В статье рассказывается о методе изучения окружающего мира через создание учебной художественной панорамы, которая является результатом совместной творческой деятельности детей и педагогов.
Ключевые слова: творческие способности, учебная художественная панорама, сотрудничество, сотворчество, ситуация успеха
Чему и как учить детей? Это самый важный вопрос для каждого учителя. В наше время изменения во всем мире происходят так стремительно, что сложно предугадать, какими знаниями, навыками и компетенциями должны будут обладать сегодняшние первоклассники на выходе из школы.
На наш взгляд, необходимо развивать мышление и врожденный творческий потенциал детей, их способность к сотрудничеству, сопереживанию.
В последнее время появляется все больше творческих сообществ, в которых естественным образом переплетены совместная работа, жизнь, игра и творчество; люди могут быть предпринимателями и творцами, создавать прототипы новых образов жизни и совместно запускать общественные изменения. Так произошло, например, с акцией «Георгиевская ленточка», задуманной и осуществленной РИА Новости и «Студенческой общиной» в год 60-летия Победы, и объединившей российское общество.
В обществе все больше ценятся новые индивидуальные и коллективные компетенции: компетенции сотрудничества, креативности, предпринимательства, системное мышление, способность решать проблемы и находить новые возможности.
Приобретению этих компетенций, а также формированию у обучающихся целостной картины мира способствует такой вид деятельности как коллективное создание учебных художественных панорам на занятиях в детских садах, объединениях дополнительного образования, а также в школах на уроках изобразительного искусства, технологии, окружающего мира и во внеурочной деятельности.
Идея данного проекта заключается в том, чтобы знания, которые получают дети, входили во взаимосвязанную систему элементов.
Конечный продукт проекта — это большое художественное панно, размещенное на стене в классе, в фойе, холле или в другом помещении, к которому имеется свободный доступ. Часто панорама работает на любых свободных пространствах, не ограничиваясь одной стеной, например, на дверях, полках, столах, на которые можно ставить объёмные поделки, и тогда панораму превратить в диораму.
Полученные на уроках теоретические знания дети тут же закрепляют на практике, начинают ими оперировать. Например, узнали они, что осенью листья на деревьях желтеют — сделали жёлтые листочки и украсили ими дерево на панораме. Узнали, что белка осенью готовит к зиме припасы, — сделали дупло, белку, слепили из пластилина грибы, ягоды, шишки и повесили их на ниточке возле дупла на панораме. Изучили тему «Как насекомые готовятся к зиме» — сделали божьих коровок из бумаги, прикрепили их под деревом на панораме и накрыли листочком с дерева. Узнали, что некоторые птицы осенью улетают на юг — сделали журавликов и прикрепили их клином на панораме, и так далее.
Все элементы панорамы изготавливаются детьми на занятиях в процессе изучения какой-либо темы. Важно отметить, что панорама — это не просто картина, на которую можно только смотреть и любоваться. Панорама — это инструмент познания, который может и должен работать на всех уроках!
Все элементы панорамы должны быть съемными, чтобы с ними можно было играть, производить замены объектов.
Образы создаются поэтапно в течение нескольких занятий. Детям очень интересно следить за развитием панорамы, они сами додумывают, фантазируют, предлагают, интересуются, что же дальше.
Панорамы могут создаваться на любую тему, в зависимости от программы обучения, например, «Времена года», «Мир сказки», «Птицы», «Город», «Лес», «Зимние забавы», «Мир вокруг меня», «Человек и его дом» и другие.
Панорама на тему «Моя родная Белгородчина»:
Рассмотрим, например, этапы создания художественной панорамы по теме «Осень в деревне». Первый этап — это выбор места, от него зависит размер панорамы. Предположим, что мы выбрали стену в классе.
Второй этап — создание фона. Это может быть магнитная доска или обычные листы ватмана, прикрепленные к стене. Разделяем фон на две части: небо и земля, раскрашивают его сами дети.
Третий этап — наполнение панорамы. На этом этапе задания можно выполнять всем классом, по группам или индивидуально. Начинаем с самых крупных объектов, например, с дерева. Создаем из картона большое дерево с ветками и размещаем его на панораме. Затем, от занятия к занятию, дети наполняют панораму всё большими деталями: делают листья в разных техниках исполнения, мастерят птичек и подвешивают их на ниточках, чтобы покачивались, под деревом делают норку для мышек и самих мышек, рядом с деревом делают берлогу медведя и самого медведя, нору барсука или лисы. Норки состоят из двух частей, верхняя часть открывается и можно заглянуть внутрь.
На небе размещается солнышко и облака. Облака делаем интерактивными, с висящими на ниточках капельками дождя, сделанными из бусин и пуговиц. Такими каплями можно играть, передавая звуки дождя. Далее делаем домики из картона, людей, домашних животных, огород. Количество объектов бесконечно, всё зависит от фантазии и возможностей ученического коллектива.
Панорама на тему «Как прекрасен Божий мир»
Метод познания окружающего мира через создание учебной художественной панорамы может быть очень эффективно использован в работе с детьми с ОВЗ. Несложные и интересные поделки, выполненные своими руками, позволяют пережить «ситуацию успеха», а это так необходимо для развития творческих способностей детей. А игровые моменты и ожидание чего-то нового позволяют превратить учебную деятельность в увлекательное интересное приключение. Дети любят придумывать свой мир и развивать его. Они создают его дома, в укромном уголке, там разворачивается целая жизнь. А с помощью панорамы представляется возможность делать это и в школе, всем вместе.
Литература:
- https://stranamasterov.ru/workshop29
- https://multiurok.ru/files/kak-podghotovit-panoramnyi-urok.html