В статье автор рассматривает влияние особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья на выбор технологий, используемых в коррекционно-развивающей работе.
Ключевые слова: познавательная активность, познавательный интерес, младший дошкольный возраст, ограниченные возможности здоровья.
Познавательная активность, ее развитие являются одним из главных векторов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В соответствии с пунктом 2.6. познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий [6]. Такой взгляд на познавательное развитие выгодно отличает современную Концепцию Российского образования от принятой в советское время учебно-дисциплинарной модели, в которой основной акцент ставился на получение знаний, усвоение определенного объема информации, по которому и делался вывод о степени развития ребенка [1, с. 3]. Лишь в 1989 году решением коллегии Государственного комитета СССР по народному образованию была одобрена Концепция дошкольного воспитания, в которой говорилось о личностно-ориентированной модели общения взрослого и ребенка. Одним из ожидаемых результатов данной модели указывались, в том числе, и развивающиеся познавательные способности воспитанников [1, с. 4]. Там же, в разделе «Обучение дошкольников», поднимался вопрос об обучении возможности приобретать знания и использовать их, и далее — о культуре познания, образующейся из новых форм мировосприятия, произвольности в решении познавательных задач и интереса к познанию [1, с. 8]. Не набор отрывочных знаний, но понимание причинно-следственных связей мира, который нас окружает — цель современных образовательных и развивающих программ.
Выделяя стадии познавательного развития, исследователи, в основной своей массе, описывают следующие ступени: любопытство, любознательность, развитие познавательного интереса, развитие познавательной активности [2, с. 7]. Исходя из особенностей исследуемой в данной статье группы детей (возрастных и особенностей развития), наиболее внимательно стоит рассмотреть понятие «познавательный интерес», как предпосылку развития познавательной активности. К предлагаемой теме, учитывая возрастной этап, наиболее близко определение познавательного интереса данное И. В. Метельским: «Интерес — активное познавательное направление, которое связано с позитивным эмоционально окрашенным отношением к исследованию предмета, с радостью познания, преодолению проблем, созданием ситуации успеха, с самовыражением и утверждением развивающейся личности [3, с. 58]. Позитивное отношение и эмоциональная окраска являются основой интереса детей младшего дошкольного возраста. Ведущая познавательная функция в этот возрастной период — восприятие, которое является непроизвольным. Ребенок еще не может отметить существенные признаки предмета, он замечает то, что приметно: яркая окраска, размер, необычная форма. Эти свойства предмета определяют и степень сосредоточенности внимания ребенка, которое, аналогично восприятию, представляет собой непроизвольный процесс. С тем, что интересно, эмоционально, связан так же процесс запоминания.
Проблема непроизвольности психических процессов детей младшего дошкольного возраста, необходимость окрашивания процесса познания в яркие цвета, постоянного стимулирования интереса увеличивается в разы и становится еще более существенной, когда мы говорим о формировании познавательного интереса у детей с ограниченными возможностями здоровья. Неустойчивое внимание, низкий уровень восприятия, ограниченная в объеме память вкупе со сниженной потребностью в общении со сверстниками и взрослыми в значительной степени препятствуют появлению познавательного интереса, а, следовательно, формированию познавательной активности. Возникновение данных процессов требует определенных условий: необходимости внешней привлекательности объектов деятельности, их разнообразия, сменяемости, возможности манипулировать ими. Учитывая низкую работоспособность, безвольность и неэмоциональность детей с ограниченными возможностями здоровья, выбор технологии для работы с данной категорией воспитанников становится серьезной проблемой [4].
Серия специально организованных целевых наблюдений в группе воспитанников младшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, а также смешанными специфическими расстройствами психического развития позволила сделать определенные выводы и задать направление в решении выдвинутой проблемы. Использование в совместной деятельности с педагогом наиболее эффективных, общепризнанных средств, способствующих познавательному развитию детей (природных материалов (вода, песок), материалов для творчества (бумага, карандаши, пластилин), материалов для конструирования) выявило более стойкий интерес к конструкторам Лего, в частности — Лего Дупло. Другие из перечисленных материалов вызвали кратковременное внимание, а часть из них, такие как песок и карандаши, в руках воспитанников данной категории в некоторые моменты были связаны с риском причинить вред, как себе, так и окружающим. Кубики Лего Дупло отличает безопасность и долговечность, что делает их одним из предпочтительных вариантов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, которым свойственны неуклюжесть, импульсивность, слабый контроль крупных и мелких движений. Применение конструктора Лего создает условия, которые провоцируют действие детей, не оставляют их равнодушными к предложенной игре, не вызывают протестного поведения («Не хочу!», «Не буду!»), рождает желание подойти, поучаствовать, попробовать. Крупные элементы, легкое соединение деталей, простые, на начальном этапе, постройки дают ребенку с ограниченными возможностями здоровья ощущение уверенности в себе, своих силах, в результате своей деятельности, уводят страх неудачи и неуспешности, вызывая положительные эмоции и желание заниматься.
Исходя из вышесказанного, сформулирована проблема исследования: может ли использование ЛЕГО ДУПЛО стать продуктивным средством формирования познавательной активности детей младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья? Цель исследования — изучить потенциал ЛЕГО ДУПЛО при формировании познавательной активности детей младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Гипотеза исследования: если проводить работу с ЛЕГО ДУПЛО в форме тематических занятий с детьми младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, то это будет способствовать развитию компонентов познавательной активности. Гипотеза основывается на понимании того, что Лего-технология интегрирует в себе большинство образовательных областей, охватывает большую часть направлений: развивающих, коррекционных, воспитательных, что специально организованная деятельность, последовательная и структурированная, может трансформировать конструктор Лего из игрушки в научно-обоснованный, экспериментально доказанный инструмент коррекции и развития [5, с. 174].
Дальнейшее исследование призвано подтвердить или опровергнуть данную гипотезу.
Литература:
- Концепция дошкольного воспитания / авт.-сост. В. В. Давыдов, В. А. Петровский, Р. Б. Стеркина и др.. М.: Просвещение, 1989.
- Лашкова Л. Л. Современные подходы к организации познавательной деятельности дошкольников / Л. Л. Лашкова, С. М. Зырянова, А. Р. Филиппова // Познавательно-речевое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования. — М., 2015.
- Метельский, И. В. Как поставить перед учащимися учебную задачу [Текст] / И. В. Метельский. — М.: Педагогическое общество России. — 2004.
- Осипенко, Н. В. LEGO-конструирование как средство создания образовательной среды, ориентированной на интересы ребенка, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья / Н. В. Осипенко, Ю. В. Волкова. — Текст: непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 1.1 (11.1). — С. 17–20. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/52/1774/ (дата обращения: 26.11.2021).
- От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2016. — 368 с.
- Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., № 1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. — Москва: 2013г.