Тревожность матери как фактор вероятности возникновения психосоматического расстройства у детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №48 (390) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 25.11.2021

Статья просмотрена: 524 раза

Библиографическое описание:

Чекушина, М. В. Тревожность матери как фактор вероятности возникновения психосоматического расстройства у детей старшего дошкольного возраста / М. В. Чекушина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 48 (390). — С. 517-519. — URL: https://moluch.ru/archive/390/85932/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье представлены результаты эмпирического исследования, посвященного изучению влияния фактора личностной и ситуативной тревожности матери на тревожность ее ребенка, и вероятность возникновения у него психосоматического расстройства. Представлены сведения корреляционной зависимости материнской тревожности с тревожностью ребенка как значимого фактора, детерминирующего психосоматическое расстройство у ребенка старшего дошкольного возраста. Определены мишени для терапевтического воздействия на матерей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: личностная тревожность, ситуативная тревожность, психосоматическое расстройство у детей, психологическое сопровождение детей с психосоматическими расстройствами.

Диагностика и лечение психосоматических заболеваний остается одной из важнейших проблем медицины сегодня. Согласно современным данным, психосоматическая патология является причиной обращения за медицинской помощью в поликлинику детей в 8–40 % случаев.

Под психосоматическими расстройствами мы понимаем расстройства функций органов и систем, обусловленных психическими, в частности, аффективными, нарушениями, которые возникают в функционально перегруженных, конституционально неполноценных или поврежденных висцеральных системах (система выделения, система пищеварения, эндокринная система и др.) [2]. При этом их диагностика относительно сложна. Между тем, многими исследователями, Г. Амонн [1], Ю. Ф. Антропов, Ю. С. Шевченко [2], Д. Н. Исаев [5], Г. А. Арина В. В. Николаева [3], признается роль психологических факторов в формировании и обострении психосоматических заболеваний у детей. Особо выделяются по данным Ю. Ф. Антропова и Ю. С. Шевченко нарушенные отношения в системы мать-дитя — в 63 % [2].

Неадекватное, неоднозначное отношение к ребенку со стороны матери эти авторы в большей степени связывают с личностными особенностями матерей. Многие исследователи (Киян И. Г., Равич-Щербо И. В., Румянцев А. Г., 2000, Дусказиева Ж. Г., 2009, Степаненко Т. А., 2011) отмечают, что определенные личностные черты матери (тревожность, невротичность) способны вызвать серьезные нарушения психического развития ребенка, способствовать развитию психосоматических расстройств.

В нашем исследовании тревога — это эмоциональное состояние, а тревожность — свойство личности. Личностная тревожность — устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая «предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий спектр ситуаций как угрожающие». Ситуативная тревожность — «эмоциональное состояние, характеризуемое субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий» [6]. Ситуативная тревожность появляется в ответ на реальную угрозу и длится так долго, как того требует ситуация. Чем выше личностная тревожность, тем чаще и сильнее человек ощущает ситуативную тревожность.

На основании вышеизложенного определили цель исследования — изучение корреляционной зависимости материнской тревожности с тревожностью ребенка и наличием у него психосоматического расстройства.

Исследование проводилось на базе детского сада «Журавушка» МАОУ «КУГ№ 1 Универс», частного детского сада «Карусель».

Выборка составила 60 человек: 30 детей в возрасте от 5,2 до 7,5 лет и 30 их матерей. Анализ социально-демографических характеристик матерей показал, что возраст матерей варьируется от 32 лет до 50. У 17 матерей есть еще ребенок. 7 матерей являются домохозяйками, 3 самозанятые, среди остальных наиболее часто встречаются профессии юриста, бухгалтера, врача и госслужащей. Все проживают отдельно. Материальное положение преимущественно выше среднего. Образование у всех матерей высшее. Следует отметить, что в проведенном нами исследовании приняло участие большинство детей из полных семей (87 %).

Для оценки состояния здоровья детей были использованы результаты медицинского обследования детей педиатром и узкими специалистами, углубленные интервью с матерями. Статистическая обработка данных осуществлялась методами математической статистики.

Пять детей основной группы имели психосоматические расстройства: со стороны ЖКТ (колиты, энтероколиты неясного генеза) — 2 детей, со стороны кожи (дерматит) — 1 ребенок, со стороны мочеполовой системы (нейрогенный мочевой пузырь) — 1 ребенок и со стороны дыхательной системы (рецидивирующий бронхит) — 1 ребенок. Контрольную группу составили 25 матерей здоровых детей (1 и 2 группа здоровья).

На выборке матерей здоровых детей и детей с психосоматическими расстройствами со стороны ЖКТ, дыхательной системы, кожи и мочеполовой системы с помощью психодиагностических процедур, сбора медицинского анамнеза изучена корреляционная зависимость материнской тревожности с тревожностью ребенка и наличием у него психосоматического расстройства.

Для изучения взаимосвязи влияния материнской тревожности на тревожность ребенка старшего дошкольного возраста и наличия у него психосоматического расстройства использовались следующие методики:

1) методика Ч. Д. Спилберга на выявление личностной и ситуативной тревожности, адаптированная Ю. Л. Ханиным;

2) методика «Выбери нужное лицо» (Тэммпл Р., Амен В., Дорки М.) — позволяет определить тревожность по отношению к ряду типичных для ребенка (3–7 лет) жизненных ситуаций взаимодействия с другими людьми;

3) методы математической обработки и корреляционного анализа: подсчет коэффициента корреляции - Пирсона (позволяет выявить корреляционные связи), подсчет t-критерия Стьюдента.

На первом этапе исследования был выявлен уровень тревожности у детей с психосоматическими расстройствами и у их здоровых сверстников.

Полученные результаты показали, что уровень тревожности у детей с психосоматическими расстройствами старшего дошкольного возраста выше, чем у их здоровых сверстников. Причем результаты имеют достоверные различия (статистическая значимость t-критерия Стьюдента p=0,000219 (при p<0,001).

Данные результаты можно объяснить тем, что психосоматические дети находятся в особой социальной ситуации развития (Николаева В. В., 1987; Исаев Д. Н., 2000; Арина Г. А., 2003). Их познавательная и двигательная активность, а также социальные контакты ограничены. Как следствие, появляются различные нарушения в развитии эмоциональной сферы, в том числе высокая тревожность (Касаткин В. И., Ковалевский В. А., Румянцев А. Г., Дубовик Е. Ю. и др.).

Далее мы выявили уровень ситуативной тревожности у матерей, воспитывающих детей с психосоматическими расстройствами и матерей здоровых детей.

В рамках констатирующего эксперимента при сравнении индексов ситуативной тревожности у матерей, воспитывающих детей с психосоматическими расстройствами и ситуативной тревожности у матерей здоровых детей выявлены достоверные различия (статистическая значимость t-критерия Стьюдента p=0,0000848 (при p=0,001); все значения по критерию Стьюдента — это уже значения статистической значимости p). Причем выявлено, что уровень ситуативной тревожности матерей психосоматических детей достоверно выше, чем у матерей здоровых детей.

Далее мы выявили уровень личностной тревожности у матерей, воспитывающих детей с психосоматическими расстройствами и матерей здоровых детей.

При сравнении индексов личностной тревожности у матерей психосоматических детей и личностной тревожности у матерей здоровых детей выявлены достоверные различия (статистическая значимость t-критерия Стьюдента p=0,00512312). Выявлено, что уровень личностной тревожности матерей психосоматических детей достоверно выше, чем у матерей здоровых детей.

Также было определено, что существуют корреляция между тревожностью психосоматических детей и ситуативной тревожностью его матери (коэффициент Пирсона r=0,61), а также тревожностью психосоматических детей и личностной тревожностью его матери (коэффициент Пирсона r=0,51).

Данные коэффициенты были проверены на значимость. При определении значимости коэффициентов корреляции Пирсона для индексов тревожности психосоматических детей и ситуативной и личностной тревожности их матерей выявлено, что t эмп. › t кр. (0,44) (при р≤0,05), следовательно, таким образом коэффициент корреляции достоверен.

Выявлено также, что существуют корреляция между тревожностью здоровых детей и ситуативной тревожностью его матери (коэффициент Пирсона r=0,44), а также тревожностью здоровых детей и личностной тревожностью его матери (коэффициент Пирсона r=0,49).

Данные коэффициенты также были проверены на значимость. При определении значимости коэффициентов корреляции Пирсона для индексов тревожности здоровых детей и ситуативной и личностной тревожности их матерей выявлено, что t эмп. › t кр. (0,33) (при р≤0,05), следовательно, коэффициент корреляции является достоверным.

Таким образом, эмпирически доказано, что уровень тревожности детей, страдающих психосоматическими расстройствами выше, чем у их здоровых сверстников.

Также выявлено, что существует взаимосвязь уровня ситуативной и личностной тревожности матери и наличием тревожности у ее ребенка: чем выше уровень ситуативной тревожности матери на фоне ее высокой личностной тревожности, тем выше уровень тревожности у ее ребенка и тем выше вероятность возникновения психосоматического расстройства у ее ребенка старшего дошкольного возраста.

В данном исследовании у всех детей с психосоматическими расстройствами также как и у их матерей выявлено наличие высокой тревожности.

Учитывая вышеизложенное, для ранней диагностики детей старшего дошкольного возраста с высоким риском возникновения психосоматических расстройств, целесообразно выявлять детей с высоким уровнем тревожности. При этом для осуществления не только симптоматической коррекции, но и каузальной важно подключать к психокоррекционной работе с детьми, страдающими психосоматическими расстройствами, их матерей. Прежде чем организовать коррекционно-развивающие занятия с детьми, необходимо провести просветительскую и коррекционно-развивающую работу с матерями, так как их связь с ребенком наиболее значимая в развитии тревожности, в подкреплении часто повторяющихся проявлений психосоматических расстройств. Кроме того, нередко встречаются так называемые «психосоматические семьи», где ребенок как носитель симптома является показателем неблагополучия всей семейной системы в целом.

При создании благоприятной среды, воздействуя на «проблемные места» ребенка через мать, результативность психокоррекционной работы психолога непосредственно с детьми будет оптимальной.

Литература:

  1. Аммон Г. Психосоматическая терапия. СПб.: Речь, 2000. — 238 с.
  2. Антропов Ю. Ф., Шевченко Ю. С. Лечение детей с психосоматическими расстройствами. СПб. 2002.-560 с.
  3. Арина Г.А, Николаева В. В. Психология телесности: Методологические принципы и этапы клинико-психологического анализа / Под ред. В. П. Зинченко, Т. С. Леви. — М.: ACT, 2005. -С.222–235
  4. Дубовик Е. Ю., Ковалевский В. А. Влияние типа родительского отношения на уровень тревожности часто болеющего ребенка дошкольного возраста // Медицинская психология в России. 2012. № 1. С. 10–6.
  5. Исаев Д. Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у детей. СПб.: Речь, 2005. 400 с.
  6. Прихожан А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. Санкт-Петербург: Питер, 2009.
  7. Спилбергер Ч. Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревожности. Стресс и тревога в спорте. Сост. Ю. Л. Ханин. М .: ФиС. 1983. С. 12–24.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, личностная тревожность, ситуативная тревожность, мать, психосоматическое расстройство, расстройство, материнская тревожность, старший дошкольный возраст, тревожность ребенка, корреляционная зависимость.


Ключевые слова

личностная тревожность, ситуативная тревожность, психосоматическое расстройство у детей, психологическое сопровождение детей с психосоматическими расстройствами

Похожие статьи

Особенности тревожных состояний у детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматривается проблема детской тревожности, ее характерные особенности. Описываются причины и следствия тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Анализируются гендерные характеристики тревожного поведения. Раскрываются асп...

Гиперактивность у детей дошкольного возраста: причины и признаки дефицита внимания (СДВГ), рекомендации для педагогов и родителей.

В статье обсуждается проблема синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей (СДВГ), который встречается у 1 из 20 современных детей. Рассматривается вопрос поиска эффективных средств и условий для психосоциальной коррекции эмоционально-волевой...

Влияние уровня тревожности личности на психологическое и соматическое здоровье младших школьников

В статье раскрывается природа и особенности понятий «тревожность младшего школьника», «психологическое здоровье младшего школьника», «соматическое здоровье младшего школьника». Большое внимание уделено особенностям влияния уровня школьной тревожности...

Исследование тревожности в старшем дошкольном возрасте

В статье представлены результаты исследования тревожности детей старшего дошкольного возраста, а именно возможности выявления уровня тревожности и его понижения в случае высокой тревожности.

Факторы, способствующие развитию признаков эмоционального выгорания матерей, воспитывающих ребенка с тяжелыми формами аллергии

В статье поднимается проблема эмоционального выгорания матерей. Приводятся результаты исследования эмоционального состояния и личностных особенностей как факторов, ведущих к развитию признаков эмоционального выгорания у особой категории матерей, имею...

Проблема диагностики синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей дошкольного возраста

В статье авторы рассматривают подходы в работе с детьми с синдром дефицита внимания и гиперактивности, должен использовать педагог этапы становления, природу появления гиперактивного поведения у детей дошкольного возраста и приемы и методы работы с т...

Исследование состояния речи дошкольников с задержкой психоречевого развития

В статье проанализированы результаты исследования состояния речи дошкольников с задержкой психоречевого развития. Описаны этапы и методы экспериментальной работы. Проанализированы результаты констатирующего исследования.

Тревожность у детей среднего школьного возраста

В рамках настоящей статьи изучено понятие школьной тревожности и основные причины, влияющие на ее развитие. Также рассмотрены основные причины проявления повышенной тревожности у детей среднего школьного возраста.

Связь типа привязанности к матери и страхов детей старшего дошкольного возраста

Исследование направлено на изучение связи между типом привязанности к матери и страхами детей старшего дошкольного возраста. Задачей исследования является выявление типов привязанности у детей и определение наличия связи между привязанностью и различ...

Особенности эмоциональной сферы лиц с сердечно-сосудистыми заболеваниями

В статье рассматривается проблема здоровья и факторов, влияющих на него. Здоровье является системным понятием. Оно подвержено влиянию социальных, биологических и психологических факторов. Психологические факторы, влияющие на здоровье и болезни, разно...

Похожие статьи

Особенности тревожных состояний у детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматривается проблема детской тревожности, ее характерные особенности. Описываются причины и следствия тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Анализируются гендерные характеристики тревожного поведения. Раскрываются асп...

Гиперактивность у детей дошкольного возраста: причины и признаки дефицита внимания (СДВГ), рекомендации для педагогов и родителей.

В статье обсуждается проблема синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей (СДВГ), который встречается у 1 из 20 современных детей. Рассматривается вопрос поиска эффективных средств и условий для психосоциальной коррекции эмоционально-волевой...

Влияние уровня тревожности личности на психологическое и соматическое здоровье младших школьников

В статье раскрывается природа и особенности понятий «тревожность младшего школьника», «психологическое здоровье младшего школьника», «соматическое здоровье младшего школьника». Большое внимание уделено особенностям влияния уровня школьной тревожности...

Исследование тревожности в старшем дошкольном возрасте

В статье представлены результаты исследования тревожности детей старшего дошкольного возраста, а именно возможности выявления уровня тревожности и его понижения в случае высокой тревожности.

Факторы, способствующие развитию признаков эмоционального выгорания матерей, воспитывающих ребенка с тяжелыми формами аллергии

В статье поднимается проблема эмоционального выгорания матерей. Приводятся результаты исследования эмоционального состояния и личностных особенностей как факторов, ведущих к развитию признаков эмоционального выгорания у особой категории матерей, имею...

Проблема диагностики синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей дошкольного возраста

В статье авторы рассматривают подходы в работе с детьми с синдром дефицита внимания и гиперактивности, должен использовать педагог этапы становления, природу появления гиперактивного поведения у детей дошкольного возраста и приемы и методы работы с т...

Исследование состояния речи дошкольников с задержкой психоречевого развития

В статье проанализированы результаты исследования состояния речи дошкольников с задержкой психоречевого развития. Описаны этапы и методы экспериментальной работы. Проанализированы результаты констатирующего исследования.

Тревожность у детей среднего школьного возраста

В рамках настоящей статьи изучено понятие школьной тревожности и основные причины, влияющие на ее развитие. Также рассмотрены основные причины проявления повышенной тревожности у детей среднего школьного возраста.

Связь типа привязанности к матери и страхов детей старшего дошкольного возраста

Исследование направлено на изучение связи между типом привязанности к матери и страхами детей старшего дошкольного возраста. Задачей исследования является выявление типов привязанности у детей и определение наличия связи между привязанностью и различ...

Особенности эмоциональной сферы лиц с сердечно-сосудистыми заболеваниями

В статье рассматривается проблема здоровья и факторов, влияющих на него. Здоровье является системным понятием. Оно подвержено влиянию социальных, биологических и психологических факторов. Психологические факторы, влияющие на здоровье и болезни, разно...

Задать вопрос