Модель компетенций в управлении персоналом | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №48 (390) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 24.11.2021

Статья просмотрена: 650 раз

Библиографическое описание:

Головань, Н. О. Модель компетенций в управлении персоналом / Н. О. Головань. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 48 (390). — С. 91-93. — URL: https://moluch.ru/archive/390/85878/ (дата обращения: 18.12.2024).



В настоящее время компетенции играют значительную роль в политике управления персоналом. Для эффективного использования, компетенции объединяют по общим признакам в группы, образующие модель компетенций.

Ключевые слова: оценка персонала, модель компетенций, индикаторы поведения, уровни компетенций.

At present, competencies play a significant role in personnel management policy. For effective use, competencies are combined by common features into groups that form a model of competencies.

Keywords: personnel assessment, competency model, behavior indicators, competency levels.

С. Уиддет и С. Холлифорд писали: «Модель компетенций — термин для обозначения полного набора компетенций (с уровнями или без них) и индикаторов поведения. Модели могут содержать детальное описание стандартов поведения персонала конкретного отдела или стандарт действий, ведущих к достижению специальных целей» [1, с 12].

Под этой цитатой подразумевается набор определенных навыков сотрудника для конкретного вида деятельности.

Поведенческими индикаторами являются стандарты человека, указывающий на наличие у него определенных знаний, умений, навыков, опыта и психологических установок [2].

Модель компетенции применяется в следующих областями управления персоналом на предприятии [3].

Применение модели компетенций в сфере управления персоналом

Рис. 1. Применение модели компетенций в сфере управления персоналом

Разрабатывается модель компетенций двумя способами [4]:

– применение существующих моделей;

– самостоятельная разработка либо с помощью привлечения внешних консультантов.

Разработка модели компетенций складывается из следующих этапов [5]:

  1. выбор идеального сотрудника организации на конкретной должности;
  2. сбор стандартов поведения необходимых для эффективного исполнения работы;
  3. анализ полученных данных;
  4. объединение похожих поведенческих проявлений в одну компетенцию;
  5. разработка конечного профиля компетенций.

Из вышесказанного компетенции можно разделить на 4 группы [6].

Виды компетенций

Рис. 2. Виды компетенций

К оцениванию компетенций применяются разнообразные методы [7]:

Методы оценки компетенций

Рис. 3. Методы оценки компетенций

С помощью аттестации оценивается квалификация персонала, результаты деятельности, уровень навыков, база знаний, которые имеет работник.

Метод центра оценки выявляет не только профессиональное и личное соответствие кандидатов заявленной должности, а также его соответствие организационной форме компании и ее стратегическим целям.

Метод интервью более глубоко раскрывает скрытые навыки кандидата на конкретную должность.

В деловых играх прослеживаются лидерские качества, выявляется линия поведения в кризисных ситуациях и сделать все для получения наиболее точного представления о кандидате.

Выделим некоторые преимущества модели компетенций [8].

Во-первых, она помогает связать систему управления персоналом со стратегическими целями организации.

Во-вторых, компетенции способствуют формированию корпоративной культуры компании и достижению общего видения миссии и целей организации как руководством компании, так и ее сотрудниками.

В-третьих, модель компетенций лежит в основе системы работы с персоналом:

– облегчается процедура найма персонала;

– сотрудникам дается четкое представление о предъявляемых к ним требованиях, о стандартах успешного выполнения работы;

– руководитель получает критерии для оценки эффективности работы подчиненных и, как следствие, для оценки соответствия персонала стоящим перед компанией задачам.

Таким образом, для результативного функционирования модели компетенций, она должна соответствовать целям и задачам и использоваться по своему предназначению.

Литература:

  1. Уиддет С. Руководство по компетенциям/С. Уиддет, С. Холлифорд; пер. с англ.- М.: HIPPO, 2015.-228 с
  2. https://www.klerk.ru/boss/articles/281437/
  3. Ивановская, Л. В. Управление персоналом: теория и практика. Кадровая политика и стратегия управления персоналом: Учебно-практическое пособие/ Л. В. Ивановская.- М.: Проспект,2017. — 55 с
  4. Иванов И. И. Разработка модели компетенций: подходы и реализация.: Вестник университете № 1, 2019.-15 с
  5. И. С. Андреев, И. П. Данилов. Применение модели компетенций в управлении персоналом.: Вестник чувашского университета № 1, 2014 -216 с
  6. https://studref.com/445324/menedzhment/osnovnye_vidy_kompetentsiy
  7. Статья О. В. Леонова, О. В. Колосова. Компетентностный подход как способ управления персоналом предприятия военно-промышленного комплекса, 2016.-45 с
  8. Карпенко С. В. Управление компетенциями в кадровой стратегии предприятия (на примере представительства АО «СЖС Восток Лимитед»).: дипломная работа, 2016.-32 с
Основные термины (генерируются автоматически): модель компетенций, индикатор поведения, персонал.


Ключевые слова

оценка персонала, модель компетенций, индикаторы поведения, уровни компетенций

Похожие статьи

Модели развития персонала

Целью статьи является выявление современных альтернативных моделей развития персонала, которые могут стать новыми действенными способами максимального использования ресурсов знаний, навыков и социальных компетенций сотрудников и реализации долгосрочн...

Система мотивации сотрудников

Для успешного бизнеса используются различные формы и методы, для реализации которых требуются соответствующие инструменты. Одной из наиболее эффективных является система мотивации сотрудников, которая способствует повышению эффективности управления в...

Роль системы вознаграждения и мотивации персонала в системе управления персоналом

Эффективное управление персоналом играет решающую роль в успехе организаций. В данной научной статье исследуется значение внедрения системы вознаграждения и мотивации персонала в систему управления персоналом. Исследование анализирует, как эти фактор...

Подходы к внедрению управления знаниями

Доступность и актуальность информации является большой проблемой в наши дни, особенно для крупных компаний. Существует множество методов и подходов к внедрению управления знаниями на предприятие. В данной статье описывается подход к управлению знания...

Технологии в системе управления персоналом

Технологии управления персоналом в различных организациях постоянно совершенствуются, что задает новые рабочие концепции. В последнее время, с пандемией и сдерживания мы видели рост использования технологий в различных областях работы, и отдел управл...

Современные методы управления персоналом организации

Управление людьми, как главная задача менеджмента в организациях, всегда основывается на совокупности основополагающих исходных теоретических и эмпирических предпосылок, формирующих парадигму, на базе которой строится система управления человеком в о...

Построение системы обучения как части общей стратегии управления персоналом

В статье авторы пытаются определить основные аспекты построения системы обучения персонала в компании, и ее место в общей стратегии управления персоналом.

Менеджмент в образовании

Менеджмент в образовании является одним из главных инструментов, позволяющих рационально использовать различные ресурсы, с целью достижения поставленных задач и повышения эффективности работы.

Разработка модели компетенций организации

Статья определяет этапы создания модели компетенций, с какими трудностями могут столкнуться организации при составлении модели компетенций. А также обозначает какой из двух способов все-таки предпочтительнее при разработке модели компетенций: разрабо...

Архитектурный подход в управлении бизнес-процессами на предприятии

Современные предприятия работают в достаточно сложной среде, постоянно сталкиваясь с различными рисками и изменениями, поэтому с каждым годом возрастают требования к адаптируемости компаний. Согласно различным аналитическим исследованиям, топ-менедже...

Похожие статьи

Модели развития персонала

Целью статьи является выявление современных альтернативных моделей развития персонала, которые могут стать новыми действенными способами максимального использования ресурсов знаний, навыков и социальных компетенций сотрудников и реализации долгосрочн...

Система мотивации сотрудников

Для успешного бизнеса используются различные формы и методы, для реализации которых требуются соответствующие инструменты. Одной из наиболее эффективных является система мотивации сотрудников, которая способствует повышению эффективности управления в...

Роль системы вознаграждения и мотивации персонала в системе управления персоналом

Эффективное управление персоналом играет решающую роль в успехе организаций. В данной научной статье исследуется значение внедрения системы вознаграждения и мотивации персонала в систему управления персоналом. Исследование анализирует, как эти фактор...

Подходы к внедрению управления знаниями

Доступность и актуальность информации является большой проблемой в наши дни, особенно для крупных компаний. Существует множество методов и подходов к внедрению управления знаниями на предприятие. В данной статье описывается подход к управлению знания...

Технологии в системе управления персоналом

Технологии управления персоналом в различных организациях постоянно совершенствуются, что задает новые рабочие концепции. В последнее время, с пандемией и сдерживания мы видели рост использования технологий в различных областях работы, и отдел управл...

Современные методы управления персоналом организации

Управление людьми, как главная задача менеджмента в организациях, всегда основывается на совокупности основополагающих исходных теоретических и эмпирических предпосылок, формирующих парадигму, на базе которой строится система управления человеком в о...

Построение системы обучения как части общей стратегии управления персоналом

В статье авторы пытаются определить основные аспекты построения системы обучения персонала в компании, и ее место в общей стратегии управления персоналом.

Менеджмент в образовании

Менеджмент в образовании является одним из главных инструментов, позволяющих рационально использовать различные ресурсы, с целью достижения поставленных задач и повышения эффективности работы.

Разработка модели компетенций организации

Статья определяет этапы создания модели компетенций, с какими трудностями могут столкнуться организации при составлении модели компетенций. А также обозначает какой из двух способов все-таки предпочтительнее при разработке модели компетенций: разрабо...

Архитектурный подход в управлении бизнес-процессами на предприятии

Современные предприятия работают в достаточно сложной среде, постоянно сталкиваясь с различными рисками и изменениями, поэтому с каждым годом возрастают требования к адаптируемости компаний. Согласно различным аналитическим исследованиям, топ-менедже...

Задать вопрос