Использование инновационных методов при формировании правильного звукопроизношения у детей с ОВЗ средствами артикуляционной гимнастики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Вожова, И. А. Использование инновационных методов при формировании правильного звукопроизношения у детей с ОВЗ средствами артикуляционной гимнастики / И. А. Вожова, И. А. Фоменкова, А. В. Чумаченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 48 (390). — С. 403-405. — URL: https://moluch.ru/archive/390/85993/ (дата обращения: 18.12.2024).



Каждый из нас хочет, чтобы ребёнок красиво говорил и выражал свои мысли. Мой собственный практический опыт и опыт моих коллег говорит о том, что постепенное формирование нашей речи, это не врождённая способность.

На первом месте становления звукопроизношения является зрелая, полноценная работа артикуляционного аппарата. На мой взгляд, артикуляционные упражнения развивают умение выполнять точные движения языка, губ, челюсти, то есть помогут ребёнку научиться управлять органами артикуляции, что необходимо для правильного произнесения звуков.

На подготовительном этапе выполнять артикуляционную гимнастику необходимо ежедневно, поэтому учитель-логопед должен тесно взаимодействовать с воспитателями детского сада и родителями обучающихся.

В своей работе я использую инновационные приёмы при выполнении артикуляционной гимнастики (в рамках логопедических занятий, консультационной работы с родителями и педагогами детского сада), которые носят игровой характер, вызывают заинтересованность, положительные эмоции у обучающихся с ОВЗ.

  1. Артикуляционная гимнастика по страницам авторских сказок.

Герои сказки «Колобок» выполняют вместе с детьми общий комплекс упражнений для языка.

Ты послушай, поиграй, правильно всё выполняй.

Дети, вы знаете, что колобок ушёл от дедушки и бабушки. Катится колобок по лесной тропинке и встречает зайчика. Колобок хотел спеть зайчику песенку, но заяц спешил по делам и всё время смотрел на часы (упражнение «Маятник часов), ему надо было выкопать морковку в огороде. Покатился колобок дальше и встретил зубастого волка. Колобок сначала его испугался, но потом увидел, что волк выполняет упражнение для губ (упр. «Улыбка», «Заборчик»), колобок показал ему ещё одно упражнение (упр. «Накажем непослушный язык», «Лопаточка») и покатился дальше. А тут и медведь из чащи леса выходит, да как заревёт: «Это ты съел все мои грибы в лесу?». Какие такие грибы? Я ничего не трогал, говорит колобок. Я только умею язычком «грибок» делать (упр. «Грибок»). Медведь подобрел, взял гармошку (упр. «Гармошка») и попросил колобка спеть его песенку. Колобок спел песенку и довольный покатился дальше. А рыжая лисичка его уже поджидает. «Заходи, колобочек ко мне на чай (упр. «Чашечка») и спой свою весёлую песенку, а я попляшу». Только колобок хотел зайти к хитрой лисе, а тут лошадка по лесу скачет (упр. «Лошадка»). Посадила лошадка колобка к себе на спину и увезла от лисы, только она его и видела! Лошадка рассказала колобку, что нельзя ходить домой к тому, кого не знаешь.

Как гуляла кошка Дуня.

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышла кошка погулять.

Раз — красиво потянулась (упр. «Улыбка»),

Два — в клубочек вдруг свернулась (упр. «Заборчик»).

Три — сердится сразу стала (упр. «Киска сердится»),

А четыре — вдруг упала (упр. «Накажем непослушный язычок»).

Быстренько она встряхнулась, побежала и вернулась.

Пять — играться начала (упр. «Трубочка»).

Дождь пошёл, домой пора.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем завтра с ней играть.

  1. Артикуляционная гимнастика с использованием содружественных движений органов речи и пальцев рук (биоэнергопластика).

Из моих наблюдений, детям очень нравится совместная работа пальчиков и языка.Гимнастика позволяет синхронизировать работу полушарий головного мозга, дает возможность задействовать те участки кары больших полушарий, которые раньше не участвовали в обучении, что способствует улучшению внимания, памяти, мышления ребенка, а, следовательно, компенсаторных возможностей мозга.

Авторская гимнастика.

«Варенье»

Текст произносит учитель-логопед

Движения или статичная поза

Рук

Губ и языка

Ваня в барабан стучит.

Кулаки рук стучат по столу

Язычок стучит по верхним зубам- «д-д-д»

Барабан его звучит

Кулаки стучат друг о друга.

Язычок стучит по верхним зубам- «ды-ды-ды»

Ваня весело играет, четко ритм он отбивает.

С силой сжимать и разжимать кулачки рук.

Язычок стучит по верхним зубам- «ды-ды-ды»

Буду с Ваней я играть и за ним всё повторять.

С силой сжимать и разжимать кулачки рук.

Язычок стучит по верхним зубам- «ды-ды-ды»

«Дождик»

Текст произносит

учитель-логопед

Движения или статичная поза

Рук

Губ и языка

Дождик вышел погулять, небо тучкой закрывать.

Большим пальцем правой руки стучим по левой ладони руки (и наоборот).

Язычок стучит за верхними зубам- «д-т-д-т» «Молоточек».

Опустился он на крышу.

Стучи кулачками друг о друга.

Щёлкать язычком «Лошадка».

Опустился ещё ниже.

На полянку побежал

И грибочки поливал.

Сжали в кулак левую руку и накрыли ладонью правой руки (повторили все наоборот)

Рот открыт, язык присосать к нёбу «Грибок».

Напугал в траве ежа.

Намочил в лесу стрижа.

Сжимаем и разжимаем кулачки правой и левой руки.

Рот открыт, язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть и возвращать на место. «Гармошка».

Убежал он дальше в лес

И тихонечко исчез.

Встряхиваем кисти правой и левой руки (на счет раз, два)

Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны. Рот открыт, зубы видны, губы растянуты в улыбке. Чередуем упражнения «Улыбка» и «Заборчик»

  1. Артикуляционная гимнастика с использованием игрушек.

Не секрет, что дети любят игрушки. Использование дидактической куклы — тренажёра, это авторская находка. Кукла часто приходит в гости на занятие, и дети всегда её встречают восторженно, с любовью.Кукла самодельная. У неё есть сквозная прорезь, в которую учитель-логопед вставляет руку с надетой на неё красной варежкой. Рука имитирует движения языка, выполняются запланированные артикуляционные упражнения для языка, губ.

Логопед: дети, это кукла Эмма. Она сочинила стих, послушайте.

Я горжусь красой своей

И улыбкой до ушей,

Длинным красным языком –

Ребятишкам он знаком.

А зовусь я кукла Эмма

И советы мои ценны.

Вы смотрите, повторяйте,

И со мною вы играйте.

Язычок должен трудиться –

Ему никак нельзя лениться.

Покажу тебе, дружок,

Как поставить язычок.

Буду с вами я дружить

И красиво говорить!

Ребята, Эмма вместе с нами будет выполнять упражнения для язычка, т. е. артикуляционную гимнастику.

Можно сделать вывод, что формирование правильного звукопроизношения оставлять без внимания нельзя, необходимо ежедневно включать в свой план работы артикуляционную гимнастику (с использованием нетрадиционных методов и приёмов) которую учитель-логопед дает детям в виде сказок, стихов, загадок, считалок, образных иллюстраций, слайдов — выбор за вами. Занятия, конечно, становятся увлекательными, интересными для ребёнка. Обучающийся учится в игре, не замечая этого, преодоление трудностей проходит намного легче.

Литература:

  1. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Хлоп — топ: Нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми — М.: «ГНОМ и Д», 2010. — 20 с. — (Практическая логопедия).
  2. Комарова, Л. А. Автоматизация звука С в игровых упражнениях. Альбом дошкольника — М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2017. — 32 с.
  3. Краузе Е. Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие. — 4-е изд. — СПб.: КОРОНА-Век, 2009. — 80 с., ил.
  4. Нищева Н. В. Весёлая артикуляционная гимнастика 2. — СПб.: ООО — «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020. — 32 с., цв. ил.
  5. Репина З. А., Буйко В. И. Уроки логопедии — Екатеринбург: «ЛИТУР», 2002. — 208 с.
Основные термины (генерируются автоматически): артикуляционная гимнастика, колобок, левая рука, язык, язычок, губа, детский сад, кулачок рук, правая рука, статичная поза.


Похожие статьи

Применение инновационных технологий при коррекции звукопроизношения у детей

Использование биоэнергопластики в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Метод наглядного моделирования как компонент в коррекционно-педагогическом процессе по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Преодоление нарушений звукопроизношения посредством авторских игровых упражнений у дошкольников 5–7 лет с ОВЗ в ходе коррекционного процесса

Использование цвета в процессе коррекции звукопроизношения у детей с ОВЗ

Использование эвритмической гимнастики в музыкально-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Методы и приемы формирования невербальных средств коммуникации у детей с ТМНР в условиях центра социальной поддержки и реабилитации

Развитие навыков мелкой моторики у детей с ОВЗ через изобразительную деятельность с пластичными материалами

Использование элементов песочной и акватерапии в работе логопеда при коррекции всех сторон речи у дошкольников

Коррекция речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОНР в процессе театральной деятельности

Похожие статьи

Применение инновационных технологий при коррекции звукопроизношения у детей

Использование биоэнергопластики в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Метод наглядного моделирования как компонент в коррекционно-педагогическом процессе по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Преодоление нарушений звукопроизношения посредством авторских игровых упражнений у дошкольников 5–7 лет с ОВЗ в ходе коррекционного процесса

Использование цвета в процессе коррекции звукопроизношения у детей с ОВЗ

Использование эвритмической гимнастики в музыкально-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Методы и приемы формирования невербальных средств коммуникации у детей с ТМНР в условиях центра социальной поддержки и реабилитации

Развитие навыков мелкой моторики у детей с ОВЗ через изобразительную деятельность с пластичными материалами

Использование элементов песочной и акватерапии в работе логопеда при коррекции всех сторон речи у дошкольников

Коррекция речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОНР в процессе театральной деятельности

Задать вопрос