В статье рассматриваются аспекты противодействия преступной деятельности с использованием криптовалюты в международном срезе. Выявлен основной подход к квалификации преступной деятельности с использованием криптовалюты в зарубежных странах.
Ключевые слова: уголовное право, криптовалюта, виртуальная валюта, блокчейн, преступность, международное право.
Современное развитие информационных технологий создает условия для появления новых способов совершения преступной деятельности.
31 августа 2008 года международное сообщество узнало о появлении самой популярной на сегодняшний день криптовалюты — биткоина (от англ. bit — единица измерения информации, coin — монета).
Данное событие стало революционным в сфере денежных систем. Это обусловлено тем, что на тот период все денежные системы строились на централизованных закрытых регистрах, ведением которых занимались либо коммерческие, либо центральные банки. Плюсы централизованной системы заключались в эффективности функционирования и защищенности её участников. К недостаткам централизованной системы можно отнести то, что орган, который занимался ведением регистра транзакций, наделялся слишком большими полномочиями и получал высокую прибыль, источником которой являлась плата участников транзакций за совершение операций с незнакомыми контрагентами (своеобразная «плата за доверие») [1, с.115].
Биткоин же, напротив, представлял механизм работы децентрализованной системы, которая не основывалась на доверии между отправителем и получателем.
Как и любое новое явление, криптовалюта была опробована при осуществлении преступной деятельности и отлично там зарекомендовала себя. Это обусловлено её свойствами: анонимность, децентрализованная эмиссия, невозможность подделки и взлома, высокая скорость оборота. Указанные выше качества действительно представляют угрозу экономической и правовой безопасности государств, что потребовало от них скорейшей разработки законодательной базы, которая могла бы регулировать данную сферу.
При исследовании международного опыта противодействия преступной деятельности с использованием криптовалюты выделяют два следующих направления:
- Опыт противодействия преступной деятельности с использованием криптовалюты некоторых конкретных зарубежных стран.
- Международное сотрудничество в сфере противодействия преступной деятельности с использованием криптовалюты.
Рассмотрим первое направление. По правовому регулированию криптовалютной сферы все страны можно разделить на три группы:
- Страны, легализовавшие оборот криптовалют (например, Япония, США);
- Страны, запретившие оборот криптовалют (например, Китай);
- Страны, которые ещё не приняли никаких мер к правовому регулированию криптовалют и находящиеся в статусе «наблюдателей» (например, Аргентина).
Япония является общепризнанным мировым лидером в сфере высоких технологий, а также занимает второе (после США) место по обороту криптовалюты. Помимо этого, Япония является страной, на территории которой, собственно, и зародился биткоин.
Разработка правового поля, регулирующего сферу криптовалют, началась в Японии в 2014 году. Это было связано с крахом открытой торговой площадки Mt.Gox, находившейся в Токио, в рамках которой производилось 47 % транзакций «чистого» биткоина [2].
Результатом указанной разработки стало создание пакета законов, закрепляющего обязательное лицензирование деятельности биткоин бирж через Агентство финансовых услуг (FSA).
Согласно ст. 30 Постановления Кабинета Министров Японии «О виртуальных валютных биржах» в Японии запрещается ведение деятельности, связанной с оказанием услуг по обмену виртуальной валюты на фиатные деньги без государственной регистрации.
В 2017 году законодательно дополнился список условий к криптовалютным биржам. Целью данного ужесточения являлось повышение уровня безопасности граждан. Помимо этого, указанные дополнения включили в себя переход компаний к системе глобального противодействия отмыванию денег (например, полный отказ от использования анонимных криптовалют).
Уголовно-правовая оценка преступной деятельности с использованием криптовалюты, полностью регулируется Уголовным кодексом Японии.
В связи с тем, что с 2017 года законодательством Японии криптовалюта признана законным средством платежа, то и уголовное законодательство Японии рассматривает криптовалюту наравне с другими фидуциарными деньгами.
Таким образом, имея свойства денег и свойства компьютерной информации, законодательство Японии рассматривает криптовалюту исключительно с точки зрения ценностных качеств и, соответственно, преступления с использованием криптовалюты относятся к преступлениям против собственности.
Масштабность использования криптовалюты на территории США, как и в большинстве других стран, связана с появлением биткоина.
Особенность законодательного регулирования криптовалюты в США связаны с особенностями федерализма этого государства [3, с. 37].
На федеральном уровне правовое регулирование оборота криптовалюты закреплено в Законе «О единообразном регулировании деятельности в области виртуальных валют». Этот нормативно-правовой акт носит рекомендательный характер и является ориентиром правового регулирования для штатов.
В 2014 году в Калифорнии был принят Закон «Легальные деньги: альтернативные деньги», закрепляющий возможность использования криптовалюты в качестве средства платежа. Принятие данного нормативно-правого акта сделало Калифорнию первым штатом, который законодательно оформил правовое регулирование криптовалюты.
Следующим штатом, законодательно закрепившим криптовалюту, стал Вайоминг. 01 марта 2019 года на его территории вступил в силу Закон «О цифровых активах», определяющий цифровые финансовые активы как экономические и имущественные права, которые выражены в машиночитаемом формате, разделяя их на следующие категории:
- Цифровая ценная бумага — контракт, согласно которому лицо инвестирует в предприятие и имеет основания ожидать получения прибыли в результате усилий учредителей предприятия или третьих сторон.
- Виртуальная валюта — цифровой актив, который используется как в качестве средства обмена, расчетной единицы или средства сохранения ценностей и не признано законным средством платежа правительством США.
- Цифровой потребительский актив — цифровой актив, который используется или покупается для потребительских, личных или бытовых целях и включает в себя токены, созданные с использованием публичного реестра, представляющие собой неосязаемое личное имущество, а также любые другие цифровые активы, не подпадающие под описание вышеуказанных пунктов [4].
Революционность этого нормативно-правового акта состоит в том, что он приравнивает виртуальную валюту по правовому статусу к фиатным деньгам.
Рассмотрим уголовно-правовую оценку преступной деятельности с использованием криптовалюты на примере штата Мичиган. В 2019 году в Уголовный кодекс штата были приняты поправки, регулирующие оборот криптовалюты. А именно, данные изменения указывают криптовалюту в качестве предмета преступления в мошенничестве, присвоении и растрате, а также при легализации денежных средств, добытых преступным путём.
Таким образом, ещё раз отметим, что уголовно-правовое регулирование криптовалюты может отличаться в разных штатах. Но, можно сделать вывод, что в любом случае данные правоотношения укладываются в рамки действующего уголовного законодательства. При этом учитываются преимущественно экономические свойства виртуальной валюты, отодвинув на второй план её информационные свойства.
Противоположную позицию правового регулирования криптовалют занял Китай.
Изначально, в период становления биткоина, законодательство Китая являлось одним из самых прогрессивных. Токены рассматривались в качестве товара, а биржи, на просторах которых осуществлялся оборот цифровых валют, должны были зарегистрироваться в Телекоммуникационном бюро, предоставляя отчетность о своей деятельности. Налогообложение операций с криптовалютами регулировалось наравне с обычными товарами.
Однако в 2013 году Народный банк Китая публикует «Уведомление о предотвращении финансового риска Биткоина» [5], которое закрепляло запрет банкам осуществлять операции с использованием криптовалюты.
С 2017 года Китай запрещает все криптовалюты. В 2018 году Народным банком Китая было объявлено об окончательной победе над цифровыми валютами.
Таким образом, можно сделать вывод, что в мировом сообществе существует три подхода к правовому регулированию криптовалюты. Очевидно, что для предотвращения преступной деятельности с использованием криптовалют государствам необходимо направить все усилия на незамедлительное реагирование на новые проблемы и угрозы, возникающие в данной сфере. Для этого, в том числе, необходимо изучать и использовать опыт других стран.
Литература:
- Роббек, А. Е. Bitcoin как явление в мировой экономике / А. Е. Роббек. // Вестник СВФУ. — 2014. — № 6. — С. 115.
- Япония признала криптовалюты законным платежным средством // Российская газета: [сайт]. — URL: https://rg.ru/2017/04/01iaponiia-priznala-kriptovaliuty-zakonnym-platezhnym-sredstvom.html (дата обращения: 24.10.2021).
- Семенов, Р. Р. Криптовалюта с точки зрения уголовного права / Р. Р. Семенов. // Вестник Уральского института ЭУИП. — 2018. — № 4. — С. 37.
- Кто и как регулирует криптовалюты в США // IHODL: [сайт]. — URL: https://ru.ihodl.com/analytics/2018–12–18/kto-i-kak-reguliruet-kriptovalyuty-v-ssha (дата обращения: 19.10.2021).
- FATF разработает стандарты для борьбы с отмыванием денег через криптовалюты // Электронное периодическое издание «Ведомости»: [сайт]. — URL: https://www.vedomosti.ru/finance/news/2018/09/06/780121-otmivaniem-deneg-cherez-kriptovalyuti (дата обращения: 10.10.2021).