В настоящее время современная школа переживает период комплексного реформирования. Меняются представления о результатах и содержании образования, условиях организации образовательного процесса, характере взаимодействия его различных участников. Системная модернизация общеобразовательной школы производна от тех социально экономических и культурных изменений, которые характеризуют общество, все чаще называемое обществом знаний, постиндустриальным обществом. В стремительно обновляющемся мире, задача школы — не только обеспечить ребенку фундаментальные знания, но и предоставить ему опыт самостоятельной деятельности, в контексте которой формируется ответственность, готовность к выбору, к успешной социализации и активной личностной позиции.
Понятие «уклад» не ново для отечественного образования, но только сейчас оно приобретает особый смысл. Именно уклад, как интегрирующий фактор, позволяет гармонизовать усилия всех участников образовательного процесса, сформировать особое пространство развития обучающихся, создать то «скрытое содержание», от которого и зависит воспитательная сила школы. Именно поэтому так важно выстроить неповторимый уклад школьной жизни, демонстрирующий ее самобытность.
Под укладом школьной жизни следует понимать «совокупность норм, правил и иных регламентов, в том числе распорядка, формирующих, сохраняющих и развивающих устойчивый, сложившийся на основе узаконенных положений и общепринятых традиций состав функций школы, порядок их осуществления, действующие в школе отношения производственного, социального характера, этикет и атрибутику, направленные на развитие социально значимых качеств личности обучающихся» [4].
Некоторые исследователи указывают на то, что проблема обновления структуры и содержания образования в современной школе непосредственно связана с особенностями жизнедеятельности школы и ее укладом. Это подтверждается рекомендациями Министерства образования Российской Федерации. В письме Министерства «Рекомендации по совершенствованию «уклада школьной жизни» в условиях обновления структуры и содержания общего образования» отмечается, что определение путей развития уклада школьной жизни будет способствовать успешному проведению широкомасштабного эксперимента по обновлению структуры и содержания образования, по подготовке молодого поколения к жизни, адаптации его в быстро меняющемся мире, реализации потенциала в личных интересах и в соответствии с запросами общества. В нем впервые проблема формирования уклада жизни образовательного учреждения рассматривается в контексте массовой школы [4]. А управление в данном случае выступает в роли механизма, который обеспечивает достижение желаемого состояния уклада школьной жизни в образовательном учреждении.
Управление формированием укладом школьной жизни должно осуществляется на основе специально разработанной программы. Программные технологии в управлении сегодня являются приоритетными, о чем свидетельствует принятие соответствующих документов, определяющих государственную политику в области образования, например, Федеральная целевая программа развития образования на 2011–2015 гг.; Государственная программа развития образования и др. Программный принцип соблюден и в структуре Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Так наряду с уже имеющимися у школы уставными и программными документами должна быть разработана самостоятельная программа по формированию уклада школьной жизни.
Управление формированием уклада школьной жизни во многом опирается на общие правила управления развитием образовательной системы:
— сложноорганизованным системам нельзя навязать пути развития, которые не определяются их внутренними потребностями;
— эффективность развития зависит от способности руководителя видеть будущее в настоящем и не упустить благоприятный момент для начала системных преобразований;
— для успешного развития образовательной системы необходимо согласование темпов развития всех ее частей и действий субъектов управления; наиболее эффективное развитие достигается в результате постепенных воздействий, точно рассчитанных и вызывающих резонансный эффект системы, поэтому режим развития является наиболее органичным для нее [5].
Управление развитием уклада школьной жизни, как и другие виды управления, выполняет 4 основные функции: планирование, организация, руководство, контроль.
Планирование направлено на определение желаемых результатов и тех возможностей, которые способствовал бы достижению этих результатов.
Создание перспективного плана предопределяет дальнейшие действия. Необходимо распределение функциональных обязанностей, прав, степени ответственности, характер взаимодействий по вертикали и горизонтали. Все это означает построение организационной структуры совместной деятельности. Это построение и называют организацией. Организационная структура обеспечивает согласованность действий участников совместной работы.
Чтобы работа была эффективной необходимо, чтобы исполнители понимали, каких результатов и когда от них ожидают, чтобы они были заинтересованы в их получении, чтобы они испытывали удовлетворение от своей работы, чтобы социально-психологический климат в коллективе был благоприятным для осуществления совместной деятельности. Совокупность действий субъектов управления, направленных на осуществление данных условий, определяется как руководство.
Управление должно своевременно реагировать на все изменения, поэтому ему необходима полная информация о процессе деятельности коллектива. Получение такой информации и выявление необходимости корректировки хода работ обеспечивается системой действий, называемой контролем. Контроль обеспечивает управлению обратную связь [2].
Опираясь на опыт И. Е. Кузьминой по формированию уклада школьной жизни, можно выделить следующие этапы в проектирование и реализации уклада школьной жизни:
— определение целей, ценностей, принципов и типа уклада школьной жизни;
— отбор основных компонентов содержания деятельности по созданию уклада жизни, разработка системы событий;
— разработка и апробация педагогической технологии и системы методик;
— выявление механизмов реализации уклада в практике школьной жизни;
— диагностика результативности реализации уклада школьной жизни;
— обобщение педагогического опыта создания, рефлексия условий реализации на практике;
— оценка образовательных и социальных эффектов реализации уклада школьной жизни в образовательном процессе [3].
Нельзя не сказать, что формирование уклада школьной жизни подчиняется определенным закономерным характеристикам:
— уклад по своей сути является неявным объектом управления. Большая составляющая уклад относится к обыденному, повседневному слою жизнедеятельности и для их обозначения в предмет управления требуется особая рефлексия;
— уклад, будучи измененным в результате формирования определенных черт, должен опять «уходить» из рефлексивного поля, иначе он потеряет свою сущностную характеристику как устоявшейся формы жизнедеятельности школы;
— большая часть управленческих воздействий на уклад в силу общесистемной природы последнего должна носить опосредованный характер;
— уклад школьной жизни-это системный феномен, поэтому если происходит изменение одного из его составляющих, то это автоматически приводит к изменению остальных [1].
Таким образом, в условиях модернизации образования необходима специальная работа по управлению формированием уклада школьной жизни, помочь в этом может осознание важнейших правил и закономерностей такого управления.
Литература:
- Вачкова С. Н., Принципы и условия управления формированием уклада школы в информационно-коммуникационных средах/ С. Н. Вачкова. — Текст: непосредственный // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология». — 2011. — № 4 (18). — С. 63–73.
- Корсакова, т. В. Научно-педагогические основы формирования уклада школьной жизни: специальность 13.00.01 «общая педагогика, история педагогики и образования»: диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Корсакова Татьяна Владимировна; гбоу впо г. Москвы «московский городской педагогический университет». — калуга, 2013. — 382 c. — текст: непосредственный.
- 3.Кузьмина, И. Е. Петербургская модель культуротворческого уклада школьной жизни: возможности патриотического воспитания / И. Е. Кузьмина. — Текст: непосредственный // Академический вестник. Вестник санкт-петербургской академии постдипломного педагогического образования. — 2016. — № 3(33). — С. 50–60.
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 17 сентября 2001 года N 22–06–1222 «Рекомендации по совершенствованию «уклада школьной жизни» в условия обновления структуры и содержания общего образования». — Текст: электронный // электронный фонд правовой и нормативно-технической документации: [сайт]. — URL: (дата обращения: 20.11.2021).
- Пригожин, А. И. Методы развития организаций / А. И. Пригожин. — Москва: МЦФЭР, 2003. — 863 c. — Текст: непосредственный.