В статье раскрывается актуальность и социальная значимость решения вопросов, которые возникают в процессе принудительного взыскания алиментов, а также возможные пути решения.
Ключевые слова: несовершеннолетние дети, злостное уклонение от уплаты алиментов, взыскание алиментов.
В настоящее время тема взыскания алиментов как никогда актуальна и очень значима для родителей и их несовершеннолетних детей, ведь данные денежные средства являются одним из основных источников средств для существования, а также эта тематика наглядно показывает, что в российском законодательстве есть серьезные пробелы в регулировании этой отрасли.
Если посмотреть на отчеты Федеральной службы государственной статистики, аналитику службы судебных приставов и исследования социологов, то можно увидеть, что практически все дела, связанные с алиментными обязательствами, состоят на 98 % из тех, которые положены детям.
Помимо родителей, которые не хотят нести ответственность за социально-экономический уровень благосостояние их несовершеннолетних детей, существует неслаженная работа правоохранительных органов и несовершенство российского законодательства в данной сфере, что приводит к несвоевременному получению нужных исполнительных документов, также неопытность и правовая безграмотность сотрудников службы судебных приставов создает препятствия для предъявления исполнительного листа судебному приставу, так как из-за этого происходят необоснованные отказы в возбуждении исполнительного производства. Исполнительные документы о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетних детей могут быть предъявлены к исполнению в течение всего срока, на который присуждены алименты, а также в течение трех лет по достижению ребенком совершеннолетия [1],но ведь часто бывает так, что взыскатель может предъявить исполнительный лист судебному приставучерез абсолютно другой срок, после того как судом было вынесено такое решение. И из-за неправильного понимания нормы, указанной в 113 статье Семейного кодекса, некоторые приставы сообщают о том, что срок исковой давности уже истёк и нужно заново обращаться в суд, для того чтобы продлить или восстановить этот срок. И это малая часть тех проблем, с которыми может столкнуться родитель, решая данный вопрос.
Рассмотрим более подробно проблемы, связанные с взысканием алиментов, и попытаемся найти пути их устранения.
В современном мире, все больше и больше поднимается вопрос, о том, что нужно более детально регулировать сферу семейного законодательства, так как очень много несовершеннолетних детей нуждаются в соблюдении их прав и гарантий для того, чтобы они могли развиваться умственно, нравственно и физически. Поэтому именно родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей [2] и нести за них ответственность. Если же такого не происходит, то средства на содержание несовершеннолетних детей (алименты) взыскиваются с родителей в судебном порядке [2] и когда такие родители не выполняют обязанностей по должному содержанию детей, служба судебных приставов, которая призвана обеспечивать соблюдения прав гражданина на получение алиментов, применяет к должникам меры принудительного исполнения, которые предусмотрены законодательством об исполнительном производстве. На этом этапе как раз и начинаются трудности.
Самой главной проблемой является то, что на сегодняшний момент нет такого правового механизма, с помощью которого можно было бы узнать точный доход родителя, который обязан выплачивать алименты. Сейчас мир очень развит, и некоторые люди успешно скрывают свои доходы и имущество от судебных приставов. Должник может иметь множество различных доходов, в том числе теневых. Часто бывает так, что движимое имущество оформлено на 3-х лиц и поэтому обратить на него взыскание мы не можем, так как эти самые 3-и лица могут предъявить доказательства (например чеки о приобретении) этого имущества. Порой бывает так, что взыскателю не известно место положения должника, место работы и имущества, но при это розыск всего этого ложится на его плечи, что в конечном счёте дает мало толку из-за ограниченных правовых возможностей.
Нужно сделать более функциональным механизм взаимодействия таких государственных органов, как ФНС и ПФРФ для того, чтобы было больше информации о должнике, она была доступнее, и чтобы ею можно было воспользоваться более оперативно данным службам. С помощью обмена такой информацией судебные приставы смогут отслеживать, трудоустроен ли официально или нет должник, место его работы и его реальный доход через созданные базы данных.
Можно отметить, что сейчас мир не стоит на месте, сфера информационных технологий очень хорошо развита, в том числе использование людьми социальных сетей, таких как «Вконтакте», «Instagram», «Одноклассники». Сейчас множество граждан, которые зарегистрированы на данных площадках, очень любят делиться тем, что у них есть, например, движимое и недвижимое имущество, предметы роскоши, дорогостоящие гаджеты, места отдыха и работы. Поэтому отследить нужную информацию становится легче. Но и тут могут возникать сложности, так как уже отмечалось ранее, злостные неплательщики используют автомобили, квартиры, которые не находятся в их собственности, а находятся в правах у третьих лиц, то есть на момент описи имущества у этих лиц скорее всего будет возможность доказать, что все эти предметы принадлежат им, а значит обратить взыскание на них уже нельзя.
Существует ещё ряд противоправных действий в сфере трудовых отношений, связанных с тем, что работодатели не всегда охотно оформляют трудовые договоры, не производят отчисления и не платят заработную плату, из-за чего бывает неизвестно, где трудоустроен обязанный платить алименты, а также отсутствия у него средств для выплаты алиментов своевременно и в нужном размере. Либо между работодателем и работником есть определенная договоренность о том, что должник может быть официально не трудоустроен и получать заработную плату «в конверте» или же трудоустроен, но получать заработную плату гораздо больше, чем установлено трудовым договором. В таком случае работодатель совершает множество незаконных действий, так как он не уплачивает налоги и начисления, а также помогает уклоняться должнику от уплаты алиментных обязательств. Таким образом, нужно чтобы ФНС, ПФРФ и Роструд взаимодействовали между собой и сообщали о каждом выявленном нарушении друг другу для своевременного пресечения правонарушения и привлечения к ответственности лиц, которые к этому причастны.
Одним из наиболее действенных способов воздействия на недобросовестных родителей, обязанных уплачивать алименты, является ограничение в выезде за пределы Российской Федерации [3]. Как показывает практика, это достаточно эффективная мера, которая очень хорошо мотивирует должников. И раз именно эта мера оказывает такой положительный эффект, возможно стоит рассмотреть вопрос об её ужесточении.
Так, например, запретить выезд не только за пределы Российской Федерации, но и наложение запрета на свободный переезд из одного города в другой по территории России. И пока гражданин, обязанный уплачивать алименты, не начнёт своевременно и систематично исполнять свою обязанность, он не сможет свободно выбирать место жительства и длительное время находиться в другом городе.
Исходя из рассмотренных проблем, можно прийти к выводам о том, что данная сфера имеет множество нерешённых вопросов, которые затрудняют работу судебных приставов и возможность взыскания алиментов. Поэтому нужно постепенно совершенствовать российское законодательство, налаживать взаимодействия государственных органов между собой, и даже решать вопросы об ужесточении наказаний для всех лиц, которые либо уклоняются от уплаты алиментов, либо помогают или содействуют им в этом.
Литература:
- Методические рекомендации по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов (утв. ФССП России) от 19.06.2012 г. № 01–16 // Доступ из справочной правовой системы «Консультант Плюс».
- Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ от (ред. от 06.02.2020) // Доступ из справочной правовой системы «Консультант Плюс».
- Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «Об исполнительном производстве» // Доступ из справочной правовой системы «Консультант Плюс».
- Федеральный закон «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» от 21.07.1997 N 118-ФЗ (последняя редакция) // Доступ из справочной правовой системы «Консультант Плюс».