В данной статье изучаются преимущества и необходимость внедрения качественного менеджмента в систему высшего образования, разработаны предложения и рекомендации по методам его применения в этой системе.
Ключевые слова : качество, качество образования, эффективность образования, качество кадров, менеджмент качества, принципы качества менеджмента.
In this article were studied preferences of implementation into practice of management quality in high education system. Invitations and recommendations for applying them in this system were presented.
Keywords: quality, quality of education, effectiveness of education, quality of personal, quality of management, principles of quality of management.
Сегодня ускорение глобализации в мировой экономике приводит к растущей потребности в интеллектуальной собственности. Это, в свою очередь, ведет к росту спроса на высшее образование, исследования и их результаты во всем мире. Потому что сегодня образование, наука, исследовательская деятельность становятся важным инструментом в мировой экономической системе для повышения конкурентоспособности субъектов общественного производства, системы трудоустройства выпускников и их возможностей для карьерного роста [1]. Кроме того, текущее количество высших учебных заведений, а также рост числа и разнообразия услуг, которые они предоставляют населению, поднимают вопрос качества образования. Мы знаем, что основной движущей силой системы образования являются профессора и преподаватели. В настоящее время они не только воспитатели, но и активные участники процесса общественного производства. Качество кадров, подготовленных профессорами и преподавателями, позволяет превратить их в производственный объект с минимальными затратами труда и других ресурсов.
Мы знаем, что большинство преподавателей в системе высшего образования являются «мастерами» своей специальности (предмета), но не все преподаватели имеют специальную современную педагогическую подготовку. Некоторые из них являются педагогами-практиками и организуют свою деятельность со своей точки зрения. Некоторые сосредотачивают свою работу на теоретических аспектах изучаемых проблем, игнорируя востребованность современных специалистов и потребности рынка труда в обучении. Такая «интенсификация» в традиционной форме организации учителей отрицательно сказывается на качестве предоставляемых образовательных услуг. В современной системе высшего образования необходимо организовать деятельность, обеспечивающую необходимое качество и эффективность для учителя. Современные вузы кардинально отличаются от учебных заведений 20–30-летней давности. В настоящее время они работают в ускоренной социально-экономической среде. В данном случае вузы предъявляют очень высокие требования к обучению, их качеству, соответствию требованиям рынка труда, но во многих случаях вузы пытаются решить эти проблемы старыми способами. Но сегодняшняя мировая практика требует внедрения новых, апробированных подходов.
Основным условием конкуренции на частном рынке труда в современной экономике является то, что стажер должен быть готов учиться, иметь возможность регулярно учиться и уметь применять новые знания, опыт и навыки, чтобы иметь конкурентное преимущество. Это в равной степени относится и к комнате партнера, и к организации. Это означает, что для того, чтобы современный специалист имел устойчивую позицию, необходимо постоянно приобретать теоретические и практические знания, меняться в соответствии с требованиями времени. Его изменение в лучшую сторону обеспечит стабильность и успех предприятия, деловой активности и любой экономической деятельности в целом. Однако тот факт, что старый образ действий, привычки и принципы поведения, а также образ мышления, связанный с ним, не адаптируются к новым условиям, вызывает множество проблем. Мы стараемся внедрять новые образовательные технологии, ожидаем их результатов, но забываем, что новые технологии требуют новых подходов к социально-производственным отношениям, нового мышления. Мы ищем «виновника» проблемы, но не знаем, что основная причина — это созданная нами система. Мы тратим много времени на консультирование и не овладение студентами в ходе нашей образовательной деятельности, и мы не знаем, что это связано с процессом в нашей собственной деятельности [3]. Это не все проблемы, с которыми мы можем столкнуться. Это значит, что нужно менять систему, а также деятельность профессоров и преподавателей. Если мы не можем изменить систему, мы должны изменить себя и адаптироваться к системе. Важную роль в этом играет современное управление качеством образования, то есть важно уделять больше внимания качеству в управлении системой образования.
Мы знаем, что труд — это источник благополучия и качества жизни человека. На протяжении всей своей истории человечество уделяло внимание вопросам, связанным с трудовой деятельностью, ее совершенствованием, повышением производительности разделения труда, так как его результат направлен на улучшение условий жизни населения. В этом случае важно качество трудовой деятельности. Мы знаем, что качество возникает там, где есть работа, и его нельзя отделить от нее. Вот почему качество является важным аспектом трудового процесса, влияющим на благополучие заинтересованных сторон, одним словом, служащим их потребностям. Таким образом, управление качеством относится к подходу заинтересованных сторон, в первую очередь потребителя результатов труда, к управлению деятельностью.
Важными особенностями менеджмента качества являются:
– ориентированность на удовлетворение потребностей всех заинтересованных сторон;
– актуальные инструменты и методы принятия решений;
– способы обеспечения эффективности деятельности;
– обеспеченность мобилизации всех ресурсов для участников трудового процесса.
Современный менеджмент качества в высших учебных заведениях — это эффективная структура руководства и его поддержки, обеспечивающая выполнение задач, которые ставятся перед персоналом предприятиями и организациями. Использование идей и методов управления качеством в высших учебных заведениях на всех уровнях: на уровне высших учебных заведений, их кафедр, факультетов и кафедр, курсов, групп, короче говоря, знаний студентов, должно быть реализовано в аудиториях, где формируются навыки и умения, а для потребителей создаются «ценности, ценности» [4].
С точки зрения системы высшего образования, «менеджмент — это способность студентов, академическая групповая работа, интеллект и поведение для достижения своих целей как науки (предмета), процесс обучения и способность управлять студентами и направлять их в успех» [3].
«Управление качеством — это скоординированная деятельность ориентированного на качество руководства и менеджмента». Это непрерывный процесс, влияющий на организацию, основанный на использовании принципов и поддержки менеджмента качества с учетом всех функций менеджмента. Управление качеством основано на четких принципах и концепциях, практических моделях их реализации. Наиболее распространенной моделью управления качеством является серия международных стандартов ISO 9000. Эта модель стандартов используется в системе образования многих развитых стран. Он включает модельную модель системы качества образовательного учреждения.
Современные модели управления качеством основаны на принципах Total Quality, TQM (Total Quality Management) и идее процессного подхода. Именно такие подходы должны быть отражены в учебном процессе. TQM основан на четких принципах. В международных стандартах серии ISO 9000 он признан принципом менеджмента качества и лежит в основе этих стандартов. Основные принципы управления качеством в образовании следующие [6]:
– Ориентация на потребителя (организации зависят от своих клиентов, им необходимо знать свои текущие и будущие потребности, выполнять их требования и выполнять свои желания в той степени, в которой они не ожидают);
– Лидерство (лидерство) (менеджеры должны обеспечивать общие цели и задачи организации, уметь полностью вовлекать сотрудников в решение задач организации путем создания и поддержания оптимальной внутренней среды);
– Вовлеченность сотрудников (сотрудники на всех уровнях составляют основу организации, и их полная вовлеченность открывает возможности для организации эффективно использовать потенциал сотрудников в интересах организации);
– Процессный подход (рассматриваемый как процессное управление при управлении деятельностью и ресурсами для обеспечения эффективности ожидаемого результата);
– Системный подход к управлению;
– Постоянное улучшение (постоянное улучшение результатов деятельности следует определять как постоянное изменение цели);
– Принятие решений, основанных на фактах (эффективные решения основаны на анализе доказательств и информации);
– Взаимовыгодные отношения с поставщиками (организации и поставщики взаимосвязаны и взаимозависимы, а взаимовыгодные отношения увеличивают возможности обеих сторон).
Внедрение идей и принципов управления качеством основано на принципе «делайте то, что вы хотите, с другими». Совместная работа, основанная на принципах взаимного уважения и партнерства, и ее постоянное совершенствование — суть менеджмента качества. Но менеджмент качества — это не лозунг, а система принципов и поддержки, проверенная в лучших организациях развитых стран, уникальный опыт, накопленный на протяжении всей истории человечества. Этот опыт отражен в системе управления качеством международных стандартов серии ISO 9000.
Интерес к системе менеджмента качества в высших учебных заведениях следующий: [2]
– С переходом заключительного этапа «Национальной программы образования» Республики Узбекистан в «Стадию качества» после ее принятия;
– Развитие конкуренции на рынке образования и научных услуг, повышение спроса на инновационные разработки в результате управления качеством образования;
– государственная политика и реформы в системе образования;
– качество — необходимое условие для аккредитации высших учебных заведений;
Это зависит от таких факторов, как интеграция каждой цивилизованной страны в европейское образовательное пространство и подписание Болонской декларации. На встрече участников Болонского процесса в Берлине (сентябрь 2005 г.) были определены ключевые промежуточные приоритеты: обеспечение качества, двухуровневая система, признание ученых степеней и периодов обучения. В этом процессе вопрос качества стоит на первом месте, и за его обеспечение несут ответственность высшие учебные заведения.
Литература:
- Закон Республики Узбекистан «Об образовании». — Т, 1997.
- «Национальная программа образования» Республики Узбекистан. — Т, 1997.
- Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан. О мерах по дальнейшему совершенствованию системы переподготовки и повышения квалификации преподавателей высших учебных заведений. 26 сентября 2012 г. № 278.
- Гончаров, М. А. Основы менеджмента в образовании. — М.: КноРус, 2010.
- Ишмухамедов Р., Юлдашев М. Инновационные педагогические технологии в образовании. — Т.: Нихол, 2020. — 268 с.
- Рубина М. Ю. Роль системы управления персоналом в высшей школе в обеспечении качества образования. — Москва, «Экономические науки» 2012. Стр. 205–210.