К вопросу о формировании познавательной активности детей младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №48 (390) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 28.11.2021

Статья просмотрена: 66 раз

Библиографическое описание:

Маликова, Т. В. К вопросу о формировании познавательной активности детей младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья / Т. В. Маликова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 48 (390). — С. 499-501. — URL: https://moluch.ru/archive/390/86057/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье автор рассматривает влияние особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья на выбор технологий, используемых в коррекционно-развивающей работе.

Ключевые слова: познавательная активность, познавательный интерес, младший дошкольный возраст, ограниченные возможности здоровья.

Познавательная активность, ее развитие являются одним из главных векторов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В соответствии с пунктом 2.6. познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий [6]. Такой взгляд на познавательное развитие выгодно отличает современную Концепцию Российского образования от принятой в советское время учебно-дисциплинарной модели, в которой основной акцент ставился на получение знаний, усвоение определенного объема информации, по которому и делался вывод о степени развития ребенка [1, с. 3]. Лишь в 1989 году решением коллегии Государственного комитета СССР по народному образованию была одобрена Концепция дошкольного воспитания, в которой говорилось о личностно-ориентированной модели общения взрослого и ребенка. Одним из ожидаемых результатов данной модели указывались, в том числе, и развивающиеся познавательные способности воспитанников [1, с. 4]. Там же, в разделе «Обучение дошкольников», поднимался вопрос об обучении возможности приобретать знания и использовать их, и далее — о культуре познания, образующейся из новых форм мировосприятия, произвольности в решении познавательных задач и интереса к познанию [1, с. 8]. Не набор отрывочных знаний, но понимание причинно-следственных связей мира, который нас окружает — цель современных образовательных и развивающих программ.

Выделяя стадии познавательного развития, исследователи, в основной своей массе, описывают следующие ступени: любопытство, любознательность, развитие познавательного интереса, развитие познавательной активности [2, с. 7]. Исходя из особенностей исследуемой в данной статье группы детей (возрастных и особенностей развития), наиболее внимательно стоит рассмотреть понятие «познавательный интерес», как предпосылку развития познавательной активности. К предлагаемой теме, учитывая возрастной этап, наиболее близко определение познавательного интереса данное И. В. Метельским: «Интерес — активное познавательное направление, которое связано с позитивным эмоционально окрашенным отношением к исследованию предмета, с радостью познания, преодолению проблем, созданием ситуации успеха, с самовыражением и утверждением развивающейся личности [3, с. 58]. Позитивное отношение и эмоциональная окраска являются основой интереса детей младшего дошкольного возраста. Ведущая познавательная функция в этот возрастной период — восприятие, которое является непроизвольным. Ребенок еще не может отметить существенные признаки предмета, он замечает то, что приметно: яркая окраска, размер, необычная форма. Эти свойства предмета определяют и степень сосредоточенности внимания ребенка, которое, аналогично восприятию, представляет собой непроизвольный процесс. С тем, что интересно, эмоционально, связан так же процесс запоминания.

Проблема непроизвольности психических процессов детей младшего дошкольного возраста, необходимость окрашивания процесса познания в яркие цвета, постоянного стимулирования интереса увеличивается в разы и становится еще более существенной, когда мы говорим о формировании познавательного интереса у детей с ограниченными возможностями здоровья. Неустойчивое внимание, низкий уровень восприятия, ограниченная в объеме память вкупе со сниженной потребностью в общении со сверстниками и взрослыми в значительной степени препятствуют появлению познавательного интереса, а, следовательно, формированию познавательной активности. Возникновение данных процессов требует определенных условий: необходимости внешней привлекательности объектов деятельности, их разнообразия, сменяемости, возможности манипулировать ими. Учитывая низкую работоспособность, безвольность и неэмоциональность детей с ограниченными возможностями здоровья, выбор технологии для работы с данной категорией воспитанников становится серьезной проблемой [4].

Серия специально организованных целевых наблюдений в группе воспитанников младшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, а также смешанными специфическими расстройствами психического развития позволила сделать определенные выводы и задать направление в решении выдвинутой проблемы. Использование в совместной деятельности с педагогом наиболее эффективных, общепризнанных средств, способствующих познавательному развитию детей (природных материалов (вода, песок), материалов для творчества (бумага, карандаши, пластилин), материалов для конструирования) выявило более стойкий интерес к конструкторам Лего, в частности — Лего Дупло. Другие из перечисленных материалов вызвали кратковременное внимание, а часть из них, такие как песок и карандаши, в руках воспитанников данной категории в некоторые моменты были связаны с риском причинить вред, как себе, так и окружающим. Кубики Лего Дупло отличает безопасность и долговечность, что делает их одним из предпочтительных вариантов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, которым свойственны неуклюжесть, импульсивность, слабый контроль крупных и мелких движений. Применение конструктора Лего создает условия, которые провоцируют действие детей, не оставляют их равнодушными к предложенной игре, не вызывают протестного поведения («Не хочу!», «Не буду!»), рождает желание подойти, поучаствовать, попробовать. Крупные элементы, легкое соединение деталей, простые, на начальном этапе, постройки дают ребенку с ограниченными возможностями здоровья ощущение уверенности в себе, своих силах, в результате своей деятельности, уводят страх неудачи и неуспешности, вызывая положительные эмоции и желание заниматься.

Исходя из вышесказанного, сформулирована проблема исследования: может ли использование ЛЕГО ДУПЛО стать продуктивным средством формирования познавательной активности детей младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья? Цель исследования — изучить потенциал ЛЕГО ДУПЛО при формировании познавательной активности детей младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Гипотеза исследования: если проводить работу с ЛЕГО ДУПЛО в форме тематических занятий с детьми младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, то это будет способствовать развитию компонентов познавательной активности. Гипотеза основывается на понимании того, что Лего-технология интегрирует в себе большинство образовательных областей, охватывает большую часть направлений: развивающих, коррекционных, воспитательных, что специально организованная деятельность, последовательная и структурированная, может трансформировать конструктор Лего из игрушки в научно-обоснованный, экспериментально доказанный инструмент коррекции и развития [5, с. 174].

Дальнейшее исследование призвано подтвердить или опровергнуть данную гипотезу.

Литература:

  1. Концепция дошкольного воспитания / авт.-сост. В. В. Давыдов, В. А. Петровский, Р. Б. Стеркина и др.. М.: Просвещение, 1989.
  2. Лашкова Л. Л. Современные подходы к организации познавательной деятельности дошкольников / Л. Л. Лашкова, С. М. Зырянова, А. Р. Филиппова // Познавательно-речевое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования. — М., 2015.
  3. Метельский, И. В. Как поставить перед учащимися учебную задачу [Текст] / И. В. Метельский. — М.: Педагогическое общество России. — 2004.
  4. Осипенко, Н. В. LEGO-конструирование как средство создания образовательной среды, ориентированной на интересы ребенка, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья / Н. В. Осипенко, Ю. В. Волкова. — Текст: непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 1.1 (11.1). — С. 17–20. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/52/1774/ (дата обращения: 26.11.2021).
  5. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2016. — 368 с.
  6. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., № 1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. — Москва: 2013г.
Основные термины (генерируются автоматически): ограниченная возможность здоровья, младший дошкольный возраст, познавательная активность, познавательный интерес, конструктор Лего, познавательное развитие, ДУПЛО, познавательная активность детей, ребенок.


Похожие статьи

Возможности ДОО в познавательном развитии детей дошкольного возраста

В данной статье рассмотрена актуальность познавательного развития детей дошкольного возраста. Описаны формы и методы формирования познавательной активности, познавательных интересов дошкольников как в процессе непосредственно образовательной деятельн...

К вопросу о развитии двигательной активности детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрывается значимость учета уровня двигательной активности старших дошкольников в обеспечении оптимизации двигательного режима в условиях дошкольного учреждения.

Проблема формирования исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения

В данной статье рассматривается значимость исследовательских умений как умений, которые способствуют развитию познавательной и творческой направленности личности ребенка. Представлены основные проблемы, связанные с формированием и дальнейшим развитие...

Педагогические условия развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрыты вопросы формирования двигательной активности детей старшего дошкольного возраста, раскрыты особенности создания педагогических условий развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста.

Значение детского экспериментирования в развитии познавательной активности старших дошкольников

Статья посвящена анализу необходимости поиска новых форм развития познавательной активности старших дошкольников.

Развитие познавательного интереса у старших дошкольников в процессе детского экспериментирования

Статья посвящена исследованию развития познавательного интереса у старших дошкольников. В работе представлены актуальность темы исследования, цели, задачи исследования, обоснована и апробирована комплекс занятий по формированию познавательного интере...

Утренняя гимнастика как средство развития инициативности и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста

В статье мы рассматриваем влияние утренней гимнастики на процесс развития инициативности, самостоятельности, общедвигательной активности детей старшего дошкольного возраста, используя методику оценки уровня двигательной активности детей 5–7 лет.

Проблема развития мнемических способностей дошкольников в условиях ДОУ

В данной статье рассматривается актуальность развития мнемических способностей детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. Освещены возрастные особенности детей дошкольного возраста. Отмечается важность использования мнемических приемов для развития п...

Обследование познавательного развития детей раннего возраста с задержкой речевого развития

В статье проанализированы результаты обследования познавательной деятельности детей раннего возраста с задержкой речевого развития. Представлены диагностические методы, позволяющие выявить качественные и количественные изменения в познавательном разв...

Развитие межполушарного взаимодействия как эффективное направление активизации умственной деятельности дошкольников с особыми образовательными потребностями

В статье дана характеристика детей с особыми образовательными потребностями, рассмотрен термин «кинезиология», определены ее цели и задачи относительно влияния на развитие личности детей с особыми образовательными потребностям (ООП), освещена система...

Похожие статьи

Возможности ДОО в познавательном развитии детей дошкольного возраста

В данной статье рассмотрена актуальность познавательного развития детей дошкольного возраста. Описаны формы и методы формирования познавательной активности, познавательных интересов дошкольников как в процессе непосредственно образовательной деятельн...

К вопросу о развитии двигательной активности детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрывается значимость учета уровня двигательной активности старших дошкольников в обеспечении оптимизации двигательного режима в условиях дошкольного учреждения.

Проблема формирования исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения

В данной статье рассматривается значимость исследовательских умений как умений, которые способствуют развитию познавательной и творческой направленности личности ребенка. Представлены основные проблемы, связанные с формированием и дальнейшим развитие...

Педагогические условия развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрыты вопросы формирования двигательной активности детей старшего дошкольного возраста, раскрыты особенности создания педагогических условий развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста.

Значение детского экспериментирования в развитии познавательной активности старших дошкольников

Статья посвящена анализу необходимости поиска новых форм развития познавательной активности старших дошкольников.

Развитие познавательного интереса у старших дошкольников в процессе детского экспериментирования

Статья посвящена исследованию развития познавательного интереса у старших дошкольников. В работе представлены актуальность темы исследования, цели, задачи исследования, обоснована и апробирована комплекс занятий по формированию познавательного интере...

Утренняя гимнастика как средство развития инициативности и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста

В статье мы рассматриваем влияние утренней гимнастики на процесс развития инициативности, самостоятельности, общедвигательной активности детей старшего дошкольного возраста, используя методику оценки уровня двигательной активности детей 5–7 лет.

Проблема развития мнемических способностей дошкольников в условиях ДОУ

В данной статье рассматривается актуальность развития мнемических способностей детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. Освещены возрастные особенности детей дошкольного возраста. Отмечается важность использования мнемических приемов для развития п...

Обследование познавательного развития детей раннего возраста с задержкой речевого развития

В статье проанализированы результаты обследования познавательной деятельности детей раннего возраста с задержкой речевого развития. Представлены диагностические методы, позволяющие выявить качественные и количественные изменения в познавательном разв...

Развитие межполушарного взаимодействия как эффективное направление активизации умственной деятельности дошкольников с особыми образовательными потребностями

В статье дана характеристика детей с особыми образовательными потребностями, рассмотрен термин «кинезиология», определены ее цели и задачи относительно влияния на развитие личности детей с особыми образовательными потребностям (ООП), освещена система...

Задать вопрос