Патриотическое воспитание подрастающего сегодня поколения — одна из актуальных задач настоящего. Большие изменения произошли в мире за последнее время. Это касается, прежде всего, нравственных ценностей и отношения к истории. У многих детей искажены представления о таких явлениях, как патриотизм, доброта и великодушие. Сегодня зачастую материальные блага и ценности преобладают над духовными. Несмотря на это, все трудности переходного периода не должны быть причиной для приостановления патриотического воспитания детей в детском саду.
Проблема воспитания у детей любви к Родине была актуальной всегда, но особую значимость она приобрела в настоящее время. Духовно-нравственное воспитание — это формирование ценностного отношения к жизни, которое обеспечивает устойчивое и гармоническое развитие человека и включает в себя воспитание чувства долга, справедливости и ответственности. Отторжение подрастающего поколения от культуры — одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Система духовно — нравственного воспитания ребенка строится через приобщение к культурному наследию своего народа.
Как известно, чувства патриотического характера, закладываются на протяжении всей жизни и бытия человечества, под влиянием конкретной социокультурной среды. Так люди прямо с рождения инстинктивно, очень естественно и незаметно для себя, привыкают к окружающей их природе, среде, а также и к культуре родной страны, говоря иными словами, — к быту родного народа.
Работая над темой самообразования: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» была поставлена цель: приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры. В процессе работы над темой решались следующие задачи:
— Знакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь.
— Способствовать развитию у детей лучших черт характера.
— Создавать разнообразную речевую среду соответственно возрасту.
— Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций векового опыта воспитания детей.
Основой работы была программа О. Л. Князевой, «Приобщение к истокам русской народной культуры». Она определяет новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к русскому народному творчеству и культуре.
Программа расширяет представления детей о традициях русской народной культуры: места проживания наших предков; быт и основные занятия русских людей; историю одежды, кухни; народные приметы, обычаи, праздники, художественные промыслы, песни, игры.
С детьми дошкольного возраста проводились русские народные праздники «Сретение», «Масленица», «Рождество» и др. К развлечению «Вспоминаем старину» «Волшебная прялка», воспитанники готовились совместно с родителями. Мамы и бабушки приготовили выставку вязаных вещей. «Волшебная ниточка». Знакомя детей с прялкой, некоторые мамы сами впервые увидели ее.
На посиделках «Хоровод круглый год» непосредственно принимали участие мамы с детьми. Дети и мамы с бабушками были в народных русских платках и кокошниках, это создавало праздничную атмосферу. Совместно водили хороводы: «Со вьюном я хожу», «На горе — то калина», «Было у матушки двенадцать дочерей».
Одной из форм работы — это проведение праздников. Праздник — это проявление всех форм и видов культуры, начиная от принятых норм поведения и кончая демонстрацией нарядов и исполнением традиционных песен и танцев. Народный праздник давал человеку ощущение полного слияния с природой и вместе с тем утверждал власть человека над ней.
В детском саду стало традиционным проведение праздника «Сретение» он проводиться с детьми старшего дошкольного возраста 15 февраля. При подготовке к празднику дети познакомились с традициями празднования «встречи зимы с весною», на Сретение зима с весною встретилась. Узнали народные приметы, связанные со Сретением:
— На Сретение оттепель — весна ранняя и тёплая. — Сретение мороз — весна холодная. — Снег на Сретение — затяжная, дождливая весна. — Метель на Сретение — весна поздняя и холодная. — Капель на Сретение предсказывает хороший урожай пшеницы. — Сильный ветер сулит богатый урожай фруктов.
Разучивали заклички о весне, например: Весна, Весна красная!
Приди, весна, с радостью, радостью,
С великою милостью:
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным!
Выучили приметы о зиме и весне:
—Зима снежная — лето дождливое; — Зима морозная — лето жаркое; — Сильно собаки валяются в снегу — быть метели; — Воробьи дружно чирикают — к теплу; — Рано затает — долго не растает; — Птицы вьют гнёзда на солнечной стороне — к холодному лету; — Весною много грязи — хлебушек хороший;
На музыкальном занятии разучили хороводы «Со вьюном я хожу», «Перед весной» водили вместе с Весной, чтобы ещё больше «порадовать» её.
На Сретение всегда пекли блины, баранки, они круглые похожи на солнышко. А ещё пекли печенье в виде разных домашних животных и птиц. Раскладывали печенье на окнах, чтобы не болеть, счастливыми быть. В конце праздника дети угощались печеньем «жаворонки». С жаворонками связан и другой старинный славянский праздник «День весеннего равноденствия», который празднуется 22 марта. Считалось, что в этот день возвращаются на родину жаворонки, а за ними летят и другие перелетные птицы. Перед праздником провелось занятие, на котором дети познакомились с традициями проведения этого праздника, учились выпекать булочки в форме жаворонков. Дети старались вылепить птичку с распростертыми крылышками. Готовых жаворонков нанизывали на палочки, и выходили на улицу. На улице дети кричали заклички, привлекающие жаворонков, а с ними — весну:
Жаворонки, прилетите!
Студену зиму прогоните!
Теплу весну принесите!
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!
Так же, были разучены песни и хороводы, традиционно исполняемые в этот день. Как и принято, в этот праздник, все присутствующие на закличках забыли в этот день об унынии, тоске и грусти и без устали закликали весну. По завершению мероприятия, гости и участники праздника были угощены печёными Жаворонками.
Были использованы нетрадиционные методы работы с родителями: этическая беседа «Сердце матери лучше солнца греет», занятие с родителями «Волшебная прялка», участие в выставках «Бабушкина наука», «Вспоминаем старину», мастер — классы «Русская народная мудрость о воспитании», «Русская народная игра — спутник детства».
Таким образом: ознакомление дошкольников с русскими народными праздниками и традициями их проведения, изучение русского фольклора позволило сформировать у дошкольников и их родителей представления о русской народной культуре в целом.
Литература:
- Бахтин, Ю. К. Патриотическое воспитание как основа формирования нравственно здоровой личности [Текст] / Ю. К. Бахтин // Молодой ученый.- 2014. — № 10. — С. 349–352.
- Виноградова Н. Ф., Жуковская Р. И., Козлова С. А. Родной край. — Москва: Просвещение, 1990.
- Дорохина Н. Взаимодействие со старшим поколением семьи в воспитании дошкольников. // Дошкольное воспитание — № 10–2007 — С.34–37.
- Зацепина, М.Б., Антонова Т. В. Народные праздники в детском саду/ М. Б. Зацепина, Т. В. Антонова. — М.: Мозаика-Синтез, 2005г.-131с. 5. Князева О. П., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. — Санкт-Петербург, 1999.
- Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду. Под ред. Ветлугиной Н. А. М.: Просвещение, 1989.