Основные функции зарубежных боевых машин пехоты и оценка их значимости | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №48 (390) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 27.11.2021

Статья просмотрена: 211 раз

Библиографическое описание:

Нейбергер, С. А. Основные функции зарубежных боевых машин пехоты и оценка их значимости / С. А. Нейбергер, В. К. Исламов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 48 (390). — С. 25-30. — URL: https://moluch.ru/archive/390/86043/ (дата обращения: 15.11.2024).



Рассматриваются основные функции современных боевых машин пехоты ведущих зарубежных стран. Показывается важность корректной постановки задачи определения требований, предъявляемых к разрабатываемым образцам бронированной техники для предоставления изделий на мировой рынок вооружений и военной техники с учётом возможных затрат, связанных с их разработкой и изготовлением. Проводится способ определения приоритетных функций боевых машин пехоты и выделяются наиболее важные.

Ключевые слова: военная техника, боевая машина пехоты (БМП), функции, оценка, инженерные решения.

Известно, что при ведении современных боевых действий военная техника играет решающую роль и является неотъемлемым фактором в решении боевых задач. Правильно подобранная для действий в определённых геофизических условиях, эффективно применяемая в бою и операциях она способствует достижению успеха, сохранению жизни военнослужащих, нанесению поражения противоборствующему противнику [1].

Главной причиной появления первых версий боевых машин для пехоты стала необходимость непосредственной огневой поддержки действий солдат при ведении боя на пересечённой местности и в условиях возможного применения противником ядерного оружия и других средств массового поражения. Более полувека назад в армиях западных стран появились гусеничные и колёсные бронированные машины с отсеками для размещения экипажа и нескольких человек-десанта [2].

Разработка, изготовление и выпуск новых образцов военной техники, в том числе БМП, поставка их в войска и освоение личным составом требует значительных затрат времени, сил и средств. Процессы создания и принятия на вооружение образцов могут быть очень продолжительными, проводиться годами. Для того, чтобы время и средства не были потрачены впустую, а разрабатываемые изделия могли стать конкурентоспособными на мировом рынке, большое внимание зарубежными учёными и инженерами уделяется внедрению передовых идей и технологий по созданию эффективных наземным боевых машин. Как правило, это проводится на начальных этапах выполнения крупных программ, планов, технических заданий, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). При выборе технических и инженерных решений изучаются конструкции, состав, характеристики и эксплуатационные возможности изделий-аналогов. В ведущих странах мира не теряют актуальности разработки, нацеленные на модернизацию существующих и создание новых БМП для сухопутных войск.

Современная мотопехота в армиях ведущих государств считается одной из важных составляющих боевого потенциала наземных группировок и формирований. Для непосредственной огневой поддержки и обеспечения манёвренных действий мотопехотных подразделения созданы и разрабатываются множество видов и типов боевой техники. Бронированные машины с огневыми средствами предназначены для оснащения мотопехотных и разведывательных подразделений, ведения разведки на местности и поражения войсковых объектов и живой силы противника [2].

Существующие и разрабатываемые бронированные БМП способны защищать солдат, размещаемых внутри, от пуль и осколков, а также от поражающих факторов оружия массового поражения. Машины оснащены приборами, позволяющими обнаруживать и распознавать малоразмерные цели на большом удалении, уничтожать бронированную и небронированную технику противника с применением противотанкового вооружения, вести автоматический огонь по живой силе противника, обстреливать низколетящие самолёты и вертолёты. Гусеничные и колёсные БМП способны преодолевать естественные преграды, в том числе реки, перевозить десант и поддерживать действия спешившихся солдат. На поле боя БМП действуют в составе подразделений, используются как огневые точки для поддержки и обеспечения действий пехоты, а также для прикрытия и поддержки танков. В городских условиях они обеспечивают огнём действия штурмовых групп.

По мнению зарубежных военных специалистов, основную опасность для БМП представляют современные противотанковые средства и ведение дуэльной борьбы с танками и бронированными машинами противника на дальностях прямой видимости.

Широкий набор боевых возможностей и вариантов применения БМП обусловливает необходимость определения важности и приоритетности их свойств, тактико-технических характеристик и установления соответствия их значений требуемым, заданным. Решение информационно-аналитической задачи

Это может позволить выявлять направления развития зарубежных БМП, оценивать возможность реализации инженерно-технических решений и производственных технологий [3].

Обзор информационных источников [4–7] показывает, что в ведущих зарубежных странах к БМП предъявляется ряд тактико-технических требований. Определены инженерные решения и пути совершенствования БМП. Для оценки и сравнения существующих, разрабатываемых и перспективных образцов БМП необходимо определять их основные тактико-технические характеристики, конструктивные варианты, ходовые и огневые возможности, свойства модулей бортового и боевого оснащения, условия, факторы и возможности их объединения и проявления с системных позиций.

Примером является анализ основных характеристик британской БМП Warrior (рисунок 1).

БМП Warrior

Рис. 1. БМП Warrior

При создании этой машины военные эксперты расставили приоритеты как «1 — подвижность, 2 — защищённость, 3 — огневая мощь». Такое распределение, положительные отзывы и популярность этой машины объясняется тем, что на стала мощной и быстроходной благодаря установки двигателя, унифицированного с двигателем основного боевого танка Challenger.

Последний вариант модернизации боевой машины пехоты «Воин», который реализуется сегодня в Великобритании и должен продлить срок эксплуатации БМП до 2040 года, предполагает установку новой башни с 40-мм автоматической пушкой. Данная модификация уже получила неофициальное обозначение Warrior 2. Обновленная гусеничная бронированная БМП получает в свое распоряжение более мощную 40-мм автоматическую пушку CTA International CT40, вместе с которой используются «телескопические» боеприпасы. Серьезно обновляется также система управления огнём, обеспечивающая боевой машине возможность ведения эффективного огня, всепогодного и всесуточного применения [7].

При проектировании и создании немецкой БМП Puma (рисунок 2) одним из ключевых требований выдвигалось обеспечение манёвренности на уровне основного боевого танка Leopard 2.

БМП Puma

Рис. 2. БМП Puma

Анализ рекламных и технических материалов от зарубежных фирм-производителей бронированной техники показал, что инженерные решения, принятые при проектировании и изготовлении БМП, определялись и обосновывались путём выявления наиболее значимых тактико-технических характеристик и сравнения функциональных параметров с применением метода экспертных оценок.

Порядок оценки значимости функций БМП заключается в выделении наиболее важных показателей и выполнении следующих процедур.

Обозначение выделенных функций БМП:

F1 — подвижность;

F2 — защищенность;

F3 — огневая мощь;

F4 — унификация компонентов;

F5 — обзор, возможность обнаружения и распознавания врага;

F6 — проходимость преград;

F7 — связь, возможность координации действий.

Согласно принципам системного инжиниринга и методу N 2 , оценка значимости функций БМП предполагает определение абсолютной и относительной значимости функций.

В таблице 1 показан матричный способ сравнения значимости функций БМП.

Таблица 1

Оценка значимости функций БМП

F1

F2

F3

F4

F5

F6

F7

F1

=

>

=

>

>

=

=

F2

<

=

<

>

<

=

=

F3

=

>

=

>

<

=

>

F4

<

<

<

=

<

<

<

F5

<

>

>

>

=

>

=

F6

=

=

=

>

<

=

=

F7

=

=

<

>

=

=

=

Следующим шагом проведения оценки по методике N 2 является присваивание значений знакам, содержащихся в ячейках таблицы 1, где:

< соответствует 1;

= соответствует 2;

> соответствует 3.

Порядок расчёта значений абсолютного приоритета функций по заданному критерию заключается в выполнении умножения значений в каждой строке матрицы на вектор-столбец суммы.

Вычислив рейтинг приоритета каждой функции в таблице 2, получим оценки важности для рассматриваемых функций. Эти числа информативны лишь при известной принятой шкале оценок.

Таблица 2

Оценки важности для функций с присвоенными значениями и абсолютное (суммарные) значения значимости функций

F1

F2

F3

F4

F5

F6

F7

F1

2

3

2

3

3

2

2

17

F2

1

2

1

3

1

2

2

12

F3

2

3

2

3

1

2

3

16

F4

1

1

1

2

1

1

1

8

F5

1

3

3

3

2

3

2

17

F6

2

2

2

3

1

2

2

14

F7

2

2

1

3

2

2

2

14

233

154

213

106

229

187

188

На основании показателей абсолютной важности функций определяется их относительная значимость.

Таблица 3

Относительная значимость функций

Абсолютные значения, баллы

Относительные значения, % от суммы

F1

233

17,79

F2

154

11,76

F3

213

16,26

F4

106

8,09

F5

229

17,48

F6

187

14,27

F7

188

14,35

1310

100

Приведенные в таблице 3 величины относительной значимости функций позволяют провести ранжирование функций.

Таблица 4

Распределение функций по значимости

Значимость, №

Функция

Абсолютные значения, баллы

Относительные значения, % от суммы

1

F1

233

17,79

2

F5

229

17,48

3

F3

213

16,26

4

F7

188

14,35

5

F6

187

14,27

6

F2

154

11,76

7

F4

106

8,09

Таким образом, расчёты по методике N 2 позволяют распределять функции БМП по значимости их возможной реализации с учётом основных требований и задач, решаемых при ведении боя:

  1. Подвижность — изделие должно быть способно действовать в составе подвижной группы, обладать высокой скоростью движения и манёвренностью.
  2. Обзор — оптико-электронные приборы машины должны обеспечивать возможность обнаружения и распознавания объектов противника в определённом секторе с минимальными затратами времени.
  3. Огневая мощь — машина должна быть способна вести огневое противоборство как с пехотой противника, так и с его легкобронированной техникой.
  4. Связь — боевая машина должна быть управляема в бою, действовать в составе подразделений мотопехоты, взаимодействовать с другими огневыми средствами.
  5. Проходимость преград — изделие должно обладать плавучестью и хорошей проходимостью по пересеченной местности.
  6. Защищённость — машина и расположенный внутри десант должны быть хорошо защищены от пуль, осколков, обычных и высокоточных средств поражения противника.
  7. Унификация компонентов — создание и использование на БМП узлов и агрегатов, аналогичных и серийно выпускаемых для других образцов бронетанковой техники.

Создание и использование эффективных БМП в формированиях сухопутных войск ведущих зарубежных стран обеспечивает ведение решительных, манёвренных, скоротечных действий.

По взглядам американского и натовского командования БМП предусматривается применять в составе «тактических групп», комплектуемых мотопехотными подразделениями на машинах с разнообразным вооружением.

Пути развития БМП в ведущих зарубежных странах определяются общими тенденциями совершенствования систем вооружения и военной техники войсковых формирований. Процедуры по определению технического облика и показателей боевой эффективности «боевой машины пехоты будущего» должны предусматривать аспекты и особенности создания и внедрения роботизированных образцов с элементами искусственного интеллекта.

Проведенное ранжирование функций БМП с учётом свойств и предполагаемых возможностей по их реализации подтверждает пригодность использования метода экспертных оценок, способа выделения наиболее важных показателей при проектировании и разработке новых боевых машин.

Дальнейшее исследование предполагает разработку методики оценки характеристик образцов бронированных боевых машин пехоты и программы расчётов по методике. Методика и её программная реализация должны обеспечивать проведение расчётов для различных вариантов исходных данных с соблюдением теоретических основ и правил практического использования методов системного инжиниринга.

Литература:

  1. Техника и вооружение, 2014, № 9, с. 11–20.
  2. М. Павлов, И. Павлов. История создания БМП. http://militaryarticle.ru/tekhnika-i-vooruzhenie/2010/11771-istorija-sozdanija-bmp (дата обращения 15.11.2021).
  3. А. А. Романов. Прикладной системный инжиниринг. М.: МФТИ, Физматлит, 2015. — 555 с.
  4. БМП с юга Кореи. https://warspot.ru/16092-bmp-s-yuga-korei (дата обращения 15.11.2021).
  5. IHS Jane’s Land Warfare Platforms: Armoured Fighting Vehicles, 2016–2017, pp. 429–432.
  6. Тяжелая американская боевая машина пехоты М2 Bradley, боевое применение и описание. https://militaryarms.ru/voennaya-texnika/boevye-mashiny/m2-bradley (дата обращения 15.11.2021).
  7. БМП Её Величества. Боевая машина пехоты «Уорриор». https://topwar.ru/161287-boevaja-mashina-pehoty-uorrior-bmp-ee-velichestva.html (дата обращения 15.11.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): военная техника, машина, огневая мощь, относительная значимость функций, функция, автоматическая пушка, боевая машина, массовое поражение, непосредственная огневая поддержка, основной боевой танк.


Ключевые слова

оценка, функции, военная техника, боевая машина пехоты (БМП), инженерные решения

Похожие статьи

Основные аспекты модернизации образцов вооружения, военной и специальной техники как сложных технических систем

Изложены основные результаты изучения вопросов модернизации образцов вооружения, военной и специальной техники. Определены принципы, виды, рамки, причины и порядок проведения работ по повышению качества, улучшению характеристик и свойств образцов (из...

Построение множеств перспективных изделий на примере высокоточного оружия тактической зоны

С появлением новых технологий возникает необходимость их интеграции в существующие продуктовые семейства и создания новых продуктов, направленных на решение ранее поставленных задач. В связи с появлением и развитием беспилотных транспортных систем а...

Перспективы создания средств выведения тяжелого и сверх тяжелого класса

Представлены результаты проектных проработок по техническим обликам и основным характеристикам перспективных (до 2040г.) ракет-носителей (РН) тяжелого и сверхтяжелого классов. Приведены прогнозные программы целевого использования РН, основные принцип...

Анализ технологических способов монтажа крупногабаритного оборудования в атомной промышленности

В данной статье рассматриваются основные технологии монтажа крупногабаритного оборудования при строительстве атомных электростанций. Проведен анализ применяемых способов по установке оборудования АЭС в проектное положение и используемого грузоподъёмн...

Порядок обеспечения автомобильным имуществом соединений (воинских частей) при выполнении служебно-боевых задач

В статье рассматривается порядок обеспечение автомобильным имуществом соединений и воинских частей, как важной составляющей осуществления выполнения служебно-боевых задач (СБЗ). В современных условиях, когда скорость и эффективность выполнения задач ...

Характеристика и разновидности методов управления в системе МЧС России

В статье рассматривается понятие методов управления, проводится характеристика их видов применительно к системе МЧС России. Актуальность использования методов управления в деятельности МЧС России заключается в том, что на основании комплексности их п...

Методы повышения конкурентоспособности автомобильного грузового транспорта

На современном этапе развития экономики грузовой автомобильный транспорт для большинства развитых стран является ключевым видом транспорта и главным элементом транспортной системы. В результате осуществления рыночных реформ в России возникли принципи...

Проблемы развития внутрифирменного планирования на российских предприятиях

В статье анализируются основные вопросы, вязанные с недостатками действующей системы внутрифирменного планирования на предприятиях России. Рассматривается сущность и основные особенности процесса планирования на российских предприятиях, а также предл...

Особенности проектирования электрической части гидроэлектростанций в Республике Узбекистан

В статье рассмотрены вопросы проектирования электрической части малых ГЭС в Республике Узбекистан. Приведены основные факторы, влияющие на выбор принципиальных решений при проектировании электрической части ГЭС. Указаны основные положения, принимаемы...

Облик навигационной системы для подвижного наземного объекта и принципы его формирования

Рассматривается принципы формирования облика навигационной системы для подвижного наземного объекта. Предполагается, что основной радиотехнической системой, используемой при построении навигационных систем в настоящее время будет СРНС. Так же были пр...

Похожие статьи

Основные аспекты модернизации образцов вооружения, военной и специальной техники как сложных технических систем

Изложены основные результаты изучения вопросов модернизации образцов вооружения, военной и специальной техники. Определены принципы, виды, рамки, причины и порядок проведения работ по повышению качества, улучшению характеристик и свойств образцов (из...

Построение множеств перспективных изделий на примере высокоточного оружия тактической зоны

С появлением новых технологий возникает необходимость их интеграции в существующие продуктовые семейства и создания новых продуктов, направленных на решение ранее поставленных задач. В связи с появлением и развитием беспилотных транспортных систем а...

Перспективы создания средств выведения тяжелого и сверх тяжелого класса

Представлены результаты проектных проработок по техническим обликам и основным характеристикам перспективных (до 2040г.) ракет-носителей (РН) тяжелого и сверхтяжелого классов. Приведены прогнозные программы целевого использования РН, основные принцип...

Анализ технологических способов монтажа крупногабаритного оборудования в атомной промышленности

В данной статье рассматриваются основные технологии монтажа крупногабаритного оборудования при строительстве атомных электростанций. Проведен анализ применяемых способов по установке оборудования АЭС в проектное положение и используемого грузоподъёмн...

Порядок обеспечения автомобильным имуществом соединений (воинских частей) при выполнении служебно-боевых задач

В статье рассматривается порядок обеспечение автомобильным имуществом соединений и воинских частей, как важной составляющей осуществления выполнения служебно-боевых задач (СБЗ). В современных условиях, когда скорость и эффективность выполнения задач ...

Характеристика и разновидности методов управления в системе МЧС России

В статье рассматривается понятие методов управления, проводится характеристика их видов применительно к системе МЧС России. Актуальность использования методов управления в деятельности МЧС России заключается в том, что на основании комплексности их п...

Методы повышения конкурентоспособности автомобильного грузового транспорта

На современном этапе развития экономики грузовой автомобильный транспорт для большинства развитых стран является ключевым видом транспорта и главным элементом транспортной системы. В результате осуществления рыночных реформ в России возникли принципи...

Проблемы развития внутрифирменного планирования на российских предприятиях

В статье анализируются основные вопросы, вязанные с недостатками действующей системы внутрифирменного планирования на предприятиях России. Рассматривается сущность и основные особенности процесса планирования на российских предприятиях, а также предл...

Особенности проектирования электрической части гидроэлектростанций в Республике Узбекистан

В статье рассмотрены вопросы проектирования электрической части малых ГЭС в Республике Узбекистан. Приведены основные факторы, влияющие на выбор принципиальных решений при проектировании электрической части ГЭС. Указаны основные положения, принимаемы...

Облик навигационной системы для подвижного наземного объекта и принципы его формирования

Рассматривается принципы формирования облика навигационной системы для подвижного наземного объекта. Предполагается, что основной радиотехнической системой, используемой при построении навигационных систем в настоящее время будет СРНС. Так же были пр...

Задать вопрос