
добровольное проигрывание роли, которую ребенок самостоятельно выбирает, при этом находит выражение субъективное видение ребенком своей роли, проявляется иная передача объективного содержания, выраженного в данной роли;
наличие в игре двух видов взаимоотношений между детьми: воображаемые отношения, отражающие взятую на себя роль и настоящие отношения участников коллективной игры. Необходимо отметить, что эти два вида отношений не синонимичны. Дети могут хорошо «играть» свою роль, но при этом могут демонстрировать негативные проявления в отношении какого-либо участника игры [4].
Для развития навыков общения у детей старшего дошкольного возраста средствами игр-драматизаций необходимо соблюдать следующие организационно-педагогические условия:
создание предметно-развивающей среды в детском саду, которая будет стимулировать, и выступать мотиватором в целостном процессе развития личности, а также развивать коммуникативные навыки;
обеспечение комплексного ценностно-смыслового сотрудничества воспитателей и родителей, ориентирующихся на четкое понимание сути вопроса, способов и приемов успешного развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста [5];
формирование коммуникативно-диалоговой основы отношений детей с воспитателем и другими детьми как аспекта морального развития ребенка и формирование личности в целом;
систематизировать и обобщить эффективные способы и приемы театрализовано-игровой деятельности и реализовать их в соответствии с индивидуальными особенностями детей.
Необходимо создавать в групповой комнате предметно-развивающую среду, которая обеспечивает возможность одновременно заниматься разными видами деятельности. Например, оформление театральных зон, которые отличаются друг от друга: «мини-музей», «театральная сцена», «в стране театра», «уголок ряженья». Создание таких зон подталкивают детей к самостоятельной творческой деятельности, к игре в театр [6].
Возможности игры-драматизации велики, так как она способствует:
знакомству с окружающим миром;
становлению психических процессов (внимание, восприятие, память, мышление, воображение) [7];
развитию речи (словарный запас, грамматический строй речи, совершенствуется звуковая культура речи, навыки связной речи, интонационная и выразительная речь);
развитию эмоционально-волевой сферы (способность распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умение ставить себя на его место в различных ситуациях, выражать своё собственное отношение к добру и злу);
формированию первичных социальных навыков поведения (доброта, дружба, честность, смелость);
развитию чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщению его к духовным ценностям (сочувствие, сопереживание);
совершенствованию моторики, координации, плавности, переключаемости, целенаправленности движений;
формированию представлений о театре как об искусстве, проявлению интереса к театрально-игровой деятельности [7];
совершенствованию музыкальных способностей при создании художественного слова.
Участвуя в театрализованной игровой деятельности, дети познают мир, становятся участниками событий из жизни мира природы и людей. Все театрализованные игры строятся на материале сказок и играя, дети учатся связно рассказывать, чувствовать, передают интонацию, активно пользуются движениями, мимикой и жестами.
Работа по развитию навыков общения посредством игры-драматизации проходит через основные виды деятельности и в их взаимосвязи, она может быть организована в утренние и вечерние часы, в любое свободное время в течение дня.
Введение в образовательный процесс игр-драматизаций обеспечивает не только формирование социально-нравственных представлений, но и развивает социальные эмоции, чувства и ценные способы общения. Включение элементов игр-драматизаций в образовательный процесс поможет детям успешно усвоить социальный опыт и повысить творческую активность, которая предопределяет весь духовный потенциал ребенка.
Таким образом, игру-драматизацию надо рассматривать как особый вид игровой деятельности, имеющей свою специфику. Дети наивно вживаются в данные обстоятельства, искренне верят в то, что говорят и делают, достигают естественного и реалистического исполнения, осознают нравственные нормы, приобретают определенные знания, умения и навыки. Причем в этой деятельности, в своеобразном комплексе проявляются внимание, воображение, отношение, оценка, общение. А все это имеет особое значение в развитии личности ребенка.
Литература:
- Антипина, Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии. 2-е изд., перераб [Текст]/ Е. А. Антипова. — М.: ТЦ Сфера, 2009.
- Бочкарева, Л. П. Театрально-игровая деятельность дошкольников. Методическое пособие для специалистов по дошкольному образованию [Текст]/ Л. П. Бочкарева. — Ульяновск, ИПКПРО, 1993.
- Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст]: учеб. пособие для студентов средних пед. учеб. заведений [Текст]/ С. А. Козлова, Т. А. Куликова. — М.: Издательский центр «Академия», 1998.
- Авдулова, Т. П. Психология игры: современный подход. Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст]/ Т. П. Авдулова. — М.: Издательский центр Академия, 2009.
- Соколов А. В. Введение в теорию социальной коммуникации [Текст]/ А. В. Соколов. — СПб., 1996.
- Снегирева, Л. А. Игры и упражнения для развития навыков общения у дошкольников: Методические рекомендации [Текст]/ Л. А. Снегирева. — М., 2012.
- Зимина, И. К. Театр и театрализованные игры в детском саду [Текст] / И. К. Зимина // Журн. Дошкольное воспитание. — 2011. № 4.