В статье авторы рассматривают особенности деятельности саморегулируемых организаций оценщиков, требования, предъявляемые к их членству, а также специфику ответственности.
Ключевые слова: СРО, оценщики, требования, ответственность.
Саморегулированием признается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил такой деятельности, контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил. Отсюда следует вывод, что развитие в стране саморегулируемых организаций (- далее СРО) направлено на решение таких задач как сокращение административных барьеров на пути предпринимательства и изменение правового регулирования требований, правил, стандартов предпринимательской деятельности [3, с. 62].
Оценочная деятельность — одна из первых сфер предпринимательства, в которой была реализована модель саморегулирования. Появление саморегулирования в области оценки некоторые авторы считают альтернативой лицензированию, по той причине, что с 2006 г. лицензирование оценочной деятельности было отменено. Правовое регулирование СРО оценщиков основано на положениях ст. ст. 22–24.10 Федерального закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» [1]. Согласно ч. 1 ст. 22 указанного закона саморегулируемой организацией оценщиков признается некоммерческая организация, созданная в целях регулирования оценочной деятельности и контроля за деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, правил деловой и профессиональной этики, включенная в единый государственный реестр саморегулируемых организаций оценщиков и объединяющая на условиях членства оценщиков.
Для вступления в СРО оценщиков лицу необходимо предоставить: во-первых, документ об образовании и (или) о квалификации, подтверждающий получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности, а во-вторых, справку об отсутствии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики. Перечень требований к членству СРО не является исчерпывающим, поскольку законодатель предоставляет право СРО устанавливать иные требования для ее членов. Здесь же стоит отметить, что оценщик одновременно может являться членом только одной СРО. Данная норма согласуется с общим положением ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «О саморегулируемых организациях» [2].
Чтобы быть включенной в единый государственный реестр СРО оценщиков, должна также отвечать следующим критериям: 1) объединение в своем составе не менее 300 человек; 2) наличие компенсационного фонда, формируемого за счет членских взносов в денежной форме; 3) наличие организованную структуру с коллегиальным органом управления; 4) разработка стандарты и правила осуществления оценочной деятельности; 5) создание личного интернет-сайта.
Спецификой СРО оценщиков является также механизм ее взаимодействия с государством [4, с. 118]. Так, для взаимодействия СРО оценщиков с органами власти федерального, регионального и местного уровней, а также в целях выработки единых подходов к осуществлению оценочной деятельности образован Национальный Совет по оценочной деятельности. Деятельность Совета связана с обсуждением вопросов государственной политики в сфере оценки и выдвижением инициатив, касающихся совершенствования правового и экономического регулирования деятельности оценщиков.
Вопрос ответственности субъектов оценочной деятельности является в полной мере неурегулированным и неразрешенным. Оценщики несут ответственность как перед СРО оценщиков, в которой они состоят, и перед заказчиками оценки. Основными видами ответственности оценщика являются гражданско-правовая, дисциплинарная, административная, уголовная.
Сущность гражданско-правовой ответственности СРО оценщиков заключается в компенсации оценщиком убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по договору на проведение оценки, и имущественного вреда, причиненного вследствие недостатков оказанных услуг по оценке объектов оценки. Интересен вопрос регулирования деятельности оценщиков, работающих по трудовому договору. Юридическое лицо, заключая договор с заказчиком на проведение оценки, возлагает на себя ответственность за нарушение данного договора. Оценщик же непосредственно производит оценку и фактически договорными отношениями связан только с юридическим лицом. Выходит, что ответственность оценщика даже перед заказчиком наступает из факта проведения оценки, то есть является внедоговорной, а контракт на проведение оценки есть смысл только для вероятного принятия на себя юридическим личиком дополнительной ответственности по обещаньям оценщика.
Основанием для применении меры дисциплинарного воздействия в отношении оценщика в виде приостановления права осуществления оценочной деятельности является: неоднократное в течение двух месяцев нарушение членом СРО оценщиков требований закона, а также внутренних документов СРО оценщиков о представлении в СРО информации и документов, необходимых для проведения плановой или внеплановой проверки; непредставление в СРО оценщиков действующего договора обязательного страхования ответственности оценщика; применение повторно в течение одного года в отношении члена СРО оценщиков меры дисциплинарного воздействия с даты применения впервые меры дисциплинарного воздействия за нарушение им установленных требований; иные основания, предусмотренные внутренними документами СРО. [3, с.109].
Административная ответственность действующим КоАП РФ не предусматривается, т. е. если в случае проведения проверки Росреестр обнаружит нарушения законодательства, то оценщик будет привлечен к дисциплинарной ответственности СРО. Предполагается, что восполнение законодательного пробела относительно данной ситуации будет всесторонне благоприятствовать усовершенствованию качества оказываемых оценщиками услуг, значимость профессии оценщиков и оптимизированию самой оценочной деятельности.
В настоящем Уголовном кодексе не закреплена уголовная ответственность оценщика СРО в пределах осуществления им своей деятельности. Во всяком случае, уголовная ответственность может возникнуть по ст.146 УК РФ, ст. 204 УК РФ, т. к. оценщик выступает субъектом предпринимательской деятельности. Вместе с тем, если оценщик выступает в суде в качестве эксперта, то он предупреждается об ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 УК.
Таким образом, в оценочной деятельности наблюдается повышение роли СРО. В настоящее время прослеживается значительное количество законодательных инициатив, некоторые из которых оцениваются как шаг вперед в развитии саморегулирование оценочной деятельности.
Литература:
- Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3813.
- Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «О саморегулируемых организациях» // СЗ РФ. 2007. № 49. Ст. 6076.
- Захарова А. Э. Тенденции развития саморегулируемых организаций в Российской Федерации // Проблемы развития саморегулируемых организаций в предпринимательской деятельности в Российской Федерации: сборник материалов круглого стола. 11 ноября 2019 года / Оренбургский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА)»; отв. ред. и авт. предисловия А. Э. Захарова. Оренбург, 2019. 135 с.
- Ершова, И. В. Саморегулирование предпринимательской и профессиональной деятельности: единство и дифференциация: Монография / И. В. Ершова; Отв. ред. И. В. Ершова. — М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2019. — 256 с.
- Кванина В. В. Об ответственности оценщиков: закон и практика // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2021. № 2 (27). С.111–115.