Использование информационно-коммуникационных технологий влияет на оценку деятельности педагога, а также способствует совершенствованию знаний, умений и навыков в его научной деятельности. Успешное владение ИКТ формирует профессиональную компетентность педагога.
Ключевые слова : информационная технология, инновация, коммуникация, информационные средства, литературный фонд, электронная библиотека, средства.
The use of ICT affects teacher’s activity evaluation; therefore it assists their scientific knowledge, skills, and habits’ development. Hence, ICT professional competence of a teacher is being enhanced.
Keywords : information technology, innovation, communication, informative facilities, literary fund, electronic library, facilities.
После обретения Узбекистаном независимости, как и во всех сферах жизни, были проведены реформы в системе образования. Внедрение современных информационных технологий в учебный процесс — решение проблемы компьютеризации образования. Учитель руководит процессом, контролирует освоения содержание обучения студентов, определяет уровень достижения целей обучения. В ответ студенты оставляют учителю обратную связь о своей деятельности. Таким образом, образовательный процесс становится целостной системой.
Основная цель обучения в большинстве случаев заключалась в том, чтобы дать студентам знания в готовом виде, чтобы информация сохранялась в их памяти. Такой подход игнорирует тот факт, что студенты должны предпринимать определенные действия в будущей деятельности, решать управленческие и профессиональные задачи.
Хотя основная задача образования заключается в формировании у студентов знаний, навыков и компетенций, а также в улучшении их мышления, необходимо развивать у студентов навыки чтения, письма, разговорной речи, аудирования и мышления. Для достижения этой цели важно во время урока выполнять различные упражнения.
В этой системе очень важна роль учителя, т.к. речь идет о целях обучения, необходимых для достижения цели обучения, о том, как контролировать шаги между достижением цели и общими результатами, какие инструменты использовать. Сбор данных определяет элементы, которые важны для обучения, например, какие методы обучения следует использовать, какими должны быть критерии оценки учащегося.
Хотя компьютерное обучение долгое время было неотъемлемой частью системы образования, все еще актуален вопрос, каким образом должно быть организовано компьютерное образование и какова при этом роль учителя? Анализ показывает, что деятельность учителя в компьютерном образовании частично изучена по разным направлениям. Например, испанские ученые А. Бадиа, Э. Барбера и К. Сигалес проанализировали роль учителя в учебных курсах в организации четырех форм компьютерного обучения.
Основываясь на их данных, можно выделить следующие моменты:
– форма обучения разработана для самостоятельного обучения, не предусматривающего прямого общения преподавателя и студента;
– в анкете ученик имеет возможность знакомиться с информацией на экране, а также общаться с преподавателями и студентами;
– форма в основном предполагает личное общение между преподавателем и студентом, при котором также используются компьютеры и средства коммуникации.
– формальное образование — это процесс обучения, основанный на прямом взаимодействии преподавателя и студента с целью решения проблемы. Инструменты информационных и коммуникационных технологий используются на нескольких этапах решения проблем.
Проанализируем деятельность двух категорий преподавателей, занимающихся компьютеризацией образования:
– преподаватели, занимающиеся разработкой педагогического программного обеспечения для компьютеризации образования;
– преподаватели, организующие учебный процесс по готовой программе.
В первую очередь остановимся на деятельности преподавателя, участвующего в разработке педагогической программы. Конечно, эффективность компьютерного обучения зависит от качества разработки педагогических программ. Некачественное программное обеспечение не позволяет компьютеру в полной мере реализовать свой потенциал как учебного инструмента и снижает эффективность обучения. Поэтому подбор дидактических материалов для построения педагогических программ, педагогическая обработка учебных материалов, изучение и поиск ответов на ряд вопросов, связанных с определением этапов и очередности использования компьютера в образовании. Все это отражено в работе преподавателя.
Хорошо известно, что в традиционном образовании многие процессы, такие как цели обучения, содержание, методы обучения и оценка результатов контроля, выполняются бессистемно и фрагментарно. Другими словами, образование не разработано с научной точки зрения. Необходимо выделить следующие важные моменты:
– при изучении учебных дисциплин, прежде всего, определить уровень изучения основных понятий и спланировать их изучение;
– разработать основные концепции в соответствии с образовательными стандартами, учебными планами, их соответствие будущей деятельности студента;
– дизайн методики обучения;
– проектирование уровня подготовленности студента;
– обеспечение соответствия содержания обучения целям;
– предпроектные методики обучения, какие из них использовать на каком этапе урока;
– спроектировать уровень усвоения учащимися знаний и умений на разных типах уроков;
– проектировать использование различных методов контроля и проверок в процессе обучения;
– внедрить эффективное использование современной информации на каждом уроке;
– зафиксировать способы, средства, результаты, которые необходимо достичь при подготовке текстов учебных материалов;
– создать базу данных целей и задач по предмету, спроектировать ее завершение посредством оценивания и т. д.
Процесс обучения новому материалу основан на характеристиках материала. Если теоретический материал невелик по размеру, лучше обучать и укреплять его по частям. Если учебный материал большой по размеру и его можно преподавать по частям, может быть полезно объяснять по частям. Разделение учебного материала на логически взаимосвязанные части приводит к тому, что структура полученных знаний становится максимально осознанной, представляя, что эти знания связаны с ранее изученными знаниями, и все это преподается учителем. обработка учебного материала.
Итак, поговорим подробнее об этом процессе.
Хорошо известно, что основное содержание образовательного контента составляют учебные материалы, предназначенные для обучения студентов, которые, в свою очередь, разделены на элементы обучения. Существует также ряд форм учебных материалов, таких как задания, учебные вопросы и образовательные выставки. Учебная программа представлена как образец конкретных знаний в учебной программе и учебнике по каждому предмету. Поскольку учебный процесс состоит из изучения учебного материала, перед началом учебного процесса необходимо проанализировать и педагогически обработать учебный материал.
Процесс педагогической разработки учебного материала осуществляется в несколько этапов. Такое мероприятие начинается с разделения учебного материала на учебные элементы, которые являются его наименьшей единицей. «В любой образовательной системе центральное место занимают базовые концепции знаний. Если они не будут разработаны методически детально, не будет достигнута высокая эффективность обучения» [1; 2]. «Базовые понятия знаний играют важную роль в автоматизированной системе обучения: они являются диагностическим элементом при определении психологических характеристик предмета самостоятельного изучения, параметром оптимизации учебного процесса и так далее. рассчитывается» [1; 2].
Учебный материал состоит из логически связанных частей. В результате эффективнее разбить его на части — элементы обучения. Повествование — один из самых эффективных способов преподать урок. Кроме того, чем меньше объем предоставленной информации и чем она более проверена, тем успешнее будет процесс обучения. Каждый материал должен быть содержательным и побуждать учащихся к действию. Потому что «Одним из основных источников интереса к обучению является содержание образования. Для повышения интереса учащихся к учебной деятельности содержание обучения должно быть обогащено новыми примерами из реальной жизни, актуальными проблемами, научными новостями в полном соответствии с дидактическими принципами и привлекать внимание учащихся. Педагоги и физиологи С. Паперт ([3], Ж. Пиаже [4], Л. Выготский и др.) предлагают изобрести новую среду для обучения молодежи, новые инструментальные средства и технологии. Роль преподавателя заключается в создании необходимой среды для студентов «открывать» знания. С.Паперт подчеркивает, что компьютер может быть главным инструментом в творчестве.
На втором этапе педагогической разработки учебного материала разрабатываются учебные вопросы. «Ответ на образовательный вопрос — это обучающий вопрос». Учебные вопросы должны позволять определить, как характеристики каждого элемента обучения формируются в сознании учащегося.
В первую очередь, подготовленные преподавателем вопросы, письменные и практические задания, практические работы должны быть адаптированы к возрасту, понятны для них, иметь содержание для развития их умственных способностей. Содержание этих вопросов вызовет у студентов любопытство, удивление и удивление. Именно это любопытство переносит читателя в мир мышления. Процессы эмоционального познания с объектом настолько переплетены, что определяется проявлением высокого уровня познавательной активности, важно содержание вопросов, задаваемых компьютером в процессе общения. Вопрос должен быть ясным и давать ценный ответ. Неуместно использовать вопросы об очень простых вещах, ответ на которые — «да» или «нет», и которые понятны учащимся. Они не только не приводят к намеченной цели, но также заставляют студентов скучать и разочаровывать общение.
Учебный процесс, как пишет К. Шоломи, можно разделить на два этапа. На первом этапе учащимся необходимо запомнить необходимую информацию, такую как определение понятия, его свойства, выражение правила и т. Д. Студенты не смогут использовать их для решения задач. Второй этап — это этап упражнений, где знания, полученные на первом этапе, используются для решения проблем, а полученные знания повышаются до уровня навыков и компетенций. Студент способен полностью усвоить описанный материал. Однако в большинстве случаев это связано с материалом, что затрудняет ответы на вопросы, не охваченные в учебнике, или применение полученных знаний для решения практических задач. Упражнения важны для преодоления этой проблемы
В педагогике упражнения, задания и задачи показаны как ведущие дидактические инструменты, направленные на формирование у учащихся самостоятельности, предприимчивости и активности, мыслительной деятельности. Упражнения развивают у учащихся мыслительные способности. В то же время они смогут мыслить более независимо и будут более творческими в своей познавательной деятельности. Интеллектуальная деятельность, формируемая при изучении материала, ориентирована на непрерывное развитие мышления. Таким образом, упражнения являются важным условием для облегчения процесса изучения и применения концепций в чтении учащихся, особенно процесса их первоначального формирования. В конце концов, «самый важный способ осознанно усвоить материал и запомнить его — это регулярно практиковаться и выполнять самостоятельную работу».
В традиционной системе тренировок развитие необходимых навыков основано на повторении большого количества упражнений. Это объясняет, почему в учебниках и сборниках доступно так много видов упражнений. По нашему мнению, развитие навыков должно достигаться за счет выбора различных типов упражнений и обеспечения их сознательного и активного выполнения студентами без повторения таких поверхностных упражнений.
Педагог разрабатывает задачи с высоким, средним и низким уровнем сложности педагогического процесса изучения материала и соответствующие процессы контроля. В этом случае учитель обращается с учеником индивидуально, не замечая этого. Это дает учащимся, испытывающим трудности с чтением, уверенность в себе, своих знаниях и способностях и устраняет их сомнения. Знания побуждают учеников средних и старших классов к творчеству и развитию логического мышления, а также заранее планирует оценку знаний учеников. Мониторинг и оценка знаний студентов — сложный и деликатный процесс. Следовательно, это требует от учителя не только педагогических навыков, но и чуткости. Одним словом, такая дизайн-система служит для повышения качества образования, расширения и развития у студентов интереса, научного мировоззрения.
Литература:
- Андреев А. А. Дидактические основы дистанционного обучения в высших учебных заведениях. Дисс. … Д-ра пед. Наука. 1999. — 289 с.
- Гришкун В. В. Организация компьютеризированного обучения на основе иерархических данных. Автореф. дисс.... канд. пед. наука. -Алмата, 1995. -18стр.
- Rosatelli MC, Self JA, Thiry M. LeCS: совместная система тематических исследований, в: G. Gauthier, C. Frasson and K. VanLehn (ред.), Intelligent Tutoring Systems, Берлин: Springer-Verlag, 2000. -P.. 232–241str.
- Славин Р. Е. Совместное обучение: теория, исследования и практика. (2-е изд.). Бостон: Аллин и Бэкон. – 1995.
- Prentice Hall, NJ. Warmkessel M. M., McCade J. M. 1997, Интеграция информационной грамотности в учебную программу, Стратегии исследований, Том 15, Выпуск 2, 1990. -P. 80–88.