Статья посвящена анализу рисков в образовательном процессе. Любая деятельность в конкурентной среде связана с возможностью появления нежелательных потерь и неудачными исходами, то есть связана с рисками. Главными задачами в области управления рисками в высших учебных заведениях являются определение характерных для вуза рисков, вероятности их наступления и потенциального ущерба. Анализ и оценка рисков может помочь отследить степень рискованности процессов и выбрать дальнейшую более эффективную стратегию образовательного процесса.
Ключевые слова: образовательный процесс, риск, высшее учебное заведение, управление рисками.
Управление предприятием подразумевает не только констатацию факта наличия неопределенности и рисков, но и анализ рисков и ущерба. Рисками в деятельности предприятия можно и нужно управлять [5]. Управление рисками — совокупность методов анализа и нейтрализации факторов рисков, объединенных в систему планирования, мониторинга и корректирующих воздействий [1].
Впервые исследования в области управления рисками образовательных процессов были опубликованы за рубежом. Наиболее известные работы среди них — это работы М. Фуллана (1991), Кларка (2000), Харгривса (1994), Дея (1999), они оценивали риски реализации образовательных услуг. Немного позже российские ученые так же стали исследовать проблему управления рисками в области образования. В своих работах Н. Ф. Родионова, А. П. Тряпицына, В. Ю. Кричевский детально изучали риски, которые связаны с несоответствием образовательных программ принципам государственной образовательной политики; риски неудовлетворенности спроса в образовательных услугах и риски, сопряженные с недостаточным уровнем качества предоставляемых образовательных услуг.
Рассмотрим основные виды рисков в сфере образования. Риски можно разделить на две большие группы: системные и уникальные. Системные риски — это риски, степень которых не может быть снижена, и их наличие обусловлено самой системой. Эти риски обязательно существуют в образовательной сфере, их можно предусмотреть и оценить. Несистемные — это уникальные риски, степень которых, а, следовательно, и их влияние на результаты деятельности организации могут быть снижены, их степень может быть сведена до возможного минимума [2]. Уникальные риски связаны с внутренней средой образовательного учреждения и с его непосредственным окружением. А системные риски — с внешней средой, а именно макросредой образовательного учреждения.
Факторами макросреды учебных заведений являются политические, экономические и социальные факторы. Исходя из данных факторов, можно выделить виды системных рисков, представленные на рисунке 1.
Рис. 1. Системные риски образовательной организации
Составляющими непосредственного окружения образовательного учреждения являются потребители образовательных услуг, конкуренты, предприятия (трудоустройство выпускников), государственные органы (контроль в сфере образования). Несистемные риски, связанные с непосредственным окружением, представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Несистемные риски внешней среды образовательной организации
Внутренняя среда образовательных учреждений имеет следующие факторы: персонал, организация учебного процесса и финансы. Несистемные риски внутренней среды представлены на рисунке 3.
Рис. 3. Несистемные риски внутренней среды образовательной организации
Можно утверждать, что на деятельность высших учебных заведений могут влиять события различного характера. В связи с этим, наиболее разумно внедрять в структуру управления образовательными организациями систему риск-менеджмента.
Риск-менеджмент — система управления организацией, предприятием, ставящая своей целью снижение риска, предотвращение недопустимого риска [4].
Риск-менеджмент позволяет обеспечить руководство компании достоверной и емкой информацией о качественном состоянии бизнеса компании, необходимой для своевременного выявления угроз ее деятельности и принятия соответствующих оперативных решений по пресечению потенциально возможных негативных сценариев развития ситуации [3].
Одной из подсистем управления рисками является выбор методов управления рисками. Существуют следующие методы управления рисками:
– методы компенсации рисков, которые включают в себя прогнозирование внешней среды организации, маркетинг организации и продуктов организации, мониторинг социально-экономической и правовой среды и создание системы резервов организации;
– методы распределения рисков, которые включают в себя распределение рисков по времени, распределение рисков между участниками и т. д.;
– методы локализации рисков, которые применяются для высокорисковой деятельности организации в многопроектной системе, подразумевающие создание отдельных специальных подразделений для реализации особо рисковых проектов организации;
– метод передачи функций — передача ряда функций на аутсорсинг;
– методы ухода от рисков, который включают в себя отказ от рисковых проектов организации и ненадежных партнеров, страхование рисков и поиск гарантов [1].
С учетом специфики деятельности высших учебных заведений в процессе управления рисками возможно применение таких методов, как распределение риска, трансфер и компенсация риска.
Распределение риска — это метод снижение риска путем разделения риска вероятного ущерба между сотрудниками организации так, чтобы возможные потери каждого были относительно невелики.
В образовательной деятельности данный метод может быть реализован в виде использования технологий дистанционного обучения, открытия филиалов в регионах страны, увеличения перечня специальностей и изменения структуры подготовки специалистов в вузе. Данный метод позволит образовательным организациям сохранить свои возможности, повысить конкурентоспособность на рынке образовательных услуг при возникновении демографического риска, а также модернизировать механизмы финансирования высшего образования.
Трансфер (передача) риска — это метод, при котором участники организации (рискующие лица) передают ответственность по риску третьему лицу.
Данный метод в образовательной организации может быть реализован в виде передачи ряда не обеспеченных кадрами функций на аутсорсинг, привлечение ведущих ученых, передачи неосновных функций на аутсорсинг (например, охрана, уборка помещения).
Компенсация риска — это методы, которые связаны с созданием механизмов предупреждения опасных ситуаций. К таким методам относятся: стратегическое планирование деятельности, мониторинг внешней обстановки, создание финансовых резервов, прогнозирование социально-экономической среды.
Следует отметить, что наиболее выгодным методом управления рисками является метод компенсации рисков. Данный метод в отличие от всех рассмотренных методов предполагает формирование механизмов опережающего действия на источник возможного ущерба. Метод компенсации рисков направлен не на обработку рискового влияния, а на его недопущение с помощью заранее спланированных мероприятий.
Таким образом, рассмотренный материал позволяет утверждать, что для образовательных организаций анализ рисков, источников их происхождения, методов оценки, идентификации рисков и управления ими имеет высокую практическую значимость. Это поможет высшим учебным заведениям уже на этапе планирования своей деятельности выявить нежелательные факторы и снизить влияние финансовых и управленческих рисков при принятии решений.
Литература:
- Гасанова, Б. Г. Риск-менеджмент: учеб. пособие / Б. Г. Гасанова, Н. В. Напхоненко, М. Р. Караева. — Новочеркасск: ЮРГПУ (НПИ), 2017. — 110 с.
- Меняйло, Г. В. Классификация рисков, возникающих в деятельности образовательных организаций высшего образования // Современная экономика: проблемы и решения. — Воронеж, 2016. — № 7 (79). — С. 28–36.
- Авдийский, В. И. Риск-менеджмент как составная часть корпоративной системы управления // Бухгалтерский учет. –2012. — № 8. — С. 98–101.
- Кирюшкин, В. Е. Основы риск-менеджмента / Кирюшкин В. Е., Ларионов И. Е. — М.: Анкил, 2009. — 132 с.
- Иванов, А. А. Риск-менеджмент: учебно-методический комплекс / Иванов А. А., Олейников С. Я., Бочаров С. А. — М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008. — 193 с.