В статье рассмотрено понятие опасных производственных объектов, выделены основные уровни нормативно-правового регулирования организационно-технических мероприятий по снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на опасных производственных объектах.
Ключевые слова: промышленная безопасность, опасные производственные объекты, чрезвычайная ситуация, производственный контроль.
Поддержание безопасных и здоровых условий труда требуется государственными нормативными актами, а также имеет смысл по экономическим соображениям бизнеса. Нормативно-правовое регулирование организационно-технических мероприятий по снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на опасных производственных объектах имеет важнейшее значение в области промышленной безопасности, так как жесткое нормативное регламентирование функционирования опасных объектов позволяет предотвратить многие аварийные ситуации путем простого соблюдения установленных требований.
В целях осуществления госполитики в области промышленной безопасности Президент России или по его поручению правительство определяет основные нормы в области промышленной безопасности и возлагает на них осуществление соответствующего нормативного регулирования, а также специальных разрешительных, контрольных и надзорных функций в данной области.
Опасными производственными объектами (ОПО) — являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты. Самостоятельной отрасли законодательства, как и отрасли права, предметом которых являлись бы отношения исключительно в области промышленной безопасности, не существует. В связи с этим ст. 71 и ст. 72 Конституции РФ, разделяющие в том числе отрасли законодательства на предметы исключительного ведения Российской Федерации или совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, не упоминают «законодательство в области опасных производственных объектов» [8].
Основополагающим федеральным законодательным актом, определяющим общие для Российской Федерации организационно-технические мероприятия по снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на ОПО, является Федеральный закон от 11 ноября 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [1]. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» выделяет основные задачи, решение которых является целью данного нормативного правового акта. Для решения этих задач определены превентивные меры, в целях недопущения наступления неконтролируемых последствий, и требования к локализации и ликвидации последствий аварий [2].
Конкретные мероприятия по снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на ОПО определяются системой международных и национальных стандартов Российской Федерации. Например, ГОСТ Р 22.0.07–95 [5] и ГОСТ Р 12.3.047–2012 [6]. Стандарты, как правило, разрабатываются и публикуются, чтобы предложить руководящие принципы для использования в том числе на ОПО.
Приказы МЧС России от 4.11.2004 № 506 [3] и от 25.10.2004 № 484 [4] устанавливают обязательность разработки паспорта безопасности опасного объекта, степени риска чрезвычайных ситуаций.
Cуществуют директивы, помогающие производителям понимать предписанные требования и следовать им. Эти директивы, как правило, представляют собой коммерческие правила, опубликованные юридически уполномоченными организациями, но, что важно, не являющиеся нормативным правовым актом. Однако, например, директивы ЕС являются в некотором роде уникальным случаем. Европейский союз (ЕС) требует от своих государств-членов достижения определенных целей, и страны-члены используют директивы для достижения таких целей. Во многих случаях директивы включены в национальное законодательство [7, c.238].
Если обобщить все причины возникновения чрезвычайных ситуаций, характерных для ОПО, то можно составить следующую классификацию их:
- Организационные: отсутствие или некачественное проведение инструктажа и обучения; отсутствие инструкций по охране труда; недостаточный контроль охраны труда; неудовлетворительная организация и содержание рабочих мест; нарушение правил безопасности и эксплуатации.
- Технические: несоответствие нормам безопасности конструкции технологического оборудования и подъемно-транспортных устройств, технологической оснастки, ручного механизированного инструмента; отсутствие или недостаточная надежность защитных устройств, наличие потенциально опасных зон; отсутствие указаний о способах и средствах безопасного выполнения работ; несоблюдение сроков технического обслуживания и ремонта машин и оборудования; неисправность технологического оборудования, техники, оснастки, подъемно-транспортных устройств, ручного механизированного инструмента.
- Санитарно-гигиенические: неблагоприятные метеорологические условия; высокая концентрация вредных веществ в воздухе рабочей зоны; неудовлетворительные условия освещения; высокий уровень шума и вибрации.
- Психофизиологические: совершение ошибочных действий механизаторами, колхозниками вследствие тяжести и напряженности труда, повышенной утомляемости, снижения внимательности; недостаточная профессиональная подготовленность; нарушение правил безопасного выполнения работ, трудовой и производственной дисциплины; несоответствие психофизиологических данных работающего выполняемой работе или его болезненное состояние и т. д.
Соответственно, необходимо принятие регламентационных требований к информатизации производственного контроля на ОП для более эффективного решения таких задач как:
– регулярная оценка безопасности на производстве (для этого проводятся лабораторные исследования вредных факторов);
– обеспечение соблюдения технологии производственного процесса всеми сотрудниками предприятия;
– разработка мер предупреждения аварийных ситуаций.
Таким образом, нормативно-правовое регулирование организационно-технических мероприятий по снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на ОПО главным образом было реализовано более 20 лет назад. В тоже время, цифровая экономика и значительное изменение особенностей производственных процессов требует пересмотра ряда правовых норм, стандартов и прочих регламентирующих документов в сторону обязательности установки современных аппаратных и информационно-аналитических средств производственного контроля.
Литература:
1. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного техногенного характера».
2. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
3. Приказ МЧС России от 4.11.2004 № 506 «Об утверждении типового паспорта безопасности опасного объекта».
4. Приказ МЧС России от 25.10.2004 № 484 «Об утверждении типового паспорта безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».
5. ГОСТ Р 22.0.07–95. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Источники техногенных чрезвычайных ситуаций. Классификация и номенклатура поражающих факторов и их параметров.
6. ГОСТ Р 12.3.047–2012. Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Пожарная безопасность технологических процессов. Общие требования. Методы контроля.
7. Васильев Ф. П. Административно-правовое регулирование вопросов промышленной безопасности опасных производственных объектов в россии и их необходимость совершенствования / Ф. П. Васильев, В. И. Долинко, А. А. Сукиасян // Матрица научного познания. — 2017. — № 3. — С. 237–282.
8. Кудрявцев С. С. Нормативная и законодательная базы в области обеспечения экологической безопасности и управления рисками на химических производствах / С. С. Кудрявцев, П. В. Емелин, А. Ж. Амиров, А. Д. Нургалиева, А. А. Рахимберлина // Труды университета. — 2018. — № 4 (73). — С. 63–68.
9. Фалеев М. И. Зарубежный опыт в формировании организационных структур и законодательной базы в области защиты населения и территорий / М. И. Фалеев, Ю. Д. Макиев, В. П. Малышев // Стратегия гражданской защиты: проблемы и исследования. — 2018. — Т. 8. — № 2 (15). — С. 10–26.