Перспективы и актуальные проблемы внедрения технологии электронного правительства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №48 (390) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 26.11.2021

Статья просмотрена: 348 раз

Библиографическое описание:

Себровская, Н. А. Перспективы и актуальные проблемы внедрения технологии электронного правительства / Н. А. Себровская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 48 (390). — С. 330-333. — URL: https://moluch.ru/archive/390/85939/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье исследуются перспективы и цели автоматизации административно-управленческих механизмов в целом и технология электронного правительства, внедряемая в Российской Федерации. Актуальность темы обусловлена повсеместным внедрением технологий автоматизации и оптимизации бюрократических процессов, делающих государственную власть более доступной и прозрачной для населения. В российской юридической литературе тема исследована сравнительно неглубоко, однако основные источники по исследуемой теме были проанализированы при написании данной работы. В частности, исследовано актуальное законодательство, нормативно сопровождающее процесс цифровизации публичной исполнительной власти и исследованы работы Павлютенковой М. Ю., Павроз А. В., Шевцовой Г. А., Лавицкой М. И. и других авторов.

Ключевые слова: правительство, электронное правительство, информационное общество, цифровизация, автоматизация, разделение властей, исполнительная власть, государственное управление, государственная политика, федеральная власть.

Введение

Исследования в области автоматизации и цифровизации государственного управления начиная с XX века можно считать одной из традиций развития властных механизмов в России. По праву положившим начало этой технологии можно считать разработку и внедрение главного вычислительного центра Госплана СССР в ноябре 1959 года, впоследствии переданный в распоряжение Государственного научно-экономического совета (Госэкономсовета) при Совете Министров СССР.

Уже в 1956 году член-корреспондент Академии Наук СССР И. С. Брук выступил на сессии Академии наук с предложениями о главных направлениях использования ЭВМ в экономике. После предложений Брука министерства и ведомства стали создавать свои вычислительные центры для применения в экономических расчётах. В 1962 году начальник вычислительного центра Госэкономсовета Н. И. Ковалёв предложил создать единую автоматизированную систему управления экономикой СССР. Первая очередь системы предусматривала создание сети из 30 вычислительных центров при госпланах союзных республик и крупных совнархозах, замкнутую на вычислительном центре Госэкономсовета [7]. В настоящей статье рассмотрим продолжение советских политических начал в политике власти по цифровизации деятельности Правительства, его задачи и полезные свойства для общества.

Основная часть

Электронное правительство — это форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов [4]. По сути своей электронное правительство — комплекс информационных систем для предоставления государственных услуг в электронном виде [8].

Разработка подобных систем началась в XXI веке с развития автоматизации процессов государственной деятельности в мегаполисах, и в мире уже накоплен достаточно обширный опыт по реализации подобных проектов [9]. Более того, оценка качества работы электронных правительств в различных крупных городах мира ведется с 2003 года и проводится в среднем раз в два года [10]. Не отстаёт в процессах внедрения таких технологий публичного управления и Российская Федерация.

Историческое продолжение советские практики получили принятии стратегий развития электронного общества России в том числе и в рамках технологии электронного правительства. Одним из первых нормативных прокламаций в Российской Федерации по направлении построения информационного общества стала Концепция информационной политики, разработанной и одобренной Комитетом Государственной Думы по информационной политике и связи, а также Постоянной палатой по государственной информационной политике при Президенте Российской Федерации в конце 1998 года. В Концепции определялось, что информационная политика Российской Федерации является важной составной частью внешней и внутренней политики государства и охватывает все сферы жизнедеятельности общества. Долгосрочной стратегической целью информационной политики был определен переход к новому этапу развития России — построению информационного общества [11].

Впоследствии принимался ряд документов, которые также укрепляли прогресс в сфере цифровизации публичной власти. В частности, к таким можно отнести:

— Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002–2010 годы)», утвержденная постановлением Правительства РФ от 28 января 2002 г. N 65;

— Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденная поручением Президента РФ от 7 февраля 2008 г. N Пр-212.

— План перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 17 октября 2009 г. N 1555-р.

Текущая же конъюнктура развития как политики цифровизации публичной власти в целом, так и технологии «Электронное Правительство» в частности закреплена в государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011–2020 годы)», утвержденная постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 313 и подпрограмме № 4 «Информационное государство».

Дополнительно с точки зрения обеспечения равенства доступа к государственной власти и её услугам решающее значение в развитии технологии электронного правительства сыграли взятые на себя Россией международные обязательства в рамках Окинавской хартии глобального информационного общества, подписанной на саммите стран G8 в 2000 году. В соответствии с Хартией были определены обязательства как России, так и других стран Большой Восьмерки способствовать распространению ИКТ и преодолению информационного неравенства, угрожающего многократно усилить существующее социальное и экономическое неравенство [12]. Заметим, что в целом, Россия по уровню развития ИКТ-инфраструктуры в эти годы находилась ближе к развивающимся странам, чем к другим участникам G8 [13].

В настоящий момент наиболее успешной инициативой, реализованной в рамках комплекса реформ, связанных с внедрением технологии «электронное правительство» является сервис ГосУслуг, что логично вытекает из системообразующего концепцию программы «Информационное общество (2011–2020гг.)» вектора на обслуживание интересов граждан. Благодаря указанной технологии многократно поднялись уровни прозрачности государственной власти и цифровизации публичных государственных услуг.

Важным документом для изучения в рамках рассматриваемой технологии является Системный проект по формированию электронного управления в Российской Федерации [1]. В числе прочего данным документом установлено нормативное определение электронного правительства, сформулированное в пункте 1.3 проекта, согласно которому Под электронным правительством понимается система организации деятельности федеральных и региональных государственных органов власти, органов местного самоуправления, а также организаций, участвующих в реализации полномочий государственных (муниципальных) органов, обеспечивающая на основе применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень взаимодействия при реализации функций (оказании услуг).

Среди целей и перспектив развития технологии электронного правительства системный проект определяет следующие:

— Улучшение качества жизни населения;

— Повышение эффективности государственного и муниципального управления, включая сокращение расходов бюджета;

— Развитие гражданских инициатив и предпринимательской деятельности за счёт применения информационных технологий.

Из доктрины можно установить, что к целям развития технологии также релевантно приобщить создание более доступной и прозрачной системы публичной власти, что, в итоге, приводит к акселерации процессов демократизации и построения правового государства [14].

Между тем распространение технологии электронного правительства связано рядом трудностей. Одним из таких является существенное цифровое неравенство регионов, в том числе на муниципальном уровне. Так, по данным Росстата, доля населения в возрасте 15–72 лет, использовавшего сеть Интернет для получения государственных и муниципальных услуг варьируется в субъектах Российской Федерации от 27 % до 87 % [6]. Однако, такие данные представляют собой существенный качественный скачок по сравнению с данными за 2015 год, когда по данным Росстата, доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, варьировался в субъектах Российской Федерации от 3 % до 65,2 % [6]. Безусловно, неравномерность информационно-технического развития субъектов Российской Федерации влияет на успехи реализации технологии электронного правительства.

Также следует отметить, что часть организационно-технических проблем связана с тем, что не используется архитектурный подход в управлении развитием электронного правительства, который является полноценным инструментом комплексного планирования, проектирования и контроля процессов построения электронного правительства — эта проблема отмечается в системном проекте развития технологии от 2016 года.

В первую очередь данная проблема, конечно же, обусловлена отсутствием головного центра развития технологии. Полномочия в этой сфере распределены между несколькими ведомствами, основными из которых являются Министерство экономического развития, Министерство связи и массовых коммуникаций, Правительственная комиссия по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности. МинЭкРазвития реализует переход к электронному правительству как элемент административной реформы. Министерство связи и массовых коммуникаций — отвечает за цифровизацию органов власти в целом, и в том числе снабжает программными решениями проект электронного правительства. Координация же внедрения технологии в целом, то есть действий министерств и ведомств, а также федеральных и региональных властей осуществляется в рамках ряда межведомственных комиссий, основной из которых является Правительственная комиссия по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности. В связи с этим возникают известные проблемы в согласованном принятии решений и продвижение реализации технологии как таковой замедляется.

Заключение

В заключении к настоящей работе отметим, что развитие технологий электронного правительства порождает ряд выгод для системы публичной власти в Российской Федерации — это и оптимизация типовых бюрократических функций, ведущая к уменьшению затрат бюджета; и создание более транспарентной и удобной среды для граждан и юридических лиц в контексте взаимоотношений с государством. Однако, есть и проблемы, которые препятствуют быстрому внедрению технологии, к которым относятся неравенство в цифровизации регионов России и отсутствие единого органа, ответственного за реализацию проекта. От решения указанных проблем напрямую зависит то, насколько эффективно и быстро будут реализованы технологии электронного правительства для наибольшего числа граждан России.

Литература:

  1. Системный проект электронного правительства Российской Федерации. — Текст: электронный // digital.gov.ru: [сайт]. — URL: https://digital.gov.ru/uploaded/files/sistemnyii-proekt-elektronnogo-pravitelstva-rf.pdf;
  2. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 313 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011–2020 годы)» (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства РФ. 2014. N 18 (часть II). Ст. 2159;
  3. Постановление Правительства РФ от 28.01.2002 No 65 «О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002–2010 годы)» // Собрание законодательства РФ. 2002. No 5. Ст. 531;
  4. Электронное правительство России [Эл. ресурс].: https://www.tadviser.ru/index.php /Статья: Электронное правительство России;
  5. Росстат. Итоги наблюдения за использование ИКТ населением России за 2020 год по форме федерального статистического наблюдения № 1-ИТ «Анкета выборочного федерального статистического наблюдения по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей». Таблица 5.7.. — Текст: электронный // gks.ru: [сайт]. — URL: https://gks.ru/free_doc/new_site/business/it/ikt20/index.html (дата обращения: 23.11.2021);
  6. Росстат. Итоги наблюдения за использование ИКТ населением России за 2015 год по форме федерального статистического наблюдения № 1-ИТ «Анкета выборочного федерального статистического наблюдения по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей». Таблица 5.7.. — Текст: электронный // gks.ru: [сайт]. — URL: https://gks.ru/free_doc/new_site/business/it/ikt20/index.html (дата обращения: 23.11.2021);
  7. Кутейников А. В. Первые проекты автоматизации управления советской плановой экономикой в конце 1950-х и начале 1960-х гг. — «электронный социализм»? // Экономическая история. Обозрение: журнал. — М.: МГУ, 2011. — Вып. 15. — С. 130, 134–135;
  8. Лавицкая, М. И. Теоретико-правовые подходы к определению понятия «электронное правительство» / М. И. Лавицкая. — Текст: непосредственный // Государственная власть и местное самоуправление. — 2021. — № 4;
  9. Шевцова, Г. А. Опыт зарубежных стран в создании системы электронного правительства и формировании единого информационного ресурса / Г. А. Шевцова. — Текст: непосредственный // Жилищное право. — 2020. — № 7. — С. 1–11;
  10. Николаев, В. А. Государственная виртуализация / В. А. Николаев. — Текст: непосредственный // Расчёт. — 2010. — № 1. — С. 56–58;
  11. Стырин, Е. М. История формирования электронного правительства в России / Е. М. Стырин. — Текст: электронный // https://eos.ru/: [сайт]. — URL: https://eos.ru/eos_delopr/eos_delopr_intesting/111/16158/;
  12. Павлютенкова, М. Ю. Новые информационные технологии в современном политическом процессе / М. Ю. Павлютенкова. — Текст: непосредственный // Власть. — 2010. — № 8. — С. 38–43;
  13. Павроз А. В. «Электронное правительство» и современные административные реформы // Политическая наука. 2013. № 2. С. 173–191;
  14. Кобзева, С. В. Демократизация государственного управления и электронное правительство / С. В. Кобзева. — Текст: непосредственный // Информационное право. — 2018. — № 2. — С. 4–9.
Основные термины (генерируются автоматически): электронное правительство, Российская Федерация, Информационное общество, государственная власть, информационная политика, публичная власть, Россия, предпринимательская деятельность, вычислительный центр, Правительственная комиссия.


Похожие статьи

Эффективность использования информационно-коммуникационных технологий в сфере государственного управления

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) играют важную роль в управлении государством. В статье, рассматривается эффективность использования информационно-коммуникационных технологий в сфере государственного управления. ИКТ является одной из в...

Предоставление доступа к судебному делу: теория и практика

Автор рассматривает проблемные вопросы, сложившиеся в практике взаимодействия граждан, их представителей, адвокатов и судов. Статья, в том числе, и о современных тенденциях развития технологий нового поколения в судебной системе России. Порядок и осо...

Понятие «стратегическое управление» в философском контексте: подходы к пониманию

В данной статье рассматриваются существующие подходы ученых к определению понятия стратегическое управление в истории философской мысли. Однако не было единого подхода к определению понятия, функций, принципов, системы управления. Идеи ученых недооце...

Административная юстиция в России: история и современность

Научная статья посвящена изучению истории и современного состояния административной юстиции в России. В работе рассматриваются исторические корни развития административного права в стране, особенности формирования системы административных органов и с...

Искусственный интеллект и электронное правосудие: перспективные нюансы использования

Автор аргументирует тезис, что вопрос о вовлечении систем искусственного интеллекта в процессы судопроизводства носят весьма неоднозначный характер. Дальнейший генезис судопроизводства в глобальном масштабе всё же не может избежать изоляции от вовлеч...

Теоретическая база формирования корпоративной социальной ответственности в России

Статья раскрывает понятие корпоративной социальной ответственности (КСО) и объясняет причины, по которым научную концепцию относят к междисциплинарному понятию. Особое внимание уделяется концептуальным подходам к проблемам КСО как в странах зарубежн...

Управление местными бюджетами при реформировании бюджетной системы

Эта статья посвящена области управления местными бюджетами в условиях развивающейся бюджетной системы в России. В ней тщательно исследуется влияние недавних бюджетных реформ на управление финансами местных органов власти. В ходе обсуждения предлагают...

Понятие, сущность и правовое регулирование электронного правосудия в арбитражных судах Российской Федерации

На протяжении последних трёх лет одной из самых обсуждаемых и резонансных тем является пандемия, вызванная распространением коронавируса SARS-CoV-2. Претерпевать изменения, вызванные борьбой с коронавирусной инфекцией пришлось всем государственным и ...

Перспективные направления цифровизации бизнеса в сфере фитнес-индустрии России

Научная статья посвящена проведению исследовательского анализа основных направлений и перспектив цифровизации бизнеса в сфере фитнес-индустрии России. Актуальность исследования обусловлена возможной ролью применения цифровых технологий и систем при с...

Прокурорский надзор за реализацией национальных проектов. Федеральный и региональный аспекты

Статья представляет собой комплексное исследование, основанное на анализе роли и значимости прокурорского надзора в контексте выполнения национальных проектов в России. Современные национальные проекты, включающие в себя множество областей от образо...

Похожие статьи

Эффективность использования информационно-коммуникационных технологий в сфере государственного управления

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) играют важную роль в управлении государством. В статье, рассматривается эффективность использования информационно-коммуникационных технологий в сфере государственного управления. ИКТ является одной из в...

Предоставление доступа к судебному делу: теория и практика

Автор рассматривает проблемные вопросы, сложившиеся в практике взаимодействия граждан, их представителей, адвокатов и судов. Статья, в том числе, и о современных тенденциях развития технологий нового поколения в судебной системе России. Порядок и осо...

Понятие «стратегическое управление» в философском контексте: подходы к пониманию

В данной статье рассматриваются существующие подходы ученых к определению понятия стратегическое управление в истории философской мысли. Однако не было единого подхода к определению понятия, функций, принципов, системы управления. Идеи ученых недооце...

Административная юстиция в России: история и современность

Научная статья посвящена изучению истории и современного состояния административной юстиции в России. В работе рассматриваются исторические корни развития административного права в стране, особенности формирования системы административных органов и с...

Искусственный интеллект и электронное правосудие: перспективные нюансы использования

Автор аргументирует тезис, что вопрос о вовлечении систем искусственного интеллекта в процессы судопроизводства носят весьма неоднозначный характер. Дальнейший генезис судопроизводства в глобальном масштабе всё же не может избежать изоляции от вовлеч...

Теоретическая база формирования корпоративной социальной ответственности в России

Статья раскрывает понятие корпоративной социальной ответственности (КСО) и объясняет причины, по которым научную концепцию относят к междисциплинарному понятию. Особое внимание уделяется концептуальным подходам к проблемам КСО как в странах зарубежн...

Управление местными бюджетами при реформировании бюджетной системы

Эта статья посвящена области управления местными бюджетами в условиях развивающейся бюджетной системы в России. В ней тщательно исследуется влияние недавних бюджетных реформ на управление финансами местных органов власти. В ходе обсуждения предлагают...

Понятие, сущность и правовое регулирование электронного правосудия в арбитражных судах Российской Федерации

На протяжении последних трёх лет одной из самых обсуждаемых и резонансных тем является пандемия, вызванная распространением коронавируса SARS-CoV-2. Претерпевать изменения, вызванные борьбой с коронавирусной инфекцией пришлось всем государственным и ...

Перспективные направления цифровизации бизнеса в сфере фитнес-индустрии России

Научная статья посвящена проведению исследовательского анализа основных направлений и перспектив цифровизации бизнеса в сфере фитнес-индустрии России. Актуальность исследования обусловлена возможной ролью применения цифровых технологий и систем при с...

Прокурорский надзор за реализацией национальных проектов. Федеральный и региональный аспекты

Статья представляет собой комплексное исследование, основанное на анализе роли и значимости прокурорского надзора в контексте выполнения национальных проектов в России. Современные национальные проекты, включающие в себя множество областей от образо...

Задать вопрос