В статье рассматривается жизнь и творчество Владимира Владимировича Маяковского, а также актуальность его произведений и личности на сегодняшний день.
Ключевые слова: поэт, писатель, стих, сценарий, художник, футуристы, СССР, революция, авангардисты, поэзия, COVID-19, произведение.
В последнее время мы все чаще открываем для себя новые стороны творчества Владимира Маяковского, по-другому смотрим на его произведения.
Маяковский — человек талантливый и разносторонний. Исходя из его произведений, страниц биографии, рассказов современников, можно смело сказать, что он существует не только как Маяковский–поэт, а еще и как Маяковский–художник, Маяковский–режиссер, Маяковский–сценарист, Маяковский–икона стиля.
Размах поэта таков, что и на сегодняшний день мы не можем утверждать, что знаем абсолютно все о Владимире Владимировиче Маяковском. В советское время существовало лишь одно представление о том, кем был Маяковский. Его считали «поэтом революции», бунтарем, у которого не было границ и цензуры. Творческий путь Владимира Маяковского начинался не с поэзии — он собирался стать художником и даже брал уроки живописи. Слава к поэту пришла после того, как он познакомился с авангардистами и его первые произведения высоко оценил Давид Бурлюк. В 1893 году в Грузии в семье лесничего родился Владимир Маяковский. У него было 2 брата и 2 сестры, но оба мальчика умерли еще в раннем детстве. Его отец работал в селе Багдади, а позже вся семья переехала в Кутаиси. В Кутаиси, будучи учеником гимназии, Владимир брал уроки рисования у местного кутаисского художника — Сергея Краснуха, который занимался с ним бесплатно.
Когда вести о первой российской революции дошли и до Грузии, Маяковский, будучи совсем ребенком, участвовал в митингах.
Проблемы с законом у Маяковского начинаются в 1909 году. Его несколько раз арестовывают, так как он вступает в партию большевиков и работает в подпольной типографии. Примечательно то, что ни одного приговора в отношении него так и не было вынесено, но поэта все равно посадили за решетку из-за его буйного нрава. Заключение в одиночной камере поэт окрестил как «11 бутырских месяцев». В то время он написал достаточно много стихов, но тетрадь с лирическими опытами — «ходульными и ревплаксивыми», как оценил их автор, — отобрали охранники. [4, с.1]
Вскоре Владимир решает стать художником и поступает в училище живописи, где знакомится с Давидом Бурлюком, который сыграл немаловажную роль в жизни будущего поэта.
Поэт вновь начал писать стихи. Новоиспеченные товарищи Владимира были в восторге. Большинство представителей авангарда решили объединиться против «эстетики старья», после чего вскоре на свет появляется манифест — «Пощечина общественному вкусу».
«У Давида — гнев обогнавшего современников мастера, у меня — пафос социалиста, знающего неизбежность крушения старья». Родился российский футуризм. [4, с.1]
Футуристы читали свои стихи и лекции о новой поэзии и ее видении на различных собраниях. За публичные выступления с футуристами, которые противоречили взглядам того времени, Владимира Маяковского отчислили из училища. Но это ничуть не расстраивало молодого и амбициозного поэта. В 1913 году Маяковский вместе с остальными представителями футуристического течения отправляется в свое известное турне. Они объездили практически всю страну.
Маяковский много снимался в кино и преимущественно в фильмах по собственным сценариям. Но большинство кинолент с участием поэта не сохранилось целиком.
Во время Первой мировой войны поэт присоединился к авангардному объединению «Сегодняшний лубок». Его участники, в числе которых был знаменитый Казимир Малевич, Давид Бурлюк, который разглядел талант в Маяковском, Илья Машков и другие — рисовали патриотические открытки, которые предназначались фронту, обозначенные традиционным народным лубком. Для них создавали простые, но при этом красочные картинки и писали коротенькие стишки, в которых высмеивали врага.
Но Маяковский рисовал не только такие открытки. Он также рисовал портреты любимых женщин, пейзажи и иллюстрации к своим произведениям. В 1919–1921 Владимир работает в Российском телеграфном агентстве (Окна РОСТА). Это агентство выпускало агитационную рукописную рекламу, которую еще называют первой социальной рекламой в СССР.
Маяковского можно отметить как одного из поэтов, любимых Сталиным. Был случай, когда Маяковский зачитал свою поэму о Ленине на сцене Большого театра. Аплодисменты не смолкали минут 20 и одним из зрителей был Иосиф Сталин, который громко аплодировал.
В 1915 году Маяковский знакомится с Осипом и Лилей Брик. Это событие в своей автобиографии Владимир отмечает подзаголовком «радостнейшая дата». Лиля Брик была для Маяковского любовью всей его жизни и музой, он посвящал ей поэмы и стихи и даже после расставания продолжал признаваться в любви. Современники Брик отмечали, что она не была особо красивой, но в ней было что-то, что притягивало и заставляло восхищаться.
Лиля была из тех девушек, которые могут одним лишь своим присутствием скрасить даже самый скромный быт. Она была достаточно мила и приветлива в общении, поэтому каждый, кто вступал с ней в разговор, был очарован.
Обычно все, кто сталкивается с творчеством Маяковского, воспринимают Лилю как прекрасную музу поэта, любовь всей его жизни, героиню произведений. Но не все так просто. Писатели 80-х и другие деятели искусства характеризуют Лилю Брик как «злого гения, породившего поэта-Маяковского», «роковой женщиной» и «пиковой дамой пролетариата».
В 1915 году сестра Лили — Эльза привела в дом Бриков Маяковского. Она была безумно влюблена в него и хотела выйти за него замуж. Но поэт, увидевший Лилю, влюбился в нее с первого взгляда и в тот же день зачитал ей свои лучшие стихи и попросил разрешения посвятить их ей. Эльза тем временем не находила себе места.
Через неделю Владимир встретился с Бриками и попросил их приютить его. Все это выглядело весьма странно, так как Маяковский обосновал это тем, что влюблен в Лилю. Она сразу же согласилась, а Осипу ничего не оставалось, как смириться с этим.
Это стало началом самого громкого романа того столетия. «Брак втроем» для всех был чем-то невообразимым.
Лиля наслаждалась своей властью над Маяковским, это доставляло ей какое-то удовольствие, ведь поэт слыл человеком с весьма дерзким и сложным характером. Лиля настолько подчинила себе Владимира, что иной раз он таскал ее вещи.
Как-то раз Лиля забыла свою сумочку в петроградском кафе «Привал комедиантов». Маяковский вернулся за ней. Лариса Рейсер, известная в то время журналистка писала, что поэт на ее слова: «Теперь вы будете таскать эту сумочку всю жизнь», ответил: «Я, Ларисочка, эту сумочку могу в зубах носить». [2, с.1]
Но да, нельзя отрицать то, что Лиля Брик оставила неизгладимый след на творчестве Маяковского. Возможно, без ее: «Страдать Володе полезно, он помучается и напишет хорошие стихи» ничего бы не вышло.
Еще одной из муз и возлюбленных поэта, в которую он влюбился во время поездки в Париж, была эмигрантка Татьяна Яковлева, которая не ответила ему взаимностью. Но Владимира это ничуть не смутило и он отнес весь свой гонорар, полученный за свою книгу в магазин и распорядился раз в неделю отправлять красивый букет Татьяне. Букеты приходили Яковлевой долгие годы, даже после смерти Маяковского. Во время оккупации Парижа немцами это спасло ей жизнь: она продавала эти букеты, чтобы купить себе еды.
В 1922 году была создана литературная группа «Левый фронт искусств», а вскоре стал выпускаться и одноименный журнал. На его страницах публиковали стихи, снимки авангардных фотографов, прозу и новости, касающиеся «левого искусства»
В 30-х годах поэту впервые не одобрили выезд за границу. Это повергло его в шок. Признание сменилось на критику. Поэта упрекали за сатиру по отношению к революции и чиновническим проволочкам.
Но Маяковский не отчаивается и решает провести выставку «20 лет работы» и представить на ней результаты своего многолетнего труда, которая прошла не так, как рассчитывал поэт.
Эмоциональная нестабильность Владимира усугубила и личная драма. Маяковский, влюбленный в Веронику Полонскую, требовал, чтобы она развелась с мужем, бросила театр и жила с ним в новой квартире. Как вспоминала Полонская, поэт то закатывал сцены, то успокаивался и был мил, потом снова начинал ревновать и требовать своего. Всему есть предел, как и терпению поэта. После ухода Вероники, Маяковский покончил жизнь самоубийством. В предсмертном письме он просит «товарища правительство» не оставлять его семью: «Моя семья — это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Полонская. Если ты устроишь им сносную жизнь — спасибо». [1, с.1]
Панихида по Маяковскому продолжалась 3 дня, но даже за это время не все желающие успели с ним проститься. Гроб с телом поэта несли на кладбище под звуки «Интернационала». Маяковский является одним из членов «Клуба 37», в который входят деятели искусства, умершие на 37-м году жизни. Маяковский покончил с собой — выстрелил себе в сердце, сломленный чередой неудач, неразделенной любви и потрясений. Существует альтернативная версия, согласно которой он умер в результате невезения. Возможно, поэт играл в «русскую рулетку» и ему просто не повезло.
Все наследие поэта отошло Брикам.
И в конце, хотелось бы отметить актуальность поэта на данный момент. Владимир Маяковский знаменит не только своей личностью, талантом, произведениями, но и еще он знаменит тем, что был весьма чистоплотным человеком и сторонником санитарно-просветительской деятельности. Поэт выпускал плакаты на эту тему и писал стихи. И, на самом деле, вспоминая 2020 год и рассматривая эпидемиологическую ситуацию, связанную с COVID-19 на сегодняшний день, сложно представить, как бы на все это отреагировал Маяковский. Но в его произведениях можно обнаружить некое удивительное созвучие с тем, что происходит в мире на данный момент:
«Литературная шатия,
успокойте ваши нервы,
отойдите, вы мешаете мобилизациям и маневрам».
А вот его обращение ко всем нам: «Шагай, многомиллионная масса, в ста миллионах масок». И это действительно удивительно, ощущение, будто поэт сквозь время предвещал то, что будет происходить в 2020 году.Также нельзя не отметить то, что Маяковский в своей жизни имел опыт самоизоляции. Лиля Брик предложила сделать паузу в отношениях и поэтому с 28 декабря 1922 года по 28 февраля 1923 года, ровно 2 месяца поэт находился в маленькой комнате на Лубянском проезде в Москве. В той самой маленькой комнатке он писал свои стихи и никуда не выходил. Но благодаря этому на свет появилась поэма «Про это», посвященная той самой Лиле Брик. Стоит отметить, что никаких цветов, подарков и других знаков внимания в период «самоизоляции» он ей не передавал.
Маяковский, тот самый поэт, который «сердцем наружу». Он всегда требовал того же не только от своего читателя, но в первую очередь, от себя самого. Спустя столько лет его поэзия остается востребованной не только у старшего поколения, но и у молодежи. Владимир Маяковский- «поэт вне времени», «поэт на все времена», его поэзия всегда актуальна, несмотря на сменяющиеся поколения, подходы, политические парадигмы и настроения общества. И здесь напрашивается вопрос: «В чем же его секрет?»
А весь секрет в том, что у Маяковского не было рамок, но была честность и пощечина общественному вкусу.
Литература:
- Григоренко В. В. В. Маяковский в воспоминаниях современников / Вступит.ст., сост. и примеч. Н.В Реформаторской. М. Государственное издательство художественной литературы, 1963, 731с. [сайт]. — URL: http://az.lib.ru/m/majakowskij_w_w/text_0212.shtml (дата обращения: 21.02.2021)
- Бунин И. А. Лиля Брик в судьбе Владимира Маяковского [сайт].. — 2021–21 февр. — URL:https://proza.ru/2011/09/17/175
- Сардарян А. Р. 100 великих историй любви / Москва: Вече, 2009. — 432 с.- ISBN: 978–5-4444–0750–9.
- Сайт культуры РФ: [сайт]. — 2021. — URL: https://www.culture.ru/persons/8266/vladimir-mayakovskii (дата обращения: 19.02.2021)