В статье рассматривается актуальность инноваций в экологии.
Ключевые слова: технологии, инновации в экологическом праве, государственная поддержка.
Цифровые технологии всего за пару десятилетий полностью поменяли образ жизни миллиардов человек. Компьютеры, смартфоны, бытовая электроника, информационные системы стали неотъемлемой частью работы и быта.
Стремительное развитие цифровых технологий открывает огромный спектр возможностей в разных областях, и в том числе для решения экологических проблем — от создания сервисов по эффективному управлению отходами, систем мониторинга и сбора данных, наблюдений за климатическими изменениями, поиска зарядных станций для электромобилей до создания систем, помогающих предотвратить экологические нарушения и предсказать природные катастрофы.
В 2018 году указом Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» были утверждены национальные проекты России, среди которых в отдельные проекты были выделены «Цифровая экономика» и «Экология». И, несмотря на то, что в настоящее время идет работа по пересмотру национальных проектов с учетом изменившихся обстоятельств вызванных пандемией COVID-19, важно, что была организована основа для создания инноваций, рынков, ресурсов, инфраструктуры, в том числе и проектов, направленных на цифровизацию экологической отрасли. При оценке инновационной активности в ежегодном докладе «Глобальный инновационный индекс» среди десятков параметров экологический компонент является обязательным. Используемый в РФ рейтинг инновационного развития регионов данного показателя не содержит [1]. В то же время экологические инновации является одним из инструментов решения существующих экологических проблем.
В российском законодательстве понятие экологических инноваций дается только на уровне Приказа Росстата от 30 августа 2017 г. N 563 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере образования, науки, инноваций и информационных технологий» [2] в котором они определяются как товары, работы, услуги, производственные процессы, организационные или маркетинговые методы, отвечающие таким признакам, как: 1) они новые или значительно усовершенствованные; 2) способствуют повышению экологической безопасности, улучшению или предотвращению негативного воздействия на окружающую среду.
На сегодня экологические инновации довольно затратны, но предполагается, что они являются перспективной областью инвестиций и повышают конкурентоспособность организации. Например, в Японии экологически ориентированные инновации относятся к наиболее активно развивающемуся направлению, к одному из семи стратегических секторов развития страны. В России такого финансирования и поддержки нет, и применение организацией экологических инноваций, пожалуй, в степени свидетельствует о высоком уровне социальной ответственности ее руководителя, учредителя, поскольку такие инновации не являются инвестиционно привлекательными [3]. В то же время компании в вопросах экологии стали занимать активную позицию.
Так, отраслям, осуществляющим эко-инновации, относят, в частности, зеленое строительство. Статистики по применению эко-инноваций в строительстве, к сожалению, нет. И возможно, это свидетельствует о непредставлении таких сведений строительными организациями или настолько малыми цифрами, наличие которых не позволяет вывести статистические данные о применении экологических инновационных технологий, материалов в строительстве [4].
Содействие экологически ориентированного роста экономики, а также внедрение экологически эффективных инновационных технологий можно обнаружить в таких базовых актах, как Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 г. [5], Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 г. [6], к приоритетным направлениям отнесены, в частности, производство материалов с новыми свойствами и технологий экологического строительства, экологически чистые строительные материалы, материалы с улучшенными эксплуатационными свойствами.
Реформирование в последние годы экономического механизма стимулирования природоохранной деятельности через плату за негативное воздействие на окружающую среду и иные инструменты затрагивает и интересы представителей строительной отрасли. В частности, экологические инновации в принципе могут служить средством снижения платы за негативное воздействие на окружающую среду в порядке п. п. 10–12 ст. 16.3 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [7]. Одним из ведущих принципов при планировании и осуществлении хозяйственной деятельности субъектами промышленности строительных материалов должен стать принцип обеспечения снижения негативного воздействия на окружающую среду, который планируется реализовать на основе использования наилучших доступных технологий. Вводимый в РФ механизм регулирования через наилучшие доступные технологии специалистами сравнивается с известными из мирового опыта технологическими коридорами (комплекс мер принуждения и стимулирования хозяйствующих субъектов к применению инноваций) [8].
В соответствии с критериями отнесения объектов, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к областям применения наилучших доступных технологий (объекты I категории), утверждены справочники наилучших доступных технологий для таких видов деятельности в промышленности строительных материалов, как производство керамических изделий, производство стекла, производство цемента, производство извести, производство полимеров, в том числе биоразлагаемых. Действует в рассматриваемой сфере и общий информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям ИТС 48–2017 «Повышение энергетической эффективности при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности» [9]. Названные справочники представляют собой документы по стандартизации, не имеют нормативного характера, содержат описание технологических, технических и управленческих решений по повышению экологической результативности соответствующей деятельности. Использование в строительстве материалов из отходов производства и потребления удешевляет строительство, сокращает потребление природных ресурсов для добычи природного сырья, необходимого для производства строительных материалов. Большая потребность в строительных материалах делает это направление переработки отходов перспективным.
Нужно отметить, что публично-правовыми средствами, способными повлиять на ускорение темпов роста внедрения эко-инноваций, являются на сегодняшний день меры государственного экономического стимулирования. Общая норма о государственной поддержке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды, закреплена в п. 4 ст. 17 Федерального закона «Об охране окружающей среды».
Формой государственной поддержки является инвестиционный налоговый кредит (ст. 67 Налогового кодекса Российской Федерации) [10]. Более того, с 1 января 2019 г. налогоплательщики в отношении амортизируемых основных средств, которые относятся к основному технологическому оборудованию, эксплуатируемому в случае применения наилучших доступных технологий, согласно утвержденному Правительством РФ перечню вправе будут применять специальный коэффициент (подп. 5 п. 1 ст. 259.3 НК РФ). Необходимо отметить тот факт, что от уплаты налога на имущество на основании п. 21 ст. 381 НК РФ освобождаются организации — в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством Российской Федерации, или в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено определение классов их энергетической эффективности. Несмотря на позитивность данной нормы, к сожалению, она практически является неработающей, ибо до настоящего времени не установлены правила определения классов энергетической эффективности нежилых зданий и льгота распространяется только на многоквартирные дома, что подтвердил и Верховный Суд Российской Федерации [11]. В настоящее время предприняты только лишь первые шаги в направлении принятия необходимых для правового режима нежилых зданий, сооружений правовых норм [12]. В то же время предлагаемых мер экономического стимулирования во всех сферах экономики явно недостаточно, о чем уже многократно указывалось в юридической литературе [13]. Более того, показателем эффективности деятельности государственных экологических надзорных органов должен быть вовсе не рост собираемости платежей за загрязнение окружающей среды (как сейчас), а рост доли частных инвестиций природоохранного назначения в общей сумме частных затрат, связанных с загрязнением (инвестиции плюс обязательные платежи) [14].
Развитие «зеленого» строительства в России возможно только с популяризацией этой концепции и повышением общего уровня экологической культуры граждан и экологического правосознания. Ответственное отношение граждан к среде обитания в применении экологических требований при проектировании, строительстве и эксплуатации зданий, сооружений можно повысить за счет применения «зеленых» стандартов с помощью частноправовых средств. В частности, возможно включение в договор подряда на выполнение проектных работ условия о разработке технической документации в соответствии с требованиями «зеленых» стандартов (гл. 37 ГК РФ); по договору строительного подряда заказчик вправе обязать подрядчика использовать экологически сертифицированные (маркированные) строительные материалы и конструкции (ст. ст. 740, 743, 745, 751 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, в России создана стратегическая база для внедрения эко-инноваций в различные отрасли экономики и в том числе в строительство. Требуются создание и внедрение в практику работающего эколого-правового механизма, элементами которого являются плата за негативное воздействие на окружающую среду, наилучшие доступные технологии, экологическая стандартизация и сертификация и другие. И поскольку эко-инновации не являются инвестиционно привлекательными для бизнеса, значительная роль в этом процессе принадлежит, конечно же, государству, которое через стимулирование и принуждение в нормативных правовых, нормативно-технических актах способно создать условия для эколого-эффективной хозяйственной деятельности. Однако в то же время определенное место в обеспечении экологических инноваций должны занимать и локальные акты, документы саморегулируемых организаций и даже индивидуальные акты.
Литература:
- Абдрахманова Г. И., Бахтин П. Д., Гохберг Л. М. и др. Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации / Под ред. Л. М. Гохберга. М.: НИУ ВШЭ, 2017. Вып. 5.
- Приказ Росстата от 30 августа 2017 г. N 563 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере образования, науки, инноваций и информационных технологий» // СПС «КонсультантПлюс».
- Банчева А. И. Экологические инновации Японии: основные направления развития и особенности управления // Вестник МГИМО — Университета. 2013. N 5 (32). С. 191.
- Российский инвестиционный форум // Российская газета. 2017. 28 февраля.
- Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утв. Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 г. // СПС «КонсультантПлюс».
- Указ Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 г. N 176 «О стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» // СЗ РФ. 2017. N 17. Ст. 2546.
- Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133.
- Степанова М. Справочник НДТ по энергоэффективности: зачем сделан и как применять? // Строительство. 2017. N 10. С. 65.
- Приказ Росстандарта от 29 сентября 2017 г. N 2060 // СПС «КонсультантПлюс».
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3824.
- Определение Верховного Суда Российской Федерации от 17 апреля 2018 г. N 305-КГ18–501 по делу N А41–90181/2016 // СПС «КонсультантПлюс».
- Приказ Минстроя России от 17 ноября 2017 г. N 1550/пр «Об утверждении Требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений» (зарегистрировано в Минюсте России 23.03.2018, регистрационный N 50492) // СПС «КонсультантПлюс».
- Хлуденева Н. И. Правовое обеспечение экономического стимулирования в области охраны окружающей среды // Журнал российского права. 2013. N 2. С. 5–13.
- Сироткина Т. А., Пепеляев С. Г. Опыт России и ОЭСР в стимулировании экологичного бизнеса // Закон. 2017. N 5. С. 57–66.