В статье рассмотрены аспекты влияния цифровой трансформации и организационные основы работы и развития Евразийского Экономического Союза, также обозначено использование электронных платформ общих интересов стран-участниц ЕАЭС. Выделяются ограничения и перспективы развития цифровой трансформатизации на основе оценки развития цифровой экономики стран ЕАЭС.
Ключевые слова: цифровизация, Евразийский Экономический Союз, цифровая трансформация, цифровое пространство.
В условиях усиленных процессов глобализации мировой экономической системы, интеграционных процессов, постоянного усиления конкуренции, интеграционные объединения приобретают все большую роль в формировании внешнеэкономической политики государства, определении направлений взаимодействия между странами. Современное положение и роль стран-участниц Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС) зависят не только от макроэкономических условий государства, но и от расстановки конкурентных сил, повышающих национальную конкурентоспособность. В этой связи, важность идентификации факторов, которые влияют на уровень конкурентоспособности стран-участниц ЕАЭС, определение существующих проблем, замедляющих взаимодействие стран-участниц во внешнеторговой сфере с развитием новых технологий и форм взаимодействия субъектов экономики неуклонно возрастает.
Цифровизация, согласно оценке ученых, уже успела занять ключевое место в формировании единого экономического пространства и в контексте евразийской интеграции. В научных трудах зарубежных экономистов цифровизация выступает в качестве драйвера мировой экономики, которая трансформирует корпоративные бизнес-модели и находится в непосредственной связи с развитием циклической экономикой государств и при этом, обеспечивающей ей устойчивое развитие. В российской же научной литературе широко рассматриваются стратегические задачи, формирование системы защиты информации коммерческих структур (особенно в случаях, если объект представляет коммерческую тайну) и правовые вопросы цифровой трансформации экономической системы на примере стран–участниц ЕАЭС и ее отражение на развитии интеграции [1, с. 38].
По мнению Еременко М. Ю. «цифровая интеграция, внедрение цифровых технологий, автоматизированных систем, информационных технологий оказывают влияние на международное сотрудничество и экономическое взаимодействие между государствами — членами евразийского интеграционного союза. Экономическая интеграция России невозможна без цифровизации экономических систем, технологий, помогающих обрабатывать огромные объемы данных, необходимых для создания эффективных связей по взаимодействию стран — участниц ЕАЭС» [5, с. 33].
В настоящее время формирование цифрового пространства в ЕАЭС представлено такими направлениями как развитие цифровых инфраструктур, трансформация отраслей, нормативное регулирование условий осуществления трансформации, цифровая модернизация систем управления и осуществления организационных процессов трансформатизации.
Существуют основные факторы цифровизации, которые включают внешние (связь с государством и компаниями) и внутренние (ресурсные ограничения, человеческими установками). Цифровая трансформатизация, в качестве драйвера экономической интеграции ЕАЭС, представлена в направлениях программного продукта под названием «Цифровая повестка ЕАЭС до 2025 г»., и которая характеризуется как главный вектор развития.
Реализация цифровой повестки позволяет сформировать основы для цифрового развития для стран-участниц и способствует таким процессам как, развитию условий для равного доступа на рынки членов ЕАЭС, повышению качества жизни, созданию благоприятной среды для развития инновационных технологий, переходу к новому технологическому укладу с учетом интересов каждого государства, эффективности оказания государственных услуг.
Первый проект при реализации цифровой повести представлен сетью промышленной кооперации и трансферой технологий, необходимость которой обозначена в формировании кооперационных связей в пространстве ЕАЭС, и, прежде всего для бизнеса. Благодаря данной сети появляется возможность в поиске партнеров, в дальнейшем их взаимодействии.
«Работа без границ» выступает вторым проектом, который направлен на трудоустройство граждан стран-участниц ЕАЭС, на формировании большой экосистемы, где прорабатываются и реализовываются такие проекты, как использование электронных трудовых книжек, заключение смарт-контрактов.
«Цифровые транспортные коридоры» выступает третьим проектом на пути к цифровизации в ЕАЭС, стоит отметить, что данный проект является одним из наименее востребованным, он направлен на формирование единой, открытой экосистемы со сквозной цифровой логистикой, беспрепятственным движением товара и транспорта на единой территории ЕАЭС. Важной составляющей данного проекта является и упрощения взаимодействия и с третьими странами.
В сравнении, на территории европейских стран существуют две создаваемые экосистемы — Maersk и Phoenix, в Азии такой системой выступает Logink, а также связанные с ней системы в Японии и в Китае. Данные транспортно-логистические системы уже функционируют на территории ЕАЭС, выстраивая выгодные для себя транспортные коридоры. В настоящее время в данном направлении разработана технология и архитектура цифровой прослеживаемости, в которую включается использование цифровых пломб, что является достаточно эффективным в отслеживании перемещения грузов.
Внедрение цифровых транспортных коридоров позволит положительно отобразиться на решении ряда важных задач, которым относятся: сокращение количества административных барьеров; оптимизирование процесса перевозки грузов, обеспечение безопасности транспортных услуг.
При этом существуют факторы, которые негативно влияют на развитие экосистемы цифровых транспортных коридоров (далее — ЭЦТК) в целом:
разный уровень развития в сфере цифровых технологий стран-участниц ЕАЭС; развитие полноценного потенциала ЭЦТК и иной цифровой экосистемы в среде высокого уровня взаимного доверия полноценно потенциал ЭЦТК, как и любой другой цифровой экосистемы, может быть реализован только в условиях высокого уровня взаимного доверия всех участвующих сторон. существуют различия стран-участниц в национальных стандартах документооборота.
Для того чтобы разработать предложения по совершенствованию транспортно-логистического сотрудничества в рамках ЕАЭС, необходимо рассмотреть, динамику изменения взаимной торговли между странами-участницами во время пандемии 2020 г.
В настоящее время ЕАЭС имеет возможности, которые основываются на единой сетевой инфраструктуре, общих цифровых платформ, позволяющие сокращать расстояния, создавать новые рабочие места, снижать ограничения и развивать новые направления деловой активности. В рамках реализации цифрового проекта выделены приоритетные области, рис. 1.
Рис. 1. Приоритетные области в рамках цифрового проекта [13]
Создание экосистем цифровых транспортных коридоров ЕАЭС в рамках цифровой повестки предполагает удобные маршруты и условия транспортировки, обеспечение кратчайших связей между Азией и Европой, оптимизацию функциональной составляющей госконтроля, также предполагает внедрение навигационных цифровых пломб, использование которых предполагает защиту и хранение информации о грузе, его отправителе, получателе, маршруте.
Внедрение ЭЦТК позволит решить ряд важных задач:
— снизить простои транспортных средств, сокращение административных расходов;
— увеличивается скорость оборачиваемости груза;
— снижение цифрового неравенства стран участниц и обеспечение безопасности транспортных услуг и другое.
Динамика суммарного объема торговли во время пандемии (данные за апрель 2018–2020 гг.) представлена в табл. 1.
Таблица 1
Динамика суммарного объема торговли во время пандемии (данные за апрель 2018–2020 гг.) [2, с. 6 ] .
Страны |
Апрель 2018 г |
Апрель 2019 г. |
Апрель 2020 г. |
В % соотношении к апрелю 2018 г |
В % соотношения к апрелю 2019 г. |
ЕАЭС, всего |
5004,9 |
5336,8 |
3182,7 |
63,5 |
59,6 |
Армения |
48,3 |
59,4 |
37,7 |
78,0 |
63,5 |
Беларусь |
1131,3 |
1227,9 |
900,4 |
79,5 |
63,5 |
Казахстан |
529,5 |
539,4 |
378,9 |
71,5 |
770,2 |
Киргизстан |
56,1 |
55,8 |
22,8 |
40,6 |
40,9 |
Россия |
3239,8 |
3454,4 |
1842,9 |
56,8 |
53,8 |
Представленные в таблице 1 данные показывают, что за исследуемый период произошли существенные изменения взаимной торговли стран-участниц, например, особенно заметно снижение процентного соотношения в Кыргызстане и России (более 45 %). Другими словами, российская экономика понесла наибольшие потери в сравнении с показателями взаимной торговли.
Необходимая цифровая инфраструктура на национальном уровне формируется в рамках ЕАЭС и тем самым сохраняется «цифровой разрыв», согласно рейтингу Всемирного экономического форума за 2020 год
Можно сказать, что в неразрывной связи с «аналоговыми дополнениями» рассматриваются сами возможности цифровой экономики, для системного получения максимальных цифровых дивидендов.
Структура «Аналоговые дополнения» имеет три элемента (рис. 2).
Рис. 2. Структура аналоговых дополнений цифровой экономики [3]
Цифровизация несет определенные интеграционные риски, как для России, так и для других стран — участниц ЕАЭС, помимо преимуществ. Цифровой разрыв характеризуется различным уровнем доступа к ИКТ и ограниченным использованием цифровых технологий населением и бизнесом. Это проявляется как на региональном уровне между странами, так и на глобальном уровне между интеграционными блоками.
В условиях глобальной неопределённости в связи с кризисными ситуациями на фоне пандемии, формируются основные проблемы на пути реализации проекта цифровой экономики, и которые в целом снижают эффективность внедрение проекта.
1) Производители товаров и услуг, а также другие экономические субъекты экономики ЕАЭС отмечают ограничительную практику внедрения цифровой торговли, которая заключается в непрозрачном и фрагментарном регулировании, отсутствии опыта по формированию единой политики. Здесь же в качестве мер по минимизации проблемы является унификация законодательств, разработки программ в сфере регулирования и внедрения цифровизации.
2) Барьеры по продаже некоторых ограниченных видов товаров через цифровые каналы на территории ЕАЭС, что обоснованно охраной здоровья населения. К данным товарам относится алкогольная, табачная, лекарственная продукция и т. п.
3) Барьером для электронной торговли является то, что большую роль в рамках электронных платежей играют национальные особенности финансовой системы, которые существуют на территории государств-членов ЕАЭС.
4) Высокие издержки доставки. На данном этапе развития отсутствует единая транспортно-логистическая сеть, издержки на перевозку различны в зависимости от региона.
5) Цифровая интеграция в ЕАЭС не отличается правовым изобилием и полноценностью законодательной базы, обеспечивающей планомерную и системную работу [10].
Пандемия коронавирусной инфекции на повестку дня поставила вопрос о переходе к новой модели экономического развития на базе четвертой промышленной революции, и которая, должным образом, формирует пути преодоления структурных негативных факторов и тем самым привлекает новые внутренние источники роста экономических составляющих.
Для углубления цифровой интеграции России в ЕАЭС в качестве первоочередных мер, на фоне распространения коронавирусной инфекции для увеличения потенциала спроса на цифровые товары необходимо:
— разрабатывать интеграционные проекты в высокотехнологичных отраслях;
— унифицировать законодательные акты, которые должны регулировать цифровую среду направленные на снятие первоочередных барьеров, которые препятствуют развитию цифровой экономики стран ЕАЭС;
— повысить прозрачность деятельности экономических агентов на единой таможенной территории необходимо сформировать эффективную интегрированную информационную систему ЕАЭС;
— внедрять электронные сопроводительные документы для трансграничного перемещения товаров;
— развивать цифровую инфраструктуру (сети и платформы).
Направления развития цифровой экономики для стран ЕАЭС в среднесрочной перспективе представлены на рис. 3.
Рис. 3. Направления развития цифровой экономики для стран ЕАЭС в среднесрочной перспективе [10]
За счет вертикальной интеграции процессов внутри отрасли, цифровизации продуктов, бизнес-моделей и горизонтальной интеграции процессов осуществляется цифровая цифровизация отраслей экономики, и которая осуществляется для получения синергетического эффекта от объединения потенциалов стран-участниц. Ключевыми трендами кросс-отраслевой трансформации является взаимодействие разных отраслей экономики.
Подводя итог, можно сказать, что цифровизация выступает в качестве драйвера экономической интеграции ЕАЭС, потому что сегодня в период пандемии цифровизация достигла мирового масштаба и получила значительный толчок в развитии, что приведет к усилению интеграционного влияния. Разработчики цифровой повестки ЕАЭС выражают уверенность в том, что цифровая трансформация приведет к положительным результатам при переходе стран-участниц на новый уровень экономического и технологического развития и разностороннему, а также эффективному сотрудничеству стран-участниц и росту объемов реализации товаров между странами ЕАЭС. Такие ведущие информационные технологии, как автоматическая регистрация и автоматический выпуск товаров, которые применяют в центрах электронного декларирования позволяют уменьшить затраты для субъектов таможенных отношений и сократить время на оформление таможенных процедур, посредством использования уже существующих или разрабатываемых коммерческих и государственных платформ (финансовых и страховых сервисов, коммерческих логистических платформ, экспедиторских сервисов и т. д.)планируется осуществлять в рамках экосистем цифровых транспортных коридоров.
Несомненно, таможенные органы принимают активное участие в развитии национальных экономических систем и расширении интеграционных процессов в масштабах ЕАЭС, что, в конечном итоге, способствует повышению уровня экономической безопасности ЕАЭС.
Литература:
- Андрнев В. К. Внедрение цифровых технологий в экономику государств-членов ЕАЭС // Международное сотрудничество евразийских государств-членов ЕАЭС -2018;
- Ворона А. А., Борисова Е. М. Взаимная торговля государств-членов Евразийского экономического союза: влияние пандемии и перспективы развития // Вестник Евразийской науки, 2020 № 4;
- Дианова В. Ю. Внедрение цифровых технологий в деятельность центров электронного декларирования как фактор повышения качества услуг, предоставляемых таможенными органами // Вестник Российской таможенной академии. -2020;
- Еременко М. Ю. Цифровизация как драйвер экономической интеграции стран Евразийского экономического союза / Еременко М. Ю. // Вестник университета. — 2021. — № 3;
- Мешечкина Цифровизация как фактор повышения эффективности администрирования таможенной деятельности // Вестник Российской таможенной академии. -2020. -№ 3(52);
- Халова Г. О. Перспективы цифровизации экономики государства ЕАЭС / Халов О. Инновации и инвестиции. — 2021;
- Евразийская экономическая комиссия [Электронный ресурс]. Режим доступа // www.eurasiancommission.org/ru/act/dmi/workgroup/materials/Pages/default.aspx;
- Статистика внешней и взаимной торговли товарами. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/tradestat;
- Сборник «Цифровая повестка ЕАЭС 2016–2019–2025». [Электронный ресурс]. — официальный сайт. — Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/Documents/digital_agenda_eaeu.pdf;
- Цифровая трансформация как главный фактор развития ЕАЭС. [Электронный ресурс]. — URL: https://russiancouncil.ru/analytics-andcomments/columns/postsoviet/tsifrovaya-transformatsiyakak-glavnyy-faktor-razvitiya-eaes.