В статье описаны принципы профориентационной работы в ГБПОУ РС (Я) «Якутский сельскохозяйственный техникум» с выпускниками, абитуриентами и студентами, разрешающие совершенствовать и расширять знания, развивать профессиональное самосознание, определять цели, задачи, формы работы техникума по профориентации.
Ключевые слова: профориентационная работа, дорожная карта, подходы к профориентации.
Актуальность. Изменения социально-экономического положения в России в целом и в Республике Саха (Якутия) в частности — непростая демографическая ситуация, усиливающаяся конкуренция среди образовательных организаций профессионального образования, повышение требований к подготовке квалифицированного конкурентоспособного молодого специалиста, — диктуют новые правила организации профессионального образования, в частности, профориентационной работы среди учеников общеобразовательных школ и учреждений профессионального обучения.
Организация профориентационной работы в ГБПОУ РС (Я) «Якутский Сельскохозяйственный Техникум» на этапе «школа — техникум» осуществляется в соответствии с дорожной картой, позволяющей совершенствовать и расширять знания, развивать профессиональное самосознание, определять цели, задачи, формы работы техникума профориентации.
Дорожная карта разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС и Уставом техникума.
Работа по реализации дорожной карты направлена на решение следующих задач:
– Повышение уровня осведомленности обучающихся общеобразовательных организаций о специальностях техникума;
– Формирование позитивного имиджа техникума;
– Повышение конкурентоспособности техникума на рынке образовательных услуг;
– подготовкаквалифицированныхкадровдляагропромышленногокомплексастраны;
– создание условий для осознанного профессионального самоопределения и открытия способностей личности;
– трудоустройство выпускников агрономов.
В настоящее время техникум в своей работе выделяет и использует следующие подходы к профориентации:
- Информационный подход предусматривает обеспечение абитуриента разнообразной достоверной информацией о специальностях техникума, учебных заведениях и организациях, предоставляющих рабочие места, о рынке труда. Примерами реализации данного подхода являются:
– профориентационные беседы с обучающимися школ Республики Саха (Якутия);
– индивидуальные беседы с абитуриентами, обратившимися с целью получения информации;
– дни открытых дверей, презентации учебного заведения, когда обучающиеся школ посещают учебные корпуса техникума, музеи, проводятся встречи с администрацией техникума, где школьники знакомятся с информацией о специальностях, изучают материалы по правилам приема в техникум, представленные на тематических стендах, общаются со студентами агрономами, преподавателями, участвуют в мастер-классах, в республиканских конкурсах;
– работа на ярмарках вакансий, которые проводятся центрами занятости населения Республики Саха (Якутия), с целью обратить внимание абитуриентов на учебное заведение, заинтересовать информацией о техникуме;
– выступление работников техникума на родительских собраниях в школах города и района, информирование родителей о техникуме, специальностях подготовки, рынке труда региона, востребованности выпускников и перспективах обучения в техникуме;
– подготовка и публикация материалов СМИ: республиканской газете, интернет -сайтах, на сайте техникума (например, на сайте техникума представлены следующие веб — странички:
– специальности, приемная комиссия, содержащие сведения о специальностях, статусе на рынке труда, условиях образования и сроках обучения, перспективах трудоустройства, возможностях продолжать обучение в вузах;
– форум, где можно общаться, получать ответы на интересующие вопросы; новости, в которых рассказывается о событиях, происходящих в техникуме);
– организация и участие в научных спортивных, культурно-массовых мероприятиях различного уровня, конкурсах профессионального мастерства, позволяющих демонстрировать профессиональные компетенции, которыми завладели студенты в процессе обучения, и способствующих формированию имиджа техникума как центра подготовки высококвалифицированных специалистов (наиболее значимым является участие во Всероссийской олимпиаде профессионального мастерства обучающихся по 35.02.05 Агрономия; в республиканском чемпионате «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) Республики Саха (Якутия) и проведение мастер-классов на площадках чемпионата обучающимися техникума);
- Диагностико-консультационный подход применяется для установления соответствия абитуриента тому или иному виду деятельности путем сопоставления личностных особенностей и требований к специальностям. Реализуется на основе собеседования и анкетирования, профориентационного и психологического консультирования, проводимых в техникуме и при посещении общеобразовательных организаций и ярмарок вакансий.
- Развивающий подход, цель которого — формирование различных знаний, умений и навыков, необходимых для овладения определенной специальностью.
- Активизирующий подход — это формирование внутренней готовности к самостоятельному и осознанному построению своего профессионального и жизненного пути. Этот подход реализует педагог-психолог, используя элементы игры и нестандартные вопросы с целью формирования у абитуриентов интереса к проблематике профессионального самоопределения и профессионального развития, что позволяет делать осознанный выбор.
Следующий этап профориентационной работы — «школа — техникум — вуз».
Привлекательность организации среднего профессионального образования определяется также наличием у него связей с высшей школой. Более10лет ГБПОУ РС (Я) «Якутский Сельскохозяйственный Техникум» работает в системе непрерывного образования школа — техникум — вуз. Наши выпускники, обучаясь в вузах, демонстрируют высокий уровень знаний, умений, навыков, участвуют в научно-исследовательской работе, защищают кандидатские диссертации.
Представители вузов проводят лекции, беседы, профориентационные консультации для выпускников техникума, профессиональную диагностику, социально-психологические тренинги, информируют о своих факультетах и специальностях, помогают с выбором специальности, знакомят с многоуровневой системой образования, возможностями будущего трудоустройства.
Этап профориентационной работы «техникум — предприятие».
Учитывая растущие потребности Республики Саха (Якутия) в подготовке высококвалифицированных специалистов среднего вена для сельскохозяйственной отрасли, техникум активно работает в этом направлении, заключает договоры о сотрудничестве с крупными сельскохозяйственными организациями с целью привлечения к участию в разработке УМК; использования базы предприятий для практической подготовки обучающихся и педагогических работников для реализации ОПОП по специальностям; привлечении в качестве экспертов для участия в мероприятиях по развитию движения «Молодые профессионалы»(WorldSkills Russia). Профориентационная работа в профессиональном образовании должна быть системной, многоступенчатой и доступной на протяжении всего периода профессионального обучения и развития. Сегодня назрела необходимость не только вести профессиональную подготовку в школах, активнее развивать партнерство, но и совершенствовать систему трудоустройства выпускников, организовать стажировку на крупных организациях агропромышленной отрасли.
Практическая значимость.
Таким образом, работа, направленная на проектирование профессионального будущего молодежи, организованная техникумом совместно с социальными партнерами, ориентирована на разных участников образовательного процесса. Четко спланированная профориентационная работа поможет молодым людям выстроить индивидуальную траекторию развития карьеры, стать квалифицированными специалистами, конкурента способными на рынке труда, готовыми к постоянному профессиональному росту, выполнению широкого спектра видов деятельности и сотрудничеству с различными профессиональными сообществами.
Литература:
- Габеев В. Т., Кислова Л. П., Медведев В. П., Барышникова Н. А. Инновационный подход к реализации подготовки специалистов среднего звена в вузе//Профессиональное образование и рынок труда.2017. № 3. С. 12–16.
- Столбова Э. А. Профориентация– ступень профессионального самоопределения подростков// Профессиональное образование и рыноктруда.2015. № 1. С. 23.