Роль личностей в становлении профессионального искусства в Казахстане | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №48 (390) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 25.11.2021

Статья просмотрена: 268 раз

Библиографическое описание:

Нажатова, Б. Б. Роль личностей в становлении профессионального искусства в Казахстане / Б. Б. Нажатова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 48 (390). — С. 522-525. — URL: https://moluch.ru/archive/390/85919/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье рассмотрена роль личностей в становлении профессионального искусства Казахстана. Речь идет о таких известных личностях, как общественный деятель Т. К.Жургенов и первых артистах музыкального театра К. Жандарбекове, К. Байсеитове, К. Байсеитовой, Ш. Жиенкуловой. Они объединили талантливую молодежь и трудились над формированием классического вида искусства в европейском стиле. Их выдающаяся роль в развитии профессионального казахского искусства была признана в первую декаду литературы и искусства в Москве и, несомненно, послужит примером для современной молодежи.

Ключевые слова: искусство, актер, опера, хореография, спектакль, режиссер, драма.

Искусство — это образ жизни. Искусство — богатая летопись народа.

Цель искусства — художественное и эстетическое владение миром, жизнью человека и окружающей средой. Искусство казахского народа издревле распространялось устно. Казахское искусство стало неотъемлемой частью жизни людей, духовным сокровищем, отражающим особенности обычаев. Искусство позволяет человеку развиваться и дает эмоциональный взлет. Произведения искусства защищают человеческие чувства и заставляют воспринимать сюжеты, как собственную жизнь. Искусство занимает особое место в жизни человека и является его смыслом. Люди искусства проживают очень интересную и полных радостей жизнь.

Начало профессионального казахского искусства было положено в 30-е годы ХХ века. Темирбек Жургенов сыграл особую роль в развитии всего казахского искусства и формировании его сценической модели.

В страницах истории казахской культуры сохранились имена истинных любителей народного искусства, трех гигантов — Темирбека Жургенова, Ильяса Омарова и Узбекали Жанибекова. Они возвысили уровень казахской литературы и искусства и являются образцом подражания для будущих поколений.

Темирбек Жургенов начал свою карьеру в газете «Қазақ мұңы» и работал в редакционной коллегии. Газета издается по решению первого съезда Тургайских районных советов. Основатель страны, умевший защищать национальные интересы страны, получил образование в Ташкенте в 20-е годы прошлого века. Его мнение об открытии высшего учебного заведения в нашей стране разделили Ахмет Байтурсынов, Магжан Жумабаев, Турар Рыскулов. На основе этой идеи был создан первый Казахский педагогический институт. В становлении личности Темирбека Жургенова сыграло важную роль его обучение в городе Ташкенте — сердце Центральной Азии того времени [1]. Особое внимание он уделял подготовке кадров культуры и искусства, помогал казахстанской молодежи учиться в центральных городах СССР.

По приглашению Левона Исаевича Мирзояна в 1933 году он приехал в Алматы. Сложившаяся в то время система — казахскому народу достаточно два года обучения, лишь бы научиться грамоте — была сломана и под руководством Т.Жургенова внедрили десятилетнюю школу.

Темирбек Жургенов — внес огромный вклад в становление профессионального искусства в Казахстане. По сравнению с 20 годами, в этот период население стало более грамотным и интересовались последними событиями в мире. Как лидер, понимавший духовные потребности, он помог многим художникам найти свое место в искусстве и получить признание в стране. Темирбек Жургенов дал толчок творческой работе Мухтара Ауэзова, Абильхана Кастеева и Жумата Шанина.

Известно, что пьеса Мухтара Омархановича Ауэзова «Хан Кене» была опубликована в конце двадцатых годов, а в 1934 году с большим трудом при непосредственном участии Темирбека Жургенова вышла на сцену.

Первый общеказахстанский слет народных дарований, состоявшийся в Алматы в 1934 году, открыл дорогу многим национальным талантам в искусстве. Тогда впервые голоса народных талантов, искусников были записаны на граммофонную пластинку. Исследователь казахской музыки Ахмет Жубанов организовал ансамбль из 11 домбристов. Сегодня этот ансамбль стал Казахским национальным оркестром народных инструментов имени Курмангазы. Широкое распространение в Алматы получили куи Курмангазы в исполнении Кали Жантилеуова и Дины Нурпеисовой.

На этой встрече появилась возможность выступить ряду танцоров со всего мира. Канабек Байсеитов в своей книге «Құштар көңіл» вспоминает: «Все, которые твердили, что у казахов нет танцев — изумленно цокали от восхищения. Мы тоже были в смятении. Но после слета мы были уверены» [2, с. 94].

Казахский драматический театр, открывшийся в Кызылорде в 1926 году, через два года приехал в Алматы с гастролями и остался навсегда. В связи с переносом столицы Казахской ССР в Алматы 13 января 1934 года была представлена музыкальная комедия Мухтара Ауэзова «Айман — Шолпан» (режиссер Жумат Шанин, автор — В. Коцык). 17 января вышло постановление о реорганизации музыкальной студии при драматическом театре в Казахский государственный музыкальный театр. [2, с. 91].

В связи с планом создания театра оперы и балета основной задачей была подготовка профессиональных танцоров и певцов со специальным музыкальным образованием. С этой целью велась работа по созданию музыкальной студии, школы хореографии. Для повышения профессионального уровня первой танцовщицы Казахстана Шары Жиенкуловой Т. Жургенов специально пригласил хореографа Большого театра в Москве Александра Артемовича Александрова (Мартиросянц). Это начинание стало основой профессионального танца.

Он поддержал приехавшего в Казахстан молодого композитора Е. Брусиловского и дал толчок его творчеству. Через год после открытия театра публике будут представлены три оперы «Кыз Жибек», «Жалбыр» и «Ер Таргын». В этот период казахстанские артисты начали знакомиться с концепциями оперы, балета и оркестра.

Со дня объявления Декады казахского искусства в Москве Темирбек Жургенов установил режим работы и сосредоточился на обновлении декораций и костюмов. Это было очень важно для чести и достоинства страны. Днем он работал в правительстве, а вечером с артистами театра. В 2011 году кинооператор Калила Нематович Омаров в фильме «Темирбек Жургенов» процитировал слова писателя и ученого Бейсембая Кенжебаева: «... Без Темирбека Жургенова десять дней казахской литературы и культуры в Москве в 1936 году не прошли бы на должном уровне», которую он слышал от ученого Кульбека Эргобека [3].

Декада в Москве ознаменовала высокий уровень казахской культуры. Декаду открыла опера «Кыз Жибек» 17 мая в филиале Большого театра. Мероприятие, в котором приняли участие главы правительств, получило признание народа. Иосиф Виссарионович Сталин, посмотрев выступление актрисы, сыгравшей Кыз Жибек, певицы и актрисы Байсейтовой Куляш сказал: «... У этой девушки есть все, она хорошо поет и хорошо играет». [2, с. 121].

«Кыз Жибек» ставился трижды, пьеса Беимбета Майлина «Жалбыр» — также три раза. Пьеса Майлина «Жалбыр» о восстании казахов до революции [4, 72стр]. Несмотря на то,что приходилось играть каждый день, успех декады придал сил актерам. 26 мая на заключительном концерте декады в Большом театре зрители увидели танец «Былкылдак» на кюй Татимбета в исполнении Шары Жиенкуловой, поставленный хореографом Александром Артемовичом Александровым (Мартиросянц). «...Казахская танцовщица Шара Жандарбекова молниеносно вышла на сцену. Танцевальные движения Жандарбековой гармоничны. Как будто плывя по сцене всем телом, руки танцора рисуют узор, отличный от обычного застывшего стиля. Нежные скрученные пальцы и ладонь, которая простирается, как крыло птицы, нажимают тонкие клавиши сердца танцора и создают образ танца на сцене», — написали в газете «Советская культура» вспоминает Шара Жиенкулова в своей книге «Моя жизнь — мое искусство». [4, с. 73].

Александр Артемович Александров, педагог по профессиональному развитию Шары Жиенкуловой, начинал с азов хореографии и за короткое время поднял ее искусство на должный уровень. Он видел казахские танцы в традициях и в быту народа. Прекрасно разбирающийся в музыке, Александр Артемович слушал кюи, сказки и записывал на листке бумаги подходящие для исполнения кюи. «…Искусство каждой нации основано на ее обычаях, изделиях и ​​действиях. Без него искусство обнажено. Если вы отдадите всему этому свое сердце, это будет танец»- говорил он [4, с. 99] вспоминает Шара Жиенкулова и этот принцип сопровождал ее на пути всего творчества.

В 1937 году в Государственном театре оперы и балета состоялась премьера балета Мухтара Ауэзова «Калкаман-Мамыр». Ш.Жиенкулова тацевала партию Мамыр. Так произошло зарождение первого национального балетного спектакля на казахстанской сцене. Однако этот спектакль продлился всего один сезон. Вскоре его исключили из репертуара.

В 1938 году самым ярким периодом казахстанского кино стал фильм «Аманкельды» (режиссеры М. Левин и Медведев). Шару Жиенкулову пригласили сыграть Балым. Прекрасный образ и танец Шары Жиенкуловой остались в истории благодаря искусству кино.

В годы Великой Отечественной войны Шара Жиенкулова выезжала на поля сражений в составе «Казахстанской агитбригады». Она своим искусством хотела подбодрить, поддержать солдат,сражавшихся в самых жестоких боях. После этого концерта она ездила на Дальний Восток и Сибирь и давала концерты со своим ансамблем на заводах. Деньги, вырученные на концертах, были отправлены на создние танка для фронта.

Шара Жиенкулова попрощалась со сценой в пятидесятилетнем возрасте и в 1965 году была назначена директором Алматинского хореографического училища. Тогда в школе открылось народное отделение, и казахский танец был введен как отдельный предмет. Вместе с известным хореографом Болатом Газизовичем Аюхановым поставили балет «Кыз Жибек» на музыку Э. Брусиловского, и эта постановка получила государственную награду.

Танцы в исполнении Шары Жиенкуловой стали золотым достоянием народа. Такие танцы, как «Былкылдак», «Айжан кыз», «Сарыарка», «Косалка», «Кыз куу», «Казахский вальс» остались в страницах истории и не утратили своего духовного значения.

Курманбек Жандарбеков, один из лучших мастеров театрального искусства этого периода, начал свой творческий путь в начале ХХ века. Он окончил Ташкентское педагогическое училище и в 1925 году поступил в Казахский профессиональный драматический театр в Кызылорде [5]. Жандарбек Курманбеков, несмотря на отсутствие музыкальной грамотности, прекрасно владел пением и сумел этому научить хор, и тем самым помог создать оперы «Кыз Жибек», «Ер Таргын», «Жалбыр». К. Жандарбеков, отличившийся своим искусством на декаде в Москве, был награжден орденом Ленина. Он внимательно изучал свои роли, создаваемые образы героев в драмах или операх. Жумат Шанин заметил режиссерские способности Курманбека Жандарбекова и назначил его своим помощником.

Композитор Э. Брусиловский о Курманбеке Жандарбекове: «... Вы можете ясно услышать его истинный голос по его свободному вдохновению, в артистическом стиле пения. Да, действительно, такое чистое искусство остается только после людей, которые озаряют все светом своего настоящего таланта» [6, с. 74].

На протяжении многих лет Курманбек Жандарбеков исполнял ведущие роли в классических операх нашего народа, таких как «Биржан-Сара», «Абай». Также он сыграл различные роли в фильмах «Аманкельды» (Жакаш), «Жамбыл» (Кадырбай), «Шокан Валиханов» (Садык), «Мы из Жетысу» (Сарымолда).

С 1961 года певец в целях подготовки студентов заведовал кафедрой оперного искусства в Казахской национальной консерватории им. Курмангазы. Здесь же он проработал и посвятил искусству всю свою жизнь. Ученики запомнили его как требовательного и высоко талантливого педагога.

Канабек Байсеитов был одним из тех, кто посвятил свою жизнь казахскому искусству. Во время учебы в педагогическом техникуме он собрал молодежь в драматический кружок и поставил спектакль «Аркалык батыр». Жумат Шанин, заметивший актерский талант К. Байсеитова, сыгравшего в этом спектакле героя Аркалыка, дал возможность начать карьеру в Казахском драматическом театре. Они были свидетелями как профессиональная игра К. Байсеитова, сыгравшего главные роли и получившего признание страны, развивается.

Согласно письменным источникам, спектакли «Кыз Жибек» и «Жалбыр» в московской декаде в мае 1936 года были ближе к музыкальным постановкам, чем к оперным. Благодаря постоянным репетициям, разнообразию костюмов, множеству усилий по украшению сцены, упорному труду артистов — все это воедино и подняло профессиональный уровень искусства. Декада открылась оперой «Кыз Жибек» 7 мая и оперой «Жалбыр» во второй день. Актер, еще вчера игравший влюбленного Толегена, сегодня исполнял роль Сугира в опере «Жалбыр». В опере «Жалбыр» Курманбек Жандарбеков выйдет на сцену верхом на лошади. Работа, которая включала в себя такие действия для реалистичного представления оперы, не осталась незамеченной публикой и следовательно искусствоведы написали свои положительные отзывы в газетах.

Новыми вехами в карьере Канабека Байсеитова стали его роли в мире кино. В то время киноискусство в казахских степях было новшеством. Весной 1937 года его пригласили на роль волостного в фильме «Амангельды».

Эвакуированные в тыл во время войны артисты — Г. Уланова, Ю. Завадский, Остангов, Пудовкин, М. Жаров, Л. Александровская и Л. Орлова — внесли значительный вклад в развитие казахского искусства. Постановка оперы «Евгений Онегин» на казахском языке в 1946 году вышла на сцену под руководством К. Байсеитова. «Чио-Чио-сан», «Грузинский дари» — также первые постановочные спектакли К. Байсеитова.

В 1968 году Национальный театр оперы и балета хотел по-особенному отметить 1-тысячную постановку спектакля оперы «Кыз Жибек» [2, с. 204]. Новая постановка оперы «Кыз Жибек» заново объединила мастеров прошлого и последующих поколений. Это выступление вернуло на сцену Курманбека Жандарбека, Шару Жиенкулову и Канабека Байсеитова.

Куляш (Гульбахрам) Жасыновна Байсеитова, одна из ведущих певиц музыкального театра, представитель профессионального искусства Казахстана обладала красивым голосом и широким спектром врожденных дарований.

Увлеченная искусством К.Байсеитова, часто ходила на театральные представления. Ее завлекала игра актеров и она имитировала их движения и мимику. Заметив это, Канабек Байсеитов пригласил ее в театр, где он работал. Таким образом, ее карьера началась в 1930 году в Казахском драматическом театре. Познавая секреты сценического искусства и благодаря своему упорству, она вышла на профессиональный уровень. Глубокое изучение характера образов, умение их передать — было творческой особенностью К.Байсеитовой. В 1934 году певице и актрисе было официально присвоено звание Заслуженной артистки Казахской ССР.

5 января 1934 г. в Москве была записана пластинка на песню «Елимай» и «Песнь Энлик». В 1936 году К. Байсеитовой в возрасте двадцати четырех лет было присвоено звание Народной артистки СССР за прекрасное выступление на декаде в Москве. Известная российская оперная певица Нежданова Антонина Васильевна после выступления Куляш Байсеитовой сказала ей: «Я всю ночь пела Гакку. Как вы это выдерживаете? Мой голос сел за ночь. Я хотела петь как вы, но у меня ничего не получилось» [2, с. 132]. Когда К.Байсеитова исполняла песню «Гакку», народ представлял голос соловья, и с этой песней ее навсегда прозвали «казахским соловьем».

В опере «Кыз Жибек» песня Гакку, полностью раскрывала нежный образ Жибек и сразу же нашла отклик в сердцах слушателя. Эту песню для данной оперы выбирали Е. Брусиловский и Иса Байзаков.

За короткое время Куляш Байсеитова играет ведущие роли в таких операх, как «Кыз Жибек», «Жалбыр», «Ер Таргын», «Алтын астык», «Гвардия вперед» Е. Брусиловского, «Абай» А. Жубанова и Л. Хамиди, «Биржан- Сара», «Чио-Чио-Сан» Джакомо Пуччини. Национальные оперы ставились благодаря талантам, выросшим слушая устную литературу с раннего возраста и тем самым помогали переписывать их на ноты композиторам. Во время войны они посещали с концертами поселения и много работали, чтобы поднять дух народа. Ярчайшая звезда казахстанского искусства Куляш Байсеитова открыла дорогу последовавшим за ней оперным певцам и народным талантам.

В древности искусство и знания были связаны с человеческими способностями. Когда увлечение человека искусством сочетается с мудростью, его поисками и упорным трудом в этом направлении, его природа станет более ясной. Известно, что старшее поколение играет особую роль в формировании будущего страны, интереса в формировании и укреплении культуры своей нации. Следовательно, искусство — это продукт высокого уровня знаний. Принцип правильной жизни — это пример качеств личности, лежащих в основе универсального смысла духовной деятельности человека.

Таким образом, страсть и смелый подход к искусству объединили вышеназванных мастеров. Люди искусства, полюбившиеся народу трудолюбием, упорством, занимают неизменное место в истории Казахстана.

Литература:

  1. Википедия Темирбека Караулы Жургенова https://kk.wikipedia.org/wiki/ %D0 %A2 %D0 %B5 %D0 %BC %D1 %96 %D1 %80 %D0 %B1 %D0 %B5 %D0 %BA_ %D2 %9A %D0 %B0 %D1 %80 %D0 %B0 %D2 %B1 %D0 %BB %D1 %8B_ %D0 %96 %D2 %AF %D1 %80 %D0 %B3 %D0 %B5 %D0 %BD %D0 %BE %D0 %B2 (просмотрено 20.09.2021г.)
  2. Байсейітов Қ. Құштар көңіл. Алматы. «Жазушы», 1977. —224 б.
  3. Қалила Умаровтың фильмі «Темірбек Жүргенов» https://www.youtube.com/watch?v=mpUxV3Uk2GI&ab_channel=KALILAFILM %2F %D0 %94 %D0 %B5 %D1 %80 %D0 %B5 %D0 %BA %D1 %82 %D1 %96 %D0 %BA %D0 %B8 %D0 %BD %D0 %BE %D3 %99 %D0 %BB %D0 %B5 %D0 %BC %D1 %96. (просмотрено 23.09.2021г.)
  4. Жиенқұлова Ш. Өмірім менің — өмірім. Алматы. «Жазушы», 1983. —216б.
  5. Википедия Құрманбек Жандарбеков https://kk.wikipedia.org/wiki/ %D2 %9A %D2 %B1 %D1 %80 %D0 %BC %D0 %B0 %D0 %BD %D0 %B1 %D0 %B5 %D0 %BA_ %D0 %96 %D0 %B0 %D0 %BD %D0 %B4 %D0 %B0 %D1 %80 %D0 %B1 %D0 %B5 %D0 %BA %D0 %BE %D0 %B2 (просмотрено 27.09.2021г.)
  6. Брусиловский Е. Дүйім дүлдүлдер. Алматы. «Ана тілі», 1995. — 224б.
Основные термины (генерируются автоматически): искусство, Москва, казахское искусство, опер, Казахский драматический театр, роль, должный уровень, казахская культура, казахская литература, казахский народ.


Похожие статьи

Три основополагающих принципа педагогической деятельности Ахмета Байтурсынова

Основой педагогической деятельности является гармоничное сочетание многих факторов. Важно учитывать как современные педагогические технологии, так и исторически сложившиеся теории. В статье представлены принципы педагогики Ахмета Байтурсынова, которы...

Принципы построения государства в произведениях Махтумкули Фраги и Довлетмаммета Азади

Реализовать мечты о мирной жизни и благоденствии страны и народа всегда считалось важным при построении мощного государства. Для этого нужна не только физическая, но и духовная сила. Формирование в людях этой силы, особенно воспитание у подрастающего...

Особенности развития творческих способностей студентов в процессе профессионального образования

В статье отмечается, что национальное искусство узбекского народа как традиционное искусство, являющееся частью человеческой грамотности и воспитания, влияет не только на образование и творчество, но и на гражданские чувства и развитие и отражается н...

Духовно-воспитательное значение сказок в воспитании здорового ребенка

В статье идет речь о значении сказок — яркого образца народного устного творчества, в воспитании здорового ребенка, о творческой деятельности артистов в литературно-художественных и воспитательных программах в телевидении Узбекистана, в целях воспита...

Центральный образ женщины в кадровом построении фильмов Шакена Айманова

В статье представлен анализ фильмографии Ш. Айманова. Авторами статьи исследована специфика женских образов, на примере таких фильмов, как «Алдар Косе», «Земля отцов», «В одном районе». В каждом из фильмов, женские персонажи предстают в разных времен...

Литературное наследие эвенков Китая: роль писателя Ужээрту в сохранении и развитии культуры

В статье рассмотрена роль китайского писателя эвенкийского происхождения Ужээрту, чье творчество имеет большое значение в сохранении и развитии традиционных культурных ценностей эвенков.

Поэзия Махтумкули Фраги — безбрежный океан мудрости

Творчество мыслителя и поэта туркменского народа Махтумкули Фраги изучается как с литературоведческой точки зрения, так и на основе языкознания. Именно поэтому смысл творчества поэта объясняется на научной основе. Творчество Махтумкули является прекр...

Языковые символы в кыргызской поэзии

В статье содержатся прежде всего определение понятия “символ” равно как и его интепретация в историческом мифологическом, идеологическом и художественном контекстах. При этом особенностью поэтического искусства, его важнейшей и неотъемлемой составной...

Влияние литературного перевода на поэтическое мастерство Суеркула Тургунбаева

В статье рассказывается о переводе на кыргызский язык произведений поэтов Востока и Запада 80-х годов ХХ века известным кыргызским поэтом и переводчиком Суеркулом Тургунбаевым.

Живописные произведения художника-любителя Владимира Каклеева

Рассматривается живопись челябинца В. Ф. Каклеева как представителя самодеятельного изобразительного творчества художников-любителей Южно-Уральского региона — неотъемлемого компонента художественной деятельности живописцев Урала. Народное изобразител...

Похожие статьи

Три основополагающих принципа педагогической деятельности Ахмета Байтурсынова

Основой педагогической деятельности является гармоничное сочетание многих факторов. Важно учитывать как современные педагогические технологии, так и исторически сложившиеся теории. В статье представлены принципы педагогики Ахмета Байтурсынова, которы...

Принципы построения государства в произведениях Махтумкули Фраги и Довлетмаммета Азади

Реализовать мечты о мирной жизни и благоденствии страны и народа всегда считалось важным при построении мощного государства. Для этого нужна не только физическая, но и духовная сила. Формирование в людях этой силы, особенно воспитание у подрастающего...

Особенности развития творческих способностей студентов в процессе профессионального образования

В статье отмечается, что национальное искусство узбекского народа как традиционное искусство, являющееся частью человеческой грамотности и воспитания, влияет не только на образование и творчество, но и на гражданские чувства и развитие и отражается н...

Духовно-воспитательное значение сказок в воспитании здорового ребенка

В статье идет речь о значении сказок — яркого образца народного устного творчества, в воспитании здорового ребенка, о творческой деятельности артистов в литературно-художественных и воспитательных программах в телевидении Узбекистана, в целях воспита...

Центральный образ женщины в кадровом построении фильмов Шакена Айманова

В статье представлен анализ фильмографии Ш. Айманова. Авторами статьи исследована специфика женских образов, на примере таких фильмов, как «Алдар Косе», «Земля отцов», «В одном районе». В каждом из фильмов, женские персонажи предстают в разных времен...

Литературное наследие эвенков Китая: роль писателя Ужээрту в сохранении и развитии культуры

В статье рассмотрена роль китайского писателя эвенкийского происхождения Ужээрту, чье творчество имеет большое значение в сохранении и развитии традиционных культурных ценностей эвенков.

Поэзия Махтумкули Фраги — безбрежный океан мудрости

Творчество мыслителя и поэта туркменского народа Махтумкули Фраги изучается как с литературоведческой точки зрения, так и на основе языкознания. Именно поэтому смысл творчества поэта объясняется на научной основе. Творчество Махтумкули является прекр...

Языковые символы в кыргызской поэзии

В статье содержатся прежде всего определение понятия “символ” равно как и его интепретация в историческом мифологическом, идеологическом и художественном контекстах. При этом особенностью поэтического искусства, его важнейшей и неотъемлемой составной...

Влияние литературного перевода на поэтическое мастерство Суеркула Тургунбаева

В статье рассказывается о переводе на кыргызский язык произведений поэтов Востока и Запада 80-х годов ХХ века известным кыргызским поэтом и переводчиком Суеркулом Тургунбаевым.

Живописные произведения художника-любителя Владимира Каклеева

Рассматривается живопись челябинца В. Ф. Каклеева как представителя самодеятельного изобразительного творчества художников-любителей Южно-Уральского региона — неотъемлемого компонента художественной деятельности живописцев Урала. Народное изобразител...

Задать вопрос