Образовательный web-квест как средство формирования мотивации у учащихся при изучении химии в 8-м классе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (390) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 24.11.2021

Статья просмотрена: 164 раза

Библиографическое описание:

Малянова, М. Г. Образовательный web-квест как средство формирования мотивации у учащихся при изучении химии в 8-м классе / М. Г. Малянова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 48 (390). — С. 424-427. — URL: https://moluch.ru/archive/390/85820/ (дата обращения: 16.11.2024).



В данной статье рассматривается возможность применения такой современной технологии в обучении предмету химия, как образовательный web-квест, который способствует формированию мотивации у школьников в 8-м классе.

Ключевые слова: мотив, мотивация, урок, web-квест, современные технологии в обучении.

Все наши замыслы превращаются в прах, если нет у ученика желания учиться.

В. А. Сухомлинский

В настоящее время на уроках химии все чаще стало встречаться такое явление, как низкая мотивация при изучении данного предмета. С одной точки зрения это можно объяснить из-за сложности самого предмета «Химия», так как данная наука изучает природу и свойства различных химических связей, саму сущность химических реакций, реакционную способность реагентов, свойства катализаторов и ингибиторов, вследствие чего многое сначала может быть не понятно. Но, с другой стороны, разве это не должно мотивировать учащихся, чтобы углубиться в сущность предмета и раскрыть, в первую очередь, для себя многие тайны, которые были не доступны для понимания в своей обыденной жизни. Поэтому встают наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания, которые связаны именно с отсутствием мотивов к получению качественного образования у основной массы школьников, вследствие чего наблюдается снижение показателей образованности и воспитанности у обучающихся, и в итоге важность представленного критерия становится очевидной.

А в чем вообще заключается сущность понятий мотив и мотивация в обучении? В литературе определений мотива обнаруживается множество. В качестве рабочего можно воспользоваться следующей дефиницией: это внутреннее побуждение к активности и деятельности школьника, связанное со стремлением удовлетворить образовательные потребности. И мотив в отличие от мотивации — это то, что непосредственно принадлежит учащемуся, является его устойчивым личностным свойством, поэтому и побуждает его изнутри к совершению определенных действий [1, с. 5]. А мотивация в свою очередь рассматривается как процесс, который направляет и поддерживает усилия ученика, направленные на выполнение определенной учебной деятельности. Поэтому она представляет собой комплекс, состоящий из тех же мотивов, целей, ответных реакций на неудачу и потребности школьника в приобретении новых знаний. И в учебном процессе именно от нее зависит успешность, уровень знаний и желание учащихся учиться на протяжении всей жизни [3].

Никому не секрет, что учащиеся много проводят времени в интернете, и для них важнее что-то узнать, просмотрев ленту в своих социальных сетях, чем посидеть над учебником или другим образовательным ресурсом, чтобы поразмыслить над решением химической задачи или понять сущность каких-либо химических понятий. Тем более в 8 классе, когда школьники впервые знакомятся с таким интересным предметом, как химия, если в их программе не было пропедевтического курса в 7 классе, то в начале у них возникает интерес и мотивация к изучению химии, но с прибавлением теории у кого-то это все только увеличивается, а у большинства учащихся оба фактора значительно начинают снижаться. Но так как сейчас у нас 21 век — это век технологий, то и в процессе обучения появляются также свои технологии, которые способствуют тому, чтобы обучающиеся умели не только составлять и писать химические формулы и уравнения реакций, но и понимать сущность химической картины мира [4, с. 472]. А когда ученик все это понимает и может реализовать в своей жизни, то конечно у него мотивация не угасает, а только набирает обороты и способствует приобретению новых знаний, умений и навыков.

И такой современной технологией в обучении химии может быть web-квест, который представляет собой сайт в сети Интернет, на котором в ходе его сюжета учащиеся выполняют определенного рода задания. Web-квест можно обыграть под любую тему школьного курса химии. В основном его лучше использовать после изучения материала по какой-либо теме, чтобы с помощью него закрепить знания, полученные в ходе урока, и выявить для себя пробелы, которые нужно устранить, либо пересмотрев материал, либо заново его выучив.

Актуальность данной технологии еще заключается в том, что каждый школьник любит играть в различного рода компьютерные игры, в ходе которых в роли главного героя нужно дойти до поставленной цели и выиграть ценный приз. Этим же могут быть и web-квесты по химии, если интересно придумать сюжет и на протяжении всего времени замотивировать школьника на прохождении заданий, чтобы он применил весь свой багаж знаний, то материал, который рассматривался на уроке или серии уроков лучше запомниться и тем более закрепится умениями решать учебные задачи. Тем самым такая технология разнообразит теоретический материал на уроке, что позволит учащимся выработать мотивы и дальше изучать и познавать интересный мир химии.

Web-квест, как и любая компьютерная игра, имеет свою структуру, которую можно выразить следующим образом:

  1. Вступление — это интересная история, с которой завязывается сюжет всего web-квеста, при этом уже в данной части закладывается проблема, которую и необходимо решить учащимся, выполняя последующие задания;
  2. Стартовый этап web-квеста — это простое задание, которое сможет выполнить каждый;
  3. Прайс-карта — это перечень этапов, которые необходимо пройти школьникам;
  4. Заметки — это некоторые пояснения для решения определенного задания;
  5. Обратная связь — это отчет, который необходимо заполнить учащимся, если они прошли все предложенные задания;
  6. Заключение — эпилог всего web-квеста.

В качестве примера можно рассмотреть образовательный web-квест по химии, разработанный для учащихся 8-х классов по разделу «Классы неорганических соединений» в конструкторе сайтов «Wix.com», который называется «Неорганические вещества четырех королевств». Web-квест представляет собой самостоятельную работу по изученному материалу представленного выше раздела, при этом он не только нацелен на проверку знаний, умений и навыков, но и на формирование мотивации идти дальше в изучении химических понятий, законов и теорий.

А начинается web-квест с интересного вступления: «В мире Эрадарас живет четыре магических королевства — это эльфы, гномы, драконы и хоббиты. Каждый народ славится своим делом. Эльфы синтезируют кислоты, драконы получают оксиды, гномы из подземных глубин добывают различные соли, а хоббиты заняты производством оснований…» [2]. Проблемой данной истории становится то, что появляется таинственный маг, который крадет знания у представленных выше магических существ, и ученику необходимо вернуть эти знания народам мира «Эрадарас» в web-квесте, пройдя все испытания мага в виде заданий, связанных с классами неорганических соединений. В web-квесте представляются пояснительная записка, в которой прописывается, что необходимо сделать при прохождении заданий, и прайс-карта этапов мест, которые необходимо пройти школьнику (Рис. 1).

Карта этапов мест [2]

Рис. 1. Карта этапов мест [2]

В web-квесте всего 6 этапов, которые представлены следующими названиями: «Лес друидов», «Деревня пикси», «Гора гиппогрифов», «Пещера василиска», «Водопад единорога» и «Храм таинственного мага» (данный этап открывается только после завершения предпоследнего). Каждый этап представляет собой веб-страницу, на которую необходимо перейти по кнопке-гиперссылке (Рис. 2), расположенной в самом низу страницы, при этом она защищена паролем.

Кнопка-гиперссылка для перехода на веб-страницу «Деревня пикси» [2]

Рис. 2. Кнопка-гиперссылка для перехода на веб-страницу «Деревня пикси» [2]

Для перехода по веб-страницам пароли уже указаны, но для перехода на последний этап web-квеста его необходимо собрать, выполняя задания. Каждый этап включает в себя уровни, представленные определенными заданиями по следующим критериям: общие представления классов неорганических веществ, их классификация, способы получения, химические свойства и применение. Все задания данного web-квеста созданы в LearningApps.org и вставлены, как код «Вставка виджета» на веб-страницах (Рис. 3).

Уровень № 5 на этапе «Деревня пикси» [2]

Рис. 3. Уровень № 5 на этапе «Деревня пикси» [2]

После прохождения всех уровней и получения пароля от последнего этапа школьник может перейти на последнюю веб-страницу, где его будет ждать завершение увлекательной истории и форма для обратной связи с учителем, которая называется «Магическая почта», именно с помощью нее происходит проверка прохождения web-квеста (Рис. 4).

Форма обратной связи [2]

Рис. 4. Форма обратной связи [2]

Технология web-квеста проходит апробацию учениками 8-х классов, и уже на данном этапе выявлено, что их она очень сильно смотивировала, они с нетерпением ждут новые темы, чтобы потом не только проверить свои новые знания, но и окунуться в мир увлекательных историй, придуманных учителем.

Таким образом, образовательный web-квест является хорошим помощником учителя для мотивации школьников по химии, так как он способствует возникновению у них новых познавательных потребностей.

Литература:

  1. Маеркина, Е. В. Развитие мотивации достижения современных старшеклассников в познавательной деятельности / Е. В. Маеркина. — Оренбург: Университет, 2019. — 100 c. — Текст: непосредственный.
  2. Малянова, М. Г. Неорганические вещества четырех королевств / М. Г. Малянова. — Текст: электронный // Четыре королевства: [сайт]. — URL: https://89374100033.wixsite.com/4korolevstva (дата обращения: 20.11.2021).
  3. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. — Москва: Просвещение, 1990. — 192 c. — Текст: непосредственный.
  4. Минченков, Е. Е. Общая методика преподавания химии / Е. Е. Минченков. — 2-е издание. — Москва: Лаборатория знаний, 2020. — 597 c. — Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательный web-квест, обратная связь, учащийся, задание, класс, мотив, мотивация, приобретение новых знаний, прохождение заданий, современная технология, таинственный маг, формирование мотивации, химия, школьник, этап.


Ключевые слова

мотивация, мотив, урок, web-квест, современные технологии в обучении

Похожие статьи

Веб-квест как способ повышения мотивации учащихся к поисково-исследовательской деятельности на уроках английского языка и истории

Статья описывает особенности применения веб-квестов на уроках английского языка для повышения мотивации учащихся к исследовательской деятельности.

Важность обучения английскому языку в школе

В данной статье рассмотрены перспективы в овладении английским языком, важность обучения навыкам говорения и формирование активного словаря на уроках английского языка в школе, а также применение игровых технологий на уроках английского языка как сре...

Игровые технологии в начальной школе

В данной статье раскрываются особенности применения игровых технологий в начальной школе, рассматриваются возможности игровых технологий в деле полноценного развития сознания личности младшего школьника. Также дана классификация дидактических игр. Пр...

Применение образовательного квеста при изучении истории (из опыта работы)

В статье рассматривается возможность использования образовательного квеста как игровой педагогической технологии обучения при изучении дисциплины «История» в практике преподавания в системе СПО.

Формирование информационной компетенции обучающихся на уроках химии в условиях дистанционного образования

В статье автором рассматривается методика преподавания химии в 10–11 классах в условиях дистанционного образования, используя современные технологии с целью формирования информационной компетенции обучающихся.

Формирование учебных мотивов младших школьников посредством геймификации

Статья посвящена проблеме геймификации в образовании. В статье рассматривается понятие геймификации. Анализируется роль геймификации в повышении уровня учебной мотивации школьников. В результате делается вывод о том, что применение геймификации на ур...

Технология формирования учебных мотивов младших школьников посредством геймификации

В статье описана технология применения геймификации в обучении третьеклассников русскому языку, литературному чтению и математике. Представлены результаты использования данной технологии в обучении младших школьников. Описанная технология разработана...

О применении информационных технологий для формирования информационно-коммуникативной компетентности учащихся на уроках математики

В этой статье рассматриваются некоторые особенности использования информационных технологий в процессе обучения математике как средства формирования у учащихся информационной культуры и компьютерной грамотности.

Возможности LearningApps.org в процессе изучения химии в 8-м классе

В статье рассматривается возможность применения игровых упражнений онлайн-сервиса LearningApps.org на уроках в процессе изучения химии в 8-м классе.

Новые педагогические технологии в обучении устной иноязычной речи на старшем этапе обучения в общеобразовательной организации

Статья посвящена проблеме обучения устному иноязычному общению на старшем этапе школьного языкового образования. В статье рассматриваются современные образовательные технологии, способствующие эффективному формированию навыков устного иноязычного общ...

Похожие статьи

Веб-квест как способ повышения мотивации учащихся к поисково-исследовательской деятельности на уроках английского языка и истории

Статья описывает особенности применения веб-квестов на уроках английского языка для повышения мотивации учащихся к исследовательской деятельности.

Важность обучения английскому языку в школе

В данной статье рассмотрены перспективы в овладении английским языком, важность обучения навыкам говорения и формирование активного словаря на уроках английского языка в школе, а также применение игровых технологий на уроках английского языка как сре...

Игровые технологии в начальной школе

В данной статье раскрываются особенности применения игровых технологий в начальной школе, рассматриваются возможности игровых технологий в деле полноценного развития сознания личности младшего школьника. Также дана классификация дидактических игр. Пр...

Применение образовательного квеста при изучении истории (из опыта работы)

В статье рассматривается возможность использования образовательного квеста как игровой педагогической технологии обучения при изучении дисциплины «История» в практике преподавания в системе СПО.

Формирование информационной компетенции обучающихся на уроках химии в условиях дистанционного образования

В статье автором рассматривается методика преподавания химии в 10–11 классах в условиях дистанционного образования, используя современные технологии с целью формирования информационной компетенции обучающихся.

Формирование учебных мотивов младших школьников посредством геймификации

Статья посвящена проблеме геймификации в образовании. В статье рассматривается понятие геймификации. Анализируется роль геймификации в повышении уровня учебной мотивации школьников. В результате делается вывод о том, что применение геймификации на ур...

Технология формирования учебных мотивов младших школьников посредством геймификации

В статье описана технология применения геймификации в обучении третьеклассников русскому языку, литературному чтению и математике. Представлены результаты использования данной технологии в обучении младших школьников. Описанная технология разработана...

О применении информационных технологий для формирования информационно-коммуникативной компетентности учащихся на уроках математики

В этой статье рассматриваются некоторые особенности использования информационных технологий в процессе обучения математике как средства формирования у учащихся информационной культуры и компьютерной грамотности.

Возможности LearningApps.org в процессе изучения химии в 8-м классе

В статье рассматривается возможность применения игровых упражнений онлайн-сервиса LearningApps.org на уроках в процессе изучения химии в 8-м классе.

Новые педагогические технологии в обучении устной иноязычной речи на старшем этапе обучения в общеобразовательной организации

Статья посвящена проблеме обучения устному иноязычному общению на старшем этапе школьного языкового образования. В статье рассматриваются современные образовательные технологии, способствующие эффективному формированию навыков устного иноязычного общ...

Задать вопрос