В данной статье проводится анализ статистики коррупционной преступности в России в целом и в Томской области как ее субъекта. Кроме того, на основании анализа приводится перечень мер, способствующих уменьшению числа преступлений.
Ключевые слова: коррупция, чиновники, борьба, статистика, Томская область, мелкое взяточничество, мелкий коммерческий подкуп, взятка.
Борьба с коррупцией еще со времен Древней Руси является одной из самых основных задач для руководителей страны. Несмотря на то, что борьба с ней длится уже долгие столетия, искоренить её полностью никому из правителей так и не удается.
Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», коррупция — это «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами» [2].
Коррупция, как антисоциальное явление, негативно сказывается на нашей жизни — она подрывает экономику страны, складывает негативное отношение народа к власти, а также развивает у государственных служащих неуважение к закону страны [6].
Государство для борьбы с данным явлением разрабатывает меры борьбы и профилактики взяточничества. Указанные меры находят свое отражение в нормативных актах. Но несмотря на принятие данных нормативных актов, коррупция стране не минимизируется.
Для оценки эффективности законодательства против преступлений коррупционной направленности необходимо оценить состояние преступности в настоящее время. На рисунке 1 представлены статистические данные о количестве зарегистрированных преступлений коррупционной направленности в Российской Федерации за 2019 г. [4].
Рис. 1
Из диаграммы видно, что в 2019 г. в стране было зарегистрировано всего 15161 преступление коррупционной направленности. Самое часто совершаемое преступление является мелкое взяточничество (ст. 291.2 УК РФ). Мелкое взяточничество — это получение взятки, дача взятки лично или через посредника в размере, не превышающем десяти тысяч рублей. Наименее распространённым является мелкий коммерческий подкуп (204.2 УК РФ). Мелкий коммерческий подкуп, также, как и мелкое взяточничество, ограничивается суммой до 10 тысяч рублей.
На рисунке 2 представлены статистические данные о количестве раскрытых преступлений коррупционной направленности за 2019 г. в России. [2].
Рис. 2
Анализируя данные, можно увидеть, что раскрыто всего 12962 преступлений из 15161, то есть 85 %. Остальные 15 % процентов остаются не раскрытыми, либо уголовное дело прекращается по основаниям, предусмотренными ст. 27 УПК РФ. [2]
Рассмотрим статистику коррупционной преступности за 2020 г.
На рисунке 3 представлены данные о количестве зарегистрированных преступлений коррупционной направленности за 2020 г. по России в целом. 3
Рис. 3
Из диаграммы видно, что в 2020 г. в стране было зарегистрировано всего 15992 преступления коррупционной направленности. Самое часто совершаемое преступление, как и в 2019 г., является мелкое взяточничество. Наименее распространённым является мелкий коммерческий подкуп.
Ниже на рисунке 4 представлены статистические данные о количестве раскрытых преступлений коррупционной направленности за 2020 г. в стране. [4].
Рис. 4
Изучив данные, можно увидеть, что раскрыто всего 14167 преступлений из 15992, то есть 88 %.
Далее на рисунках 5 и 6 рассмотрим аналогичные статистические данные за январь — сентябрь 2021 г. в России. [4].
Рис. 5
Рис. 6
Как видно из диаграмм, в период с января по сентябрь 2021 г. в России всего было зарегистрировано 16176 преступлений коррупционной направленности, из них было раскрыто 13132 преступления, то есть 81 %. Как видно, число нераскрытых преступлений по сравнению с прошлыми годами увеличилось. Наиболее часто совершаемым из преступлений в 2021 г. является также мелкое взяточничество, наименее распространённым является мелкий коммерческий подкуп.
Анализируя данные с 2019 г. по 2021 г., можно увидеть, что количество преступлений коррупционной направленности увеличилось на 6,7 % даже несмотря на то, что за 2021 г. предоставлены не полные данные. Следовательно, можно предположить, что к концу года процент возрастет.
Далее представлены статистические данные по коррупционным преступлениям по Томской области. На рис. 7 представлена диаграмма по количеству зарегистрированных коррупционных преступлений по нарастающей за 2019 г. помесячно. [5].
Рис. 7
Как видно, на конец декабря 2019 г. было зарегистрировано 105 преступлений, а именно такие составы как мелкое взяточничество — 34, дача взятки — 37, получение взятки — 34.
На рисунке 8 ниже предоставлены аналогичные статистические данные за 2020 г. [5].
Рис. 8
На конец декабря 2020 г. было зарегистрировано 119 преступлений, а именно такие составы как мелкое взяточничество — 40, дача взятки — 40, получение взятки — 33.
Ниже на рисунке 9 рассмотрена динамика коррупционной преступности за период январь — сентябрь 2021 г. по Томской области. [5].
Рис. 9
На конец сентября 2021 г. было зарегистрировано 61 преступление: 4 — мелкое взяточничество, 28 — дача взятки, 29 — получение взятки.
Можно увидеть, что коррупционная преступность не идет на упадок, а идет тенденция на возрастание. Особенно это видно на примере Томской области, где ярко виден скачок возрастания коррупционной преступности. Кроме того, не стоит исключать тот факт, что большое количество коррупции остается скрытой и не попадает в поле зрения правоохранительных органов, а значит не попадает в официальную статистику.
Все это может свидетельствовать о неэффективном законодательстве, а также об отсутствии чувства уважения закона у чиновников и граждан к закону.
Для снижения количества коррупционной преступности в стране можно рассмотреть внедрение следующих мер:
- Упрощение процедур получения документов, государственных услуг: уменьшение сроков, уменьшение пакета документов. Данная мера направлена на граждан, кому нужно получить какую-либо услугу либо документ. Указанные мероприятия станут более доступными и не затратными по времени, а значит не будет нужды давать взятку, чтобы ускорять время на получения блага.
- Людям с судимостью запретить избираться в какие-либо гос. органы разных уровней, так как они могут преследовать свой преступный замысел на иной должности другого уровня власти.
- Ввести систему доносов, то есть предусмотреть какие-либо вознаграждения лицам за передачу в соответствующие органы информации о предстоящей даче либо получении взятки, либо об уже случившемся факте коррупции. Кроме того, следует не забывать об ответственности за ложный донос.
- Усиленно контролировать чиновников:
– следить за их рабочим местом — установка камер видеонаблюдения с записыванием звука, чтобы был контроль за их деятельностью хотя бы на их рабочем месте;
– записывать и прослушивать звонки — вести регулярную запись телефонных разговоров как на личном мобильном телефоне, так и на рабочем, чтобы была возможность уловить коррупционное поведение чиновника;
– постоянно контролировать счета чиновника и его супруга (супруги) и детей — данная мера позволит в кротчайшие сроки обнаружить иные доходы помимо заработной платы;
– время рассмотрения документов — данное мероприятие позволит увидеть, каким лицам услуга либо документы были подготовлены быстрее, либо без очереди без особых на то оснований, чем другим нуждающимся лицам.
Конечно, данные меры не являются стопроцентным гарантом искоренения коррупции в стране: договориться о получении взятки можно устно и на нейтральной территории, можно завести второй номер телефона и оформить его, скажем, на одного из родителей, но данные меры позволят хоть как-то усложнить процедуру по даче-получению взятки. Избавиться от коррупции возможно будет тогда, когда этого захочет само население.
Литература:
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ Электронный ресурс] — Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ [Электронный ресурс] — Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
- Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ [Электронный ресурс] — Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
- Портал правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://crimestat.ru. (дата обращения: 15.11.2021).
- Краткая характеристика состояния преступности в России [Электронный ресурс]. URL: https://мвд.рф/reports. (дата обращения: 15.11.2021).
- Статистические сведения, характеризующие состояние преступности в Томской области [Электронный ресурс] URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_70/activity/statistics/office/other. (дата обращения: 15.11.2021).
- Сажаева Майя Александровна Негативные последствия коррупции // Российское право: образование, практика, наука. 2016. № 5 (95).