В статье представлена модель восприятия художественной традиции Пушкина в творчестве народного поэта Сергея Есенина. Рассмотрены особенности российского подхода к выбору культурных ценностей, составляющих основу художественной традиции. На примере стихов Есенина, своевременной интерпретации произведений традиционной национальной литературы, показана оригинальность подхода к русской художественной традиции.
Ключевые слова: традиция, ценности, национальность, культура, предшественник, гуманизм, энтузиазм, творчество, артистизм, поэтика, новаторское рождение, национальность, лиризм, сатира.
Лирическая поэзия Есенина — одно из самых глубоких и совершенных творений русской поэзии Серебряного века. Нам кажется, что чтение стихов Есенина — лучшая школа воспитания человечности и энтузиазма. И мы думаем, что анализ этих произведений приведет читателя к осмыслению вещей чрезвычайно серьезных и сложных. Несмотря на вышеупомянутые явления, само «творчество» даст нам ощущение того духовного напряжения, которое народный поэт вкладывает в представление о себе. творчество и то, что стихи Есенина неоднократно связывают поэзию и жизнь простого народа [2].
Есенин в своих стихах оставался настоящим патриотом и гражданином Родины. Проходят годы, время идет, все полнее и ярче предстает перед нами талант Есенина, неповторимый и полный восторга, а прошедшее время дополняет яркий образ прекрасного и неповторимого поэта, бросает новый взгляд на содержание его поэтического творчества. наследство. Исходя из этого, можно констатировать, что одной из существенных проблем современной литературной критики и, в частности, современного есениноведения является проблема традиций в творчестве писателей и поэтов своего времени, в том числе в творчестве С. Есенина. Пушкин сыграл важную роль в становлении Есенина как художника слова. Пушкин и Есенин... Соотношение этих двух творческих судеб, двух величественных и непревзойденных вершин русской поэзии помогает понять направление и развитие русской литературы, движение эстетической и этической мысли XIX и XX веков». ассоциируется с именем Сергея Александровича Есенина, для нас это наша национальная святыня. Думая о солнечном даре Пушкина, я невольно прихожу в свои мысли к Есенину», — как мудро и веско сказал С. Т. Коненков.
«Мечтая о могущественном даре» своего великого предшественника, Есенин сказал: «Пушкин — мой любимый поэт. С каждым годом я все больше воспринимаю его как гения страны, в которой я живу». (I, 210). «Присутствие» Пушкина ощутимо в художественном развитии государства Российского на всех этапах его исторического пути.
Русская литература тоже вошла в ХХ век с именем Пушкина, столь любимым именем прошлого века. Творчество Пушкина ярко проявилось в произведениях Л. Толстого, Чехова, Короленко, Куприна, Серафимовича, Горького, Шолохова, Леонова. «Творчество Бунина, несомненно, вытекает из чистейшего источника Пушкина», что Солоков-Микитов испытывает на примере Бунина. Великолепное восприятие тех страниц бунинской «традиции» помогло Бунину и его современникам достойно служить русской отечественной литературе: «Бунин в своих произведениях не лгал, как не лгали Толстой, Пушкин, Гоголь».
Имя Пушкина Соколова-Микитова связано с именами величайших сынов России. Писатель рассказывает о восприятии читателем тех страниц бунинского «Жития Арсеньева», где автобиографический герой «открывает» среду через призму пушкинской поэзии «Пушкин был для меня тогда настоящей частью души». В художественно-документальном очерке «Книга в моей жизни» обращает на себя внимание признание самого Соколова-Микитова: «С Пушкина началась моя привязанность к книге, пробудилась неослабевающая страсть к чтению».
Описывая свой путь в литературу, его демократические симпатии и антипатии, окружавший его мир народной поэзии, незамысловатую красоту русской природы, восхищавшуюся его трудолюбием, «крестьянское хорошо сделанное дело, святое отношение к настоящему хлебу», на родину». Соколов-Микитов пишет:
«Это был мир, в котором я жил и родился, это была Россия, которую знал Пушкин, Толстой знал». Также была есенинская Россия:
Я тоже рос.
Несчастный и худой,
Средь жидких,
Тягостных рассветов.
Но если б встали все
Мальчишки чередой,
То были б тысячи
Прекраснейших поэтов.
В них Пушкин,
Лермонтов, Кольцов,
И наш Некрасов в них,
В них я... [3].
Величие гения Пушкина состоит в том, что он неудержимо возбуждал процесс создания красоты, новаторское рождение всех новых качеств. Есенин выдвинул высокий критерий понимания Пушкина. Для этого нужен талант. Есенин и другие писатели начали осознавать стиль словесной походки пушкинского гения. Пушкинская традиция была подхвачена, развита и передана другим поколениям Лермонтовым, Гоголем, Толстым и другими предшественниками.
Письма, записки, воспоминания современников свидетельствуют о том, что Есенин постоянно обращался к фактам жизни и творчества Лермонтова. В его автобиографии можно найти следующие записи: «Из поэтов мне больше всего нравились Лермонтов и Кольцов. Позже я перешел к Пушкину». Есенин унаследовал от Лермонтова и его предшественников гражданский дух, патриотизм, их трепетность, действенность, трепетность. искренняя и горячая любовь к Отечеству и Родине.
В письмах и заметках Есенина много строк, посвященных Гоголю. Есенин был прекрасно знаком с творчеством замечательного прозаика-сатирика Гоголя. «Любимый писатель Гоголь», — сказал Есенин (т.221). Художественный мир Гоголя постепенно привлекает Сергея Есенина и его литературного ровесника Григория Панфилова.
Есенина привлекает гоголевский стиль органичного сочетания лирического пафоса с сатирическим обличением, художественное единство лиризма и сатиры. Автор «Железной дороги Миргород» открывает гоголевские типы не где-нибудь в условиях России, а в Соединенных Штатах Америки.
Связь Есенина с предшественниками обнаруживается в изображении образов и персонажей, в сложном сочетании в них индивидуальных проявлений универсального содержания, в концепции жизни и личности человека. «Во-первых, мне нравится идентификация органики», — сказал Есенин. «Искусство для меня — это не замысловатость узоров, а самое необходимое слово языка, которым я хочу выразить себя» [2].
Непреодолимый поэт ищет и находит как бы родственное, близкое, неповторимое удивительное в традициях своих предшественников. Подлинная преемственность всегда глубокая, интимная.
В заключение можно сказать, что художественное мышление Есенина развивалось самостоятельно, вдохновляясь традициями национального фольклора. Художественный мир Есенина вбирает в себя силу родной земли, сродни традициям, чтобы проявить себя с новой силой и красотой. Как тут не вспомнить поэта Есенина:
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных...
или:
Я снова здесь, в семье родной,
Мой край задумчивый и нежный
посвященные родной стороне, знакомые с детства места становятся все дороже и дороже. Нас очаровывают стихи Есенина своей искренностью и необыкновенной поэзией.
Литература:
- Наумов Е. И. Сергей Есенин-Жизнь и творчество, М., 1965. — С. 216.
- Прокушев Ю. Л., Прозрения гения. Международный симпозиум: Столетие Сергея Есенина. М., 1997. — С. 21.
- Бондарев Ю. В. Незакатная звезда // Стихотворения, поэмы. М., 1992. — С. 6.