Статья посвящена одной из актуальных проблем в сфере прокурорского надзора в области легального оборота наркотических средств и психотропных веществ, а именно определению границ прокурорского надзора в указанной выше области.
Ключевые слова: прокурорский надзор, легальный оборот, наркотические средства, психотропные вещества, границы прокурорского надзора, наркопреступность, контроль.
В этой статье авторы хотели бы раскрыть проблему определения границ прокурорского надзора в области легального оборота наркотических средств и психотропных веществ. Данная тема со временем только набирает свою актуальность, особенно в последние годы. Это обуславливает необходимость обсуждения проблем, и возможно внедрения некоторых положений в законодательство для их устранения.
В любом демократическом государстве надзор за общественным правопорядком, нравственностью, а также уровнем здравоохранения являются одним из главных охраняемых сфер, которому государство уделяет особое внимание. На основании этого справедливым будет отметить, что контроль за оборотом наркотических средств является важным аспектом деятельности государственных правоохранительных органов. Кроме того, важность надзора за легальным оборотом наркотических и психотропных веществ обусловлена стремительным ростом числа зарегистрированных преступлений в сфере наркопреступности. Помимо роста уровня наркопреступности, стремительно увеличивается и число наркозависимых лиц, случаи врачебных хищений, случаи нелегальной продажи наркотических и (или) психотропных веществ лицам без назначения врача и т. д.
С одной стороны, доступность наркотических средств и психотропных веществ гражданам, которым они необходимы в медицинских целях, — это принцип государственной политики в данной сфере. Об этом говорит Федеральный Закон «О наркотических средствах и психотропных веществах». С другой стороны, эта доступность порождает преступления в данной сфере путем нарушения требований федерального законодательства лечебными учреждениями и фармацевтическими организациями, что в свою очередь может способствовать немедицинскому потреблению так называемых «аптечных наркотиков» — лекарственных препаратов, содержащих в своем составе наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры.
Перед тем как рассмотреть проблему определения границ прокурорского надзора в этой сфере, считаем необходимым дать понятие легальному обороту наркотических средств.
Деятельность в сфере оборота наркотиков является легальной, когда она производится в законном порядке и тем самым все операции, которые производятся участниками оборота, базируются на лицензировании, а также при условии, что итогами ее осуществления являются: медицинские, для лечения больных; использование наркотических средств в ветеринарии; использование в научных и учебных целях; использование в экспертной деятельности; использование в оперативно-розыскной деятельности; использование воинскими частями и подразделениями. [1]
В связи с важностью наркоконтроля в обществе, в Российской Федерации надзор за оборотом наркотических средств в социуме осуществляется в соответствии с Федеральным законом РФ от 8 января 1998 года № 3-ФЗ «О наркотических и психотропных веществах». Анализ данного законодательного акта позволяет нам сделать вывод о том, что контроль за оборотом наркотических средств является одной из основных угроз социальной целостности государства, в связи с чем применяется жесткая политика контроля за их оборотом. Данным законом, в качестве одного из способов борьбы, надзора и предупреждения наркопреступности на территории государства, установлен принцип государственной монополии на оборот наркотических и психотропных веществ. Кроме того, в Российской Федерации предусмотрены специально образованные и уполномоченные на контроль, надзор и предупреждение наркопреступности федеральные органы, а также федеральные органы исполнительной власти.
Так, Прокуратура Российской Федерации, являясь важной частью правоохранительных органов государства, наделена специфическими правомочиями по надзору за оборотом наркотических и психотропных веществ. Деятельность прокуратуры по надзору в сфере наркопреступности предусматривает контроль за исполнением и соблюдением ФЗ № 3-ФЗ, а так же за соблюдением установленных конституционными нормами по защите прав и свобод человека и гражданина. [2]
Кроме того, прокуратура Российской Федерации наделена и другими полномочиями, не входящие в категорию надзорной деятельностью, в области контроля наркооборота. Так, она вправе осуществлять уголовное преследование, регулировать правовую деятельность иных государственных правоохранительных органов, а также участвовать в рассмотрении судебных дел, связанных с наркопреступностью и др. Важно, что для прокуратуры Российской Федерации обязательным условием является ведение административного преследования в рассматриваемой нами области. На наш взгляд, только при комплексном осуществлении вышеизложенных полномочий прокуратурой Российской Федерации, возможно достижение поставленных целей по надзору, предупреждение и профилактике преступлений в области оборота наркотических средств и психотропных веществ.
Стоит отметить, что для выполнения прокурорами деятельности по надзору в области легального оборота наркотических средств и психотропных веществ, которые входят в пределы их компетенций, необходимо создание условий, в которых прокурорам своевременно будет передаваться свежая статистика по состоянию дел в рассматриваемой нами сфере. Данная информация собирается по результатам деятельности правоохранительных и иных государственных органов и учреждений. Кроме того, на наш взгляд, особое внимание стоит обратить наблюдению по поисковым и иным обращениям в сети «Интернет», а также в средствах массовой информации. При обнаружении нарушений прокурором, в соответствии со ст.23 Закона о прокуратуре может выноситься запрет [3]. К примеру, зарегистрировано множество случаев нарушений со стороны деятельности государственного наркоконтроля, которым были вынесены запреты прокуратурой Российской Федерации.
Еще одним обязательным условием, при достижении которого возможно осуществление прокурорами надзора оборотом наркотических средств и психотропных веществ является уровень соблюдения закона при осуществлении своей деятельности государственных программ, направленных на противодействие, предупреждение и профилактику наркопреступлений.
Подводя итоги, отметим, что высокая степень опасности распространения наркотиков обусловливается не только причинением серьезного вреда здоровью человека, в результате чего он лишается социальных функций, но и другими сопутствующими факторами. Это является причиной, которая обязывает прокуроров уделять особое внимание улучшению законности в области легального оборота наркотических средств и психотропных веществ.
Литература:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) [Электронный ресурс] // «КонсультантПлюс»: [справочная правовая система]. URL: http://base.consultant.ru (дата обращения: 10.11.2021)
2. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202–1 (ред. от 01.07.2021) «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2021. № 5. Ст. 26
3. Колесов М. В. Социальная ориентированность прокурорского надзора // Российский журнал правовых исследований. 2018. № 2(15). С. 200–204.
4. Астахова А. О. Понятие и значение легального оборота наркотиков в российской федерации // Аллея науки. 2018. Т. 5. № 11 (27).С 206–210.