В статье рассматриваются вопросы, связанные с гендерной политикой страны, особое внимание уделяется роли женщины в экономическом, духовном, социальном развитии республики.
Ключевые слова: гендерная политика, фактор, стратегия,прав человека, демократия.
The article discusses issues related to the gender policy of Uzbekistan, as well as the role of women in the economic, spiritual, and social development of the republic.
Keywords: gender policy, factor, strategy, human rights, democracy.
Конституция Республики Узбекистан гарантирует равенство полов.
Количество женщин, занимающих высокие должности в нашей стране, растет с каждым годом, и в этой связи 2 сентября 2019 года стало важным шагом Президента в этом направлении в рамках Стратегии действий. Иными словами, Закон Республики Узбекистан «О гарантиях равных прав и возможностей женщин и мужчин» подписан, и вопрос гендерного равенства рассматривается на уровне государственной политики. Согласно закону, государственное управление в этой сфере осуществляется Кабинетом Министров Республики Узбекистан, Комиссией Республики Узбекистан по вопросам гендерного равенства, а также государственными органами в пределах их компетенции. Также планируется принять специальные меры для обеспечения реализации государством гендерной политики с целью достижения реального равенства между женщинами и мужчинами, расширения их участия во всех сферах жизни, устранения и предотвращения прямой и косвенной гендерной дискриминации.
В качестве еще одного важного шага в борьбе с нарушениями прав человека в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 7 марта 2019 года «О мерах по дальнейшему усилению гарантий трудовых прав женщин и поддержке предпринимательства» Республики Узбекистан. В этом документе определена задача создания атмосферы нетерпимости к унижению женщин в обществе. Данная проблема была определена как одно из основных направлений государственной политики.
Фактически, гендерное равенство, то есть равенство между мужчинами и женщинами, является одним из основных прав человека. Недавние исследования показывают, что этот фактор также является основой высокого уровня экономического, социального и политического развития. По мнению экспертов, те трудовые коллективы, в которых количество сотрудников женского и мужского пола примерно равно, показывают в несколько раз более высокие результаты, чем сугубо мужские, особенно если речь идет об интеллектуальном, а не физическом, труде. Кроме того, гендерное равенство является показателем уровня демократического развития страны. Это означает, что для того, чтобы пополнить ряды развитых стран и привлечь в нашу страну больше инвестиций, мы должны уделять этому показателю достаточно внимания.
Для достижения в этом отношении постоянных, масштабных и значимых результатов нужен документ в виде генерального плана, проще говоря, программа должна выполняться. В связи с этим в нашей стране разработан настоящий документ — проект стратегии достижения гендерного равенства в Республике Узбекистан на 2020–2030 годы.
Этот исторический документ основан на Конституции Республики Узбекистан, Законе Республики Узбекистан «О гарантиях равных прав и возможностей женщин и мужчин», приоритетах развития страны, изложенных в Стратегии действий. Приоритетные направления развития Республики Узбекистан на 2017–2021 гг. разработаны в соответствии с национальными целями в области устойчивого развития и иным законодательством. Они устанавливают принципы легитимности, демократии, открытости и прозрачности среди основных принципов обеспечения гендерного равенства. Документ, направленный на обеспечение реального равенства между женщинами и мужчинами, независимо от расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и социального статуса, скоро станет доступным для общественности и будет доступен для широкого обсуждения.
Следует отметить, что на сегодняшний день более 1500 женщин занимают руководящие должности в системе государственных и общественных организаций различного уровня, в том числе в министерствах и ведомствах, местных исполнительных органах. В целях увеличения участия женщин в государственном управлении был сформирован резерв из более чем 6000 активных женщин. В настоящее время организуются систематические тренинги для их подготовки к различным руководящим должностям. В системе Министерства внутренних дел 16 женщин занимали руководящие должности и 6 женщин занимали должности хокимиятов (муниципальных органов). Число женщин, удостоенных государственных наград разного уровня, достигло 2224 человек. На сегодняшний день Почетным знаком награждено 577 женщин.
Доля женщин в общей численности сотрудников крупных компаний и неправительственных организаций достигла практически полного гендерного равенства, и в 2019 году этот показатель составил 49,5 %. Кроме того, в настоящее время более 20 % предприятий в стране возглавляют женщины.
При этом, как отмечается в Стратегии, в целях организации планомерной работы по последовательной реализации Целей устойчивого развития Глобальной повестки дня ООН в нашей стране приняты «Национальные цели и задачи Узбекистана в области устойчивого развития до 2030 года». Пятая цель Узбекистана в области устойчивого развития до 2030 года — «Обеспечение гендерного равенства и расширение прав и возможностей всех женщин». Это, в свою очередь, включает экономические, социальные, правовые и другие меры. За выполнение этих задач несут ответственность все государственные органы и организации, учреждения, а также общественные организации государственного значения.
В то же время есть вопросы, которые необходимо решить в расширении участия женщин в государственном и общественном строительстве, социально-экономической, образовательной, здравоохранительной и других социально-экономических сферах. В частности, необходимо увеличить участие женщин в принятии решений по актуальным вопросам государственного управления наравне с мужчинами.
В этом контексте, на основе Стратегии достижения гендерного равенства, основанной на долгосрочных целях, достижение гендерного равенства будет осуществляться в рамках ряда приоритетов. К ним относятся равные права и возможности для женщин и мужчин на государственной службе, в области социально-экономических, семейных отношений и воспитания детей при осуществлении избирательного права. Стратегия также предусматривает составление бюджета и финансирование государственных программ с учетом мер по обеспечению гендерного равенства.
Ожидаются значительные результаты от реализации гендерной стратегии. В частности, расширяется практика назначения женщин на руководящие должности в государственных органах сверху и снизу. Равновесие между женщинами и мужчинами будет обеспечено за счет введения временной системы квот в государственных органах, где существует гендерное неравенство. Планируется обеспечение трудоустройства нуждающихся женщин и малообеспеченных семей, особенно в сельской местности, создание достойных условий труда и повышение эффективности работы по их социальной поддержке, а также по вопросам самозанятости. Самое главное — предотвратить случаи притеснения и насилия в отношении женщин на рабочем месте и устранить негативное отношение к женщинам в обществе. Это только часть ожидаемых результатов. Успешная реализация данной Стратегии требует активного участия всех партнеров и официальных лиц на различных уровнях. Достижение целей Стратегии в указанный период, прежде всего, ускорит социально-экономическое и политическое развитие нашей страны, что означает повышение благосостояния людей, решение многих проблем в обществе, изменение нашей повседневной жизни к лучшему.
Литература:
- Кабулова С. П. Естественно-правовые подходы в юридическом регулировании: Монография. — Л.: Самарканд. гос. ун-т. 2010. — 275 с.
- Мудрик А. В. Социализация человека. — М.: Изд. Центр «Академия», 2004. -304 с.
- Рахимов С. Р. Роль женщин в развитом демократическом обществе. //Вестник НУУз. № 32, 1992.
- Келебергенов А. Гендерное равенство в системе демократических принципов // Хабарши, № 5.Нукус. — 2002.