Ключевые слова : тип темперамента, учебная деятельность .
Актуальность : Зачастую, когда мы стараемся объяснить, почему человек, оказавшийся в одинаковой или практически одинаковой ситуации, достигает различных успехов, мы уделяем внимание психическим особенностям человека, темпераменту, полагая, что разница в успехе людей может быть объяснена именно таким образом. Такое же понятие применяется и при исследовании причин успеха в освоении знаний в учебной программе, и, напротив даже мучительное обучение других.
Цель исследования: выявить зависимость между типом темперамента ребенка и его успеваемостью в учебе.
Материалы и методы исследования:
В исследовании приняли участие 46 школьников в возрасте от 11 до 12 лет (учащиеся 5–6 классов).
Исследуемым было предложено пройти тест Ганса Айзенка для определения типа темперамента
Проведен:
1. Анализ результатов обучения ребят по табелям успеваемости
2. Опрос учителя класса для определения поведения ребят во время уроков
Темперамент — одно из самых важных свойств человека. Создателем теории темперамента считается врач Гиппократ. Он утверждал, что люди отличаются соотношением четырех основных «соков организма» — крови, флегмы, желтой и черной желчи.
На основе учения Гиппократа еще один известный врач античности Клавдий Гален разработал типологии темперамента.
Выделены 4 типа:
Сангвиник (от лат.Sanguis — кровь)
Флегматик (от греч.Phlegma — слизь, мокрота).
Холерик (от греч.Chole — желчь)
Меланхолик (от греч.Melas chole — черная желчь).
Физиологические основы темперамента:
И. П. Павлов, изучавший особенности формирования условного рефлекса у собак, уделил внимание индивидуальным различиям в поведении собаки и протеканию условно-рефлекторной деятельности.
Это обстоятельство позволило выдвинуть гипотезу, что основой этих различий являются фундаментальные свойства нервного процесса: сила возбуждения, торможения, их уравновешенность и подвижность.
По мнению Павлова, выделенные свойства нервных процессов, образуют 4 типа нервной системы, которые близки к типам темперамента, выделенным Гиппократом:
Сангвиник
Это сильный, подвижный и уравновешенный тип.
Флегматик
Это сильный, инертный и уравновешенный тип.
Холерик
Сильный, подвижный и неуравновешенный тип.
Меланхолик
Слабый, инертный (или подвижный) и неуравновешенный тип. [2]
Обучаемость — способность человека к учению, к освоению знаний в условиях какой-либо конкретной образовательной системы.
Обучаемость психофизиологически соотносится с таким свойством нервной системы, как взрывчатость — скорость образования временной связи (В. Д. Небылицын).
Одна из ведущих отечественных исследователей З. И. Калмыкова под обучаемостью понимает «...совокупность (ансамбль) интеллектуальных свойств человека, от которых при наличии и относительном равенстве других необходимых условий зависит успех учебной деятельности». [1]
Одним из важных необходимых условий, определяющих успех в учебе — является тип темперамента человека.
Однако, нельзя полностью утверждать, что успехи в учебной деятельности зависят только от типа темперамента, но если не принимать во внимание данный факт, у детей могут появиться определенные трудности в учебе.
В связи с данными обстоятельствами, проведено собственное исследование .
Таблица 1
Структура распределения школьников в зависимости от типа темперамента и успеваемости в учебе
Уровень успеваемости |
Сангвиник |
Флегматик |
Холерик |
Меланхолик |
Троечник |
2(4,3 %) |
5(10,8 %) |
5(10,8 %) |
|
Хорошист |
6(13,1 %) |
7(15,2 %) |
2(4,3 %) |
|
Отличник |
4(8,7 %) |
6(13,1 %) |
9(19,5 %) |
Рис. 1
Рис. 2
Рис. 3
Рис. 4
В результате проведенного тестового опроса можно выделить следующие результаты:
Дети с типом темперамента сангвиник — в процессе обучения с увлечением брались за новое дело, всегда охотно старались отвечать на вопросы учителя, тем самым показывая свою активность на уроке, ответ сопровождался отчетливой уверенной речью, живыми жестами, выразительной мимикой, и зарабатывая хороший бал, при том, что ответ на вопрос не всегда был верным. При это половина детей с этим типом темперамента не всегда доводила начатое дело до конца.
Дети с типом темперамента флегматик — в процессе обучения были медлительны, невозмутимы, при ответе, особо не проявляя никаких эмоций, при этом оставаясь спокойными и уравновешенными, что с хорошей стороны помогало им во время ответа не растеряться и вдумчиво отвечать на поставленный вопрос. Хотя, при различных дискуссиях в классе, всегда отсиживались молча. В отличие от сангвиников, эти дети имели хороший показатель в письменной части работы, показали хорошую производительность, так как хоть медленно, но старательно подходили к представленному им делу.
Дети с типом темперамента холерик — в процессе обучения показали себя неусидчивыми, постоянно отвлекались. Имело место эмоциональным вспышкам, они безалаберно растрачивали свои силы и быстро истощались. Во время контрольных проверок знаний были суетливы, но при этом быстро действовали и успешно справлялись с заданными задачами. При устном опросе старались выкрикнуть ответ с места, показав тем самым свою нетерпеливость и часто получали неудовлетворительную оценку за свое поведение и неумение слушать других.
Дети с типом темперамента меланхолик — в классе были очень стеснительными и застенчивыми. Терялись, смущались, путались в словах. При диалоге с учителем детям этой группы было трудно установить контакт, на самостоятельных работах стеснялись поднять руку и попросить помощи, хотя в классе многие пользовались этим для получения в дальнейшем хорошего результата.
Выяснено, что успешными в обучении являются учащиеся с разными типами темперамента. Однако, дети с одинаковыми типами темперамента ведут себя по-разному в процессе учебной деятельности. Исходя из этого можно сказать, что у каждого из них выработан индивидуальный подход к обучению.
Так, согласно тестированию, у 21, 8 % детей из класса имеется тип темперамента-сангвиник. Эти дети подвижные, с быстрой реакцией на события, происходящее вокруг них, очень продуктивны в работе, всегда всем интересуются. Школьники, обладая этими качествами показали высокую степень успеваемости в школьных программах — 13, 1 %-хорошисты и 8, 7 % отличники, среди них не оказалось ни одного троечника.
32,6 % детей оказались флегматиками. Люди с таким типом темперамента имеют устойчивые стремления, но внешне скупы на эмоции и чувства. В работе проявляют упорство и настойчивость, оставаясь при этом спокойными. В делах всегда последовательны, обстоятельны и рассудительны. Но в коллективе молчаливы. В процессе обучения показали хорошие результаты, так как всегда доводили дело до конца, среди них 15, 2 %-хорошисты, 13, 1 %-отличники и всего 4, 3 %-троечники.
Среди исследуемых школьников 34,6 % являются холериками. Этот тип темперамента характеризует быстрота, порывистость, и неуравновешенное, меняющееся настроение. При этом дети энергичны, необидчивы и всегда решительны, что во многом помогало им в достижении своих целей. Среди этих учащихся результаты успеваемости распределись следующим образом: троечники — 10, 8 %, хорошисты — 4, 3 %, отличники — 19, 5 %.
И самой маленькой группой оказались дети с типом темперамента меланхолик. Этот тип обладает такими качествами как: стеснительность и застенчивость, постоянное переживание различных событий, легкая эмоциональная ранимость, повышенная впечатлительность, быстрая утомляемость. Люди с этим типом темперамента не верят в свои силы, легко падают духом при невзгодах и с трудом устанавливают контакты с незнакомыми. С данным типом темперамента школьников оказались только троечники и они составили 10, 8 % от исследуемых учащихся.
Заключение : таким образом, изучив табеля успеваемости 5–6 классов, проанализировав результаты тестирования школьников и опроса учителя класса было выяснено, что тип темперамента влияет не столько на успешность освоения учебной программы обучающегося, сколько на выбор решения той или иной ситуации и исполнения учебной деятельности, каждый ребенок в зависимости от типа темперамента выбирал свою, более свойственную темпераменту технику для достижения цели, в данном случае — успеваемости в школьной программе. Иначе говоря, в одинаковых условиях дети с разными типами темпераментов добиваются успехов в результатах по-разному.
Литература:
- Зимняя И. А. Педагогическая психология. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. — 480с.
- Маклаков А. Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2016. — 583с.