Гражданско-патриотическое и правовое воспитание (из опыта работы общественного объединения правоохранительной направленности Отряд содействия полиции «Беркут» Челябинского института путей сообщения) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (390) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 29.11.2021

Статья просмотрена: 72 раза

Библиографическое описание:

Щепетов, В. В. Гражданско-патриотическое и правовое воспитание (из опыта работы общественного объединения правоохранительной направленности Отряд содействия полиции «Беркут» Челябинского института путей сообщения) / В. В. Щепетов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 48 (390). — С. 458-460. — URL: https://moluch.ru/archive/390/85989/ (дата обращения: 18.12.2024).



Не секрет, что уровень правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних и молодежи является своеобразным барометром социального здоровья нашего общества. Сейчас эта стрела, увы, далека от отметки «хорошо».

Экономические проблемы в период коронавирусной инфекции, политические невзгоды (вовлечение несовершеннолетних и молодежи в несанкционированные митинги и шествия), пьянство, курение и хулиганство в общественных местах, пробелы в семейном воспитании и Интернет-зависимость пагубно влияют на процесс воспитания и перевоспитания подрастающего поколения.

В Челябинский институт путей сообщения — филиал ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет путей сообщения» ежегодно поступает на дневную форму обучения свыше 150 иногородних студентов.

Все нуждающиеся обеспечиваются местом в студенческом общежитии, а их у нас четыре. Общее количество проживающих — 600 человек.

Контингент обучающихся сложный, подросток живет, играя, природа распорядилась так, что им позарез надобны риск и таинство.

Порою антиобщественным лицам удается увлечь подростка злом гораздо легче, нежели чем нам, родителям, педагогам и общественникам добром.

В 2020–2021 учебному году в ходе анкетирования среди иногородних ребят было установлено положительное отношение подростков к употреблению алкоголя (пробовали или употребляют — 61 %), психоактивные вещества — 5 %; курение (22 %).

Цифра большая, хотя это, на мой взгляд, лишь верхняя часть айсберга.

Для усиления мер по поддержанию правопорядка в домах студентов института было создано общественное объединение правоохранительной направленности Отряд содействия полиции «Беркут» из числа сотрудников и студентов вуза. Его численность — 11 человек.

Несмотря на малочисленность, общественники-правоохранители оказывают серьезную помощь администрации института и полиции в профилактике, предупреждении и пресечении противоправных деяний в местах своей дислокации.

Например, участники общественного формирования в сфере правопорядка работают очень плотно с инспекторским составом ПДН Южно-Уральского ЛУ МВД России на транспорте.

Это профилактические беседы со студентами, совместные рейды по студенческим общежитиям, проведение совместных гражданско-патриотических и правовых мероприятий.

Также общественники-правоохранители помогают администрации института в поддержании общественного порядка во время проведения культурно-массовых и спортивных мероприятий в институте.

Основные проблемы общественников-правоохранителей института — пьянство и курение, нарушение тишины и спокойствия граждан.

Члены общественного формирования в сфере правопорядка регулярно в вечернее время проводят обходы студенческих общежитий, следят, чтобы студенты не шумели после 23 часов в выходные дни и 22 часов в будничные дни, не хулиганили, не пребывали в алкогольном опьянении, чтобы в нашем жилом секторе было все спокойно и безопасно.

Без преувеличения, общественное формирование в сфере правопорядка по многим параметрам занимает важное место в жизни института и района.

Это определяется по следующим параметрам:

— Количеством выходов на дежурство по охране общественного порядка в зоне действия отряда. Так, в 2020–2021 учебном году совершено 45 выходов по охране общественного порядка на обслуживаемой зоне отрядом, за аналогичный период прошлого года — 38;

— Выявлению и пресечению нарушений правил внутреннего распорядка студенческого общежития и административных правонарушений. Так, в 2020–2021 учебном году выявлено нарушений правил внутреннего распорядка студенческого общежития — 25, за аналогичный период прошлого года — 24.

По всем нарушениям с обучающимися проведена профилактическая и воспитательная работа (виновные привлечены к дисциплинарной ответственности, отдельным студентам вынесено общественное порицание).

Приняты необходимые меры по исключению впредь подобных случаев со стороны лиц, проживающих в общежитии.

Проведены дополнительные инструктажи с сотрудниками охраны и кураторами групп, увеличено количество обходов территории общежития участниками общественного объединения правоохранительной направленности, по группам проведены встречи с сотрудниками правоохранительных органов (транспортной полиции).

— Отсутствием уголовных преступлений в жилом секторе, с массовым пребыванием студентов. Так, в 2020–2021 учебном году уголовных преступлений совершено не было — 0, за аналогичный период прошлого года — 0;

— Проведенными коллективно-творческими делами с обучающимися;

— Результатам работы наставников с обучающимися с проблемами в воспитании и обучении;

— Количеством выступлений в СМИ о законности и правопорядке, о наших людях;

— Участием во всероссийских, международных, региональных конкурсах и олимпиадах по гражданско-патриотическому воспитанию юных граждан.

Нередко наши волонтеры правопорядка проявляют бдительность и смелость. В июне текущего года волонтеры правопорядка под руководством воспитателей и внештатных сотрудников полиции Грознецкой Т. И., Щепетова В. В. приняли активное участие в тушении возгорания пуха на территории, прилегающей к студенческому городку ЧИПС УрГУПС. Двое неизвестных мужчин, будучи в нетрезвом состоянии, подожгли пух, огонь моментально распространился между зданиями студенческого общежития № 2 (ул. Цвиллинга, дом № 56-б) и конторой материально-технического обеспечения ОАО РЖД (ул. Цвиллинга, дом № 56-а). Огнем была повреждена ель, волонтеры залили водой место возгорания, тем самым не допустили распространения огня на многолетние тополя и студенческое общежитие.

В беседах с волонтерами правопорядка можно услышать, что участвуя в охране общественного порядка совместно с сотрудниками полиции, они задумывались о службе в полиции, прокуратуре, вооруженных силах России.

В 2021 году отслужив срочную службу в российской армии, поступили на службу в силовые структуры экс-волонтеры клуба «Правопорядок»:

— Истомин Евгений Александрович, полицейский патрульно-постовой службы Южно-Уральского ЛУ МВД России на транспорте (окончил Челябинский колледж «Комитент»);

— Самахужин Айдар Нилович — инспектор ГУФСИН по Челябинской области (окончил ЧИПС УрГУПС);

— Сыполов Максим Дмитриевич — боец спецназа (окончил Челябинский дорожно-строительный колледж).

А выпускник Челябинского института путей сообщения Сорокин Павел Александрович поступил в институт прокуратуры Уральского государственного университета юстиции, по специальности «Судебная и прокурорская деятельность».

П. А. Сорокин правами главы Советского района города Челябинска награжден юбилейной медалью «60 лет добровольной народной дружине по охране общественного порядка».

За добросовестный общественный труд отряд содействия полиции отмечен наградами мэра города Челябинска, администрации Советского района города Челябинска, неоднократно поощрялся руководством Южно-Уральского ЛУ МВД России на транспорте.

Основной стимул общественника-правоохранителя — материальное вознаграждение за конкретно выполненное поручение или предоставленную информацию, которая способствовала в расследовании того или иного нарушения в студенческом городке.

Более половины состава общественного формирования — люди среднего возраста, с высшим образованием, работники института.

Но общественное объединение правоохранительной деятельности привлекает к своей деятельности и студенческую молодежь.

В связи с этим на базе отряда создан гражданско-патриотический клуб «Правопорядок», где на сегодняшний день занимается 35 юношей и девушек из нашего института и иных образовательных организаций города Челябинска (Челябинский колледж «Комитент», Южно-Уральский колледж бизнеса). Статус члена клуба «Правопорядок» — волонтер правопорядка.

Я всегда могу рассчитывать на этих ребят. Бывают незапланированные мероприятия, ФСБ или полиции немедленно требуются понятые или зафиксировать факт выявленного нарушения правил внутреннего распорядка студенческого общежития, активисты не подводят, всегда готовы заступить на общественную вахту. Тем более часть волонтеров живет в студенческих общежитиях и при необходимости собираются быстро.

Легко ли привлечь молодежь к участию в охране правопорядка?

На этот вопрос однозначно ответить нельзя. Надо признать, что граждане стали инертны, терпимы к безобразиям и хулиганским выходкам, происходящим рядом. И как закономерный итог — резкое снижение участия представителей общественности, в том числе молодежи в охране общественного порядка.

Мы рады любой помощи со стороны студенчества, но главное, чтобы все обучающиеся трезво оценивали деятельность добровольных помощников полиции.

Главный принцип — не навредить, не создать конфликтные ситуации между различными группами студентов.

Обучаться в транспортном вузе сложно. Поэтому первокурсников в ряды волонтеров правопорядка берем только после адаптации к учебному процессу. Студенты-выпускники тоже не подходят, так как заняты подготовкой к государственным экзаменам и дипломным проектированием.

Что движет студентами, которые желают проявить себя в общественной жизни правоохранительной направленности? Это:

— возможность узнать работу полиции, народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности изнутри;

— неравнодушное отношение к безопасности жизнедеятельности в целом, как в студенческом городке, так и в институте;

— профессиональная социализация (выбор последующего места службы/работы).

Что отталкивает студенческую молодежь помогать правоохранительным органам:

— низкая социальная ответственность за личную безопасность, так и окружающих их людей;

— боязнь выглядеть среди сверстников «белой вороной», дружить с полицией — немодно;

— отсутствие каких-либо льгот и преимуществ.

Надо отметить, что мы за последние пять лет полностью перекрыли все хулиганские нападения на студентов на территории студенческого городка, ушли в прошлое кражи и хищения личного имущества проживающих.

И в этом есть определенная заслуга общественников-правоохранителей, которые работают во взаимодействии со всеми службами и подразделениями института.

Несмотря на различные трудности, напряженную общественную работу общественное объединение правоохранительной направленности действует и развивается.

А значит, его помощь в охране правопорядка будет только расти.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что проблеме воспитания молодого поколения в духе знания и соблюдения законов, правил личной безопасности, приобщении его к правоохранительной деятельности в нашем институте уделяется особое место.

Основные термины (генерируются автоматически): общественный порядок, студенческое общежитие, правоохранительная направленность, волонтер правопорядка, общественное объединение, общественное формирование, студенческий городок, внутренний распорядок, МВД России, период прошлого.


Похожие статьи

Образовательная деятельность по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе на тему «Дружба и взаимопомощь» (из опыта работы)

Активизация познавательного интереса как стимула и условия эффективного формирования организационно-практических умений воспитанников МБДОУ ДС № 42 «Красная шапочка» г. Туапсе (из опыта работы)

Современные формы и методы обучения в рамках дополнительного экологического образования детей и молодежи (из опыта работы областной экологической школы «Зеленый остров»)

Художественно-эстетическое воспитание учащихся в школе (из опыта работы кружка дополнительного образования «Азбука фотографии»)

Актуальные вопросы организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования подростков (на примере деятельности военно-патриотического клуба «Красная звезда»)

Анализ работы по теме самообразования «Духовно-нравственное воспитание младших школьников с ОВЗ» (из опыта работы)

Опыт организации внеурочной проектно-исследовательской деятельности социальной направленности «Родина патриота»

Духовно-нравственное и гражданское воспитание школьников с ОВЗ (из опыта работы)

Военно-патриотическое воспитание студентов на основе традиционной воинской культуры (из опыта работы ВПК «Витязь»)

Конспект организованной образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию «Секреты дружбы» в старшей группе с использованием социо-игровых технологий

Похожие статьи

Образовательная деятельность по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе на тему «Дружба и взаимопомощь» (из опыта работы)

Активизация познавательного интереса как стимула и условия эффективного формирования организационно-практических умений воспитанников МБДОУ ДС № 42 «Красная шапочка» г. Туапсе (из опыта работы)

Современные формы и методы обучения в рамках дополнительного экологического образования детей и молодежи (из опыта работы областной экологической школы «Зеленый остров»)

Художественно-эстетическое воспитание учащихся в школе (из опыта работы кружка дополнительного образования «Азбука фотографии»)

Актуальные вопросы организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования подростков (на примере деятельности военно-патриотического клуба «Красная звезда»)

Анализ работы по теме самообразования «Духовно-нравственное воспитание младших школьников с ОВЗ» (из опыта работы)

Опыт организации внеурочной проектно-исследовательской деятельности социальной направленности «Родина патриота»

Духовно-нравственное и гражданское воспитание школьников с ОВЗ (из опыта работы)

Военно-патриотическое воспитание студентов на основе традиционной воинской культуры (из опыта работы ВПК «Витязь»)

Конспект организованной образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию «Секреты дружбы» в старшей группе с использованием социо-игровых технологий

Задать вопрос