Ключевые слова: правоотношения, административная ответственность, налоговое правонарушение, налоговый орган
Keywords: legal relations, administrative responsibility, tax offense, tax authority
Положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений предусмотрены в главе 15 НК РФ:
— налоговая ответственность представляет собой одну из разновидностей финансово-правовой ответственности;
— ответственность за совершение налоговых правонарушений несут как индивидуальные предприниматели, юридические, физические лица, достигшие возраста административной ответственности — 16 лет;
— лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения до тех пор, пока не будет доказана его виновность в порядке, предусмотренном федеральным законом;
— никто не может быть повторно привлечен к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения;
— основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение налогового законодательства является решение налогового органа о привлечении его к ответственности.
В соответствии с положениями ст. 109 НК РФ налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности в следующих случаях:
1) отсутствует факт совершения налогового правонарушения;
2) отсутствует вина лица в совершении налогового правонарушения;
3) совершение налогового правонарушения физическим лицом, которое на момент совершения не достигло возраста шестнадцати лет;
4) сроки давности привлечения к ответственности истекли.
Статьей 113 НК РФ установлен следующий срок давности привлечения к административной ответственности: три года со дня окончания соответствующего налогового периода.
В случае обращения в суд, существует и срок давности взыскания штрафов в судебном порядке. Согласно ст. 115 НК РФ — шесть месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате.
В ст. 108 НК РФ закреплено положение, согласно которому назначенный организации налоговый штраф не снимает с ее должностных лиц иной ответственности, установленной законом, в том числе КоАП РФ. Это значит, что за одно и то же нарушение из числа перечисленных в НК РФ штраф может следовать одновременно:
— для юридических лиц — по соответствующей статье Налогового кодекса РФ;
— для должностных лиц (директора, главбуха и др.) — ответственность предусмотрена КоАП РФ.
В качестве субъекта административной ответственности могут выступать и организации. Но только не в случае с налогами. Для данной категории нарушений санкции по КоАП РФ установлены только для должностных лиц. Это можно объяснить тем, что назначение дополнительного административного штрафа организации, которая уже подверглась налоговому штрафу, нарушало бы принцип однократности привлечения к ответственности.
А это недопустимо. КоАП РФ предусмотрен целый спектр административных наказаний, начиная с предупреждения и заканчивая обязательными работами и административным арестом. Но за нарушения в сфере налогообложения в большинстве случаев налагается штраф. Однако за некоторые нарушения предусмотрено и предупреждение, но на практике его применяют редко.
Все случаи, в результате которых может наступить административная ответственность, закреплены статьями главы 15 КоАП РФ. Протоколы при этом составляются уполномоченными работниками налогового органа, а сам процесс рассмотрения дел полностью регулируется главой 29 КоАП РФ.
Административные правонарушения в сфере налогообложения условно можно разделить на несколько групп.
Первая из них касается порядка осуществления налогового контроля. В частности, административный штраф может быть назначен за нарушение сроков постановки на учет в налоговой инспекции, за просрочку в сообщении об открытии счета и т. д.
Во вторую группу входят неправомерные действия, касающиеся, собственно, уплаты налогов. К их числу можно отнести нарушение сроков подачи декларации, а также порядка ведения бухгалтерского учета.
В последнем случае директор и главный бухгалтер освобождаются от ответственности при предоставлении уточняющего расчета с уплатой недостающей суммы налога и штрафных санкций. Уклонение от уплаты налогов и сборов вряд ли отвечает признакам незначительности проступка, в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ, когда возможно освобождение.
Очень важно правильно применять соответствующие санкции, в связи с тем, что налоги — это основной источник обеспечения экономики государства, а также гарант деятельности государства в различных сферах. Если их поступления в бюджет уменьшатся, это приведет к неэффективному выполнению страной своих обязательств, внутренних и внешних функций, что, в свою очередь, негативно скажется на жизни всех граждан.
Выделим лишь наиболее часто встречающиеся в юридической практике виды налоговых правонарушений, за совершение которых субъект правонарушения привлекается к административной ответственности:
— Несоблюдение сроков сдачи отчетности (ст. 15.5 КоАП РФ). За это ответственному лицу придется заплатить в бюджет государства от 300 до 500 руб. (в некоторых случаях вместо штрафа может быть вынесено предупреждение);
— Непредставление в ФНС документов, необходимых для осуществления контроля (ст. 15.6 КоАП РФ). В этом случае законному представителю организации придется заплатить от 300 до 500 руб., должностному лицу госоргана — от 500 до 1 тыс. руб;
— Ненадлежащее ведение бухучета (ст. 15.11 КоАП РФ). За такое нарушение на ответственное лицо налагается штраф в размере от 5 до 10 тыс. руб. Такое же нарушение, совершенное повторно, наказывается денежным взысканием в размере от 10 до 20 тыс. руб. или лишением права на осуществление трудовой деятельности в занимаемой должности на срок от 1 года до 2 лет.
К одной из основных современных тенденций российского налогового законодательства применительно к административной ответственности относится тот факт, что, в соответствии с примечанием к ст. 15.3 КоАП РФ субъектами административной ответственности за совершение налоговых правонарушений могут быть только должностные лица. Чаще всего им выступает руководитель организации или главный бухгалтер, то есть должностное лицо организации, в обязанности которого входит тот или иной функционал, связанный с обеспечением налогового контроля или учета 60. Для того чтобы физическое лицо могло являться субъектом административной ответственности за налоговые правонарушения, оно должно достичь шестнадцатилетнего возраста. Здесь же отметим, что иной современной тенденцией, связанной с должностными лицами организаций, является ужесточение для них административной ответственности. Это можно заметить на примере ст. 15.11 КоАП РФ, где за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности на виновное должностное лицо налагается административный штраф в размере от 5 до 10 тысяч рублей, а в случае повторного совершения аналогичного правонарушения административный штраф составит от 10 до 20 тысяч рублей или заменен дисквалификацией на срок от 1 года до 2 лет. Следует отметить и тот факт, что несмотря на то, что в настоящее время КоАП РФ предусматривает множество различных административных наказаний за то или иное противоправное деяние, в подавляющем большинстве случаев основным видом административного наказания за совершение налоговых правонарушений является денежный штраф. Безусловно, не стоит забывать, что за некоторые налоговые правонарушения КоАП РФ в качестве санкции устанавливает предупреждение (например, нарушение сроков представления налоговой декларации — ст. 15.5 КоАП РФ), однако подобное решение встречается крайне редко и на практике практически не применяется.
На сегодняшний день существует проблема, связанная с тем, что нормы, которые регулируют ответственность в сфере налогообложения, распределены по нескольким нормативным правовым актам.
Таким образом, налоговая и административная ответственность выполняют разные функции. Если административная ответственность выполняет карательную функцию, функция налоговой ответственности является преимущественно превентивной. Как можно установить из вышеуказанного анализа, институт административной ответственности за налоговые правонарушения по настоящее время до сих пор является дискуссионным, поскольку отсутствуют единые подходы к установлению материальных и процессуальных норм в сфере налоговой ответственности. Между тем нормы КоАП РФ и НК РФ в отношении ответственности за налоговые правонарушения уже действуют на протяжении более 15 лет, что указывает на возможность совместного действия положений, как КоАП РФ, так и НК РФ.
Налоговая и административная ответственность тесно переплетаются друг с другом. От юридических лиц и граждан поступает большое количество жалоб на нарушения их права, связанного с незаконным принятием решения налоговым органом. В основном это объясняется тем, что действующее законодательство имеет сложную конструкцию, вызывая серьезные затруднения в правоприменительной практике.
Для разрешения данной проблемы можно предложить несколько вариантов объединения составов нарушений в сфере налогов и сборов:
- Объединить все составы налоговых правонарушений в КоАП РФ методом исключения глав 15, 16 и 18 из НК РФ.
- Перенести из гл. 15 КоАП РФ в главы 16 и 18 НК РФ нормы об ответственности за правонарушения в сфере налогообложения.
- Разработать Кодекс РФ о правонарушениях в сфере налогов и сборов. Предполагается, что он будет включать в себя две части: общую и особенную.
В Общей части будут определены принципы, цели законодательства о налоговых правонарушениях, понятие налогового правонарушения, виды наказаний и общий порядок их назначения.
В Особенной части будут закреплены все составы налоговых правонарушений и ответственность за их совершение. Все варианты имеют как свои плюсы, так и минусы. Но последнее предложение требует много сил и затрат, а именно создание нового Кодекса, поэтому наиболее рациональным будет унификация всех составов налоговых правонарушений в НК РФ.
Литература:
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. — Москва: Проспект, 2021. — 720с.
2. Административное право: учебник для вузов. Под общей редакцией А. В. Зубача. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 530 с.
3. Васкевич К. Н. Административная ответственность за правонарушения в области налогов и сборов в Российской Федерации: дис.... канд. юрид. наук. — М., 2016. — 177 с
4. Жеребцов А. Н. Правовые фикции в механизме административно-правового регулирования управленческих отношений: монография / А. Н. Жеребцов, Н. В. Павлов, А. В. Юшко; под научной редакцией А. Н. Жеребцова. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 183 с.
5. Мигачев Ю. И., Л. Л. Попов, Тихомиров С. В. Административное право Российской Федерации: учебник для вузов. Под редакцией Л. Л. Попова. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 456 с.
6. Стахов А. И, Кононов П. И. Административное право России: учебник для бакалавриата, специалитета и магистратуры. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 624 с.
7. Пономаренко Ю. В., Чернов Ю. И. Вопросы административной ответственности за совершение налоговых правонарушений // Эпомен. — 2020. — № 35. — С. 280–287.
8. Коняшина Е. Н., Рузметов С. А. Административная ответственность за правонарушения в сфере налогов и сборов // Административная ответственность за правонарушения в сфере налогов и сборов // Молодой ученый. — 2021. — № 34 (376). — С. 129–132.
9. Кравченко Н. А. Проблемы реформирования административного законодательства в сфере налоговых правоотношений // Modern Science. — 2021. — № 7. — С. 83–89.
10. Сухин Д. А. Особенности административной ответственности за правонарушения в области налогового законодательства // Научный альманах. — 2020. — № 11–3 (73). — С. 94–97.