Ключевые слова: риски, финансовая грамотность.
Общая характеристика занятия
Наименование: занятие по финансовой грамотности для учащихся 8–9 классов на тему: «Какие бывают финансовые риски».
Вид деятельности учащихся: урочное занятие.
Форма проведения занятия: урок-практикум с использованием игровых технологий и цифровых образовательных ресурсов.
Место занятия в реализации курса: Тема 8. Финансовые риски Занятие 19. «Какие бывают финансовые риски» учебной программы «Финансовая грамотность».
Педагогическая характеристика занятия
Цель занятия — способствовать формированию у обучающихся следующих компетенций:
1) анализировать и оценивать финансовые риски;
2) реально оценивать свои финансовые возможности.
Задачи занятия:
Образовательные:
сформировать знания по следующим вопросам:
– чем опасна для экономики в целом и для каждой отдельной семьи высокая инфляция;
– какие риски связаны с резким снижением курса рубля по отношению к доллару или евро;
– каковы негативные последствия экономических кризисов;
– как вести себя, когда настанет экономический кризис;
– каковы основные способы сокращения финансовых рисков.
Развивающие:
– навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской и других видах деятельности;
– ответственное отношение к своей семье на основе понимания наличия финансовых рисков в современной экономике.
Воспитательные:
– воспитывать разумное отношение к деньгам;
– воспитывать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки и их планирование [2].
Планируемые результаты обучения:
Базовые понятия и знания: финансовые риски, виды финансовых рисков, инфляция, девальвация, банкротство финансовых компаний, финансовое мошенничество, представление о способах сокращения финансовых потерь.
Предметные:
– владение понятием «финансовые риски»;
– знание видов финансовых рисков;
– представление о способах сокращения финансовых рисков;
– осознание опасности участия в различных финансовых пирамидах;
– развитие критического отношения к рекламным сообщениям.
Личностные:
– формирование ответственности за принятие решений в сфере личных финансов;
– освоение социальных норм и правил поведения в финансовой сфере и формирование осознанного отношения при взаимодействии с финансовыми институтами;
– формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.
Метапредметные:
– умение анализировать проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для их решения;
– умение самостоятельно определять и оценивать различные способы решения финансовых проблем;
– умение осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование поведения в сфере финансов;
– умение устанавливать причинно-следственные связи между социальными и финансовыми явлениями и процессами;
– умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных финансов и оценивать свои поступки [1].
Техническое, дидактическое, учебно-методическое обеспечение занятия:
– Компьютер, мультимедийная оборудование, раздаточный материал
Дидактические материалы
Видеоролик «Берегите свои данные от мошенников!»
https://www.youtube.com/watch?v=FR_NMu3wRfM
Видеоролик «Реклама со звездами не гарантирует доходность и безопасность инвестиций»
https://www.youtube.com/watch?v=Od6rUJYrjSk
Анимированная презентация «Финансовые риски в целом и как от них защититься (8–9 классы)»
https://www.youtube.com/watch?v=yHMnhnEYBlU
Игра «Риски и финансовая безопасность»
https://fingram.lenta.ru/match3/game.html
Кейс № 1
https://journal.tinkoff.ru/wiki/devaluation/
https://www.banki.ru/wikibank/devalvatsiya_valyutyi/
Кейс № 2
https://cbr.ru/dkp/about_inflation/
Кейс № 3
http://22.rospotrebnadzor.ru/rss_all/-/asset_publisher/Kq6J/content/id/338177 https://fcbg.ru/zakon-ob-mfo
Кейс № 4
https://videouroki.net/video/12-upravlenie-riskami-po-depozitu.html
https://www.asv.org.ru
Тест «Финансовые риски»
https://forms.gle/9kzWGi59ui45ZSh4A
Методическая характеристика занятия
Используемые методические приёмы: работа с понятиями; проблемный вопрос, доказательство и аргументация точек зрения; анализ источников информации; работа с раздаточным материалом; решение практических задач, использование дидактического материала.
Урок выстроен на основе деятельностного подхода. Чередовались формы работы: групповая работа, индивидуальная работа, фронтальная.
Вид деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная, интерактивная, групповая работа.
Методическая оценка педагогической эффективности занятия
Вопросы для педагогической рефлексии
– Усвоение обучающимися основных понятий урочного занятия.
– Степень взаимодействия учащихся в команде.
– Степень включенности в обсуждение.
Критерии оценки эффективности занятия
– Полный охват обучающихся в процессе обсуждения.
– Степень активности взаимодействия педагога и обучающихся.
Основные этапы задания представлены в таблице 1.
Таблица 1
Этапы урока
Этап |
Продолж-ть |
Деятельность учителя |
Действия учащихся при выполнении заданий или типы заданий для учащихся |
1. Мотивирование к деятельности. Введение в ситуацию |
3 |
Определение темы занятия через просмотр видеофрагментов, постановка учебных задач с помощью диалога |
Просматривают видеофрагменты, участвуют в диалоге с учителем, определяют задачи |
2. Освоение нового материала |
7 |
Просмотр анимированной презентации «Финансовые риски в целом и как от них защититься». Работа со схемами. |
Смотрят презентацию, обсуждают проблемные вопросы, заполняют схемы |
3. Игровая часть занятия. Решение практической задачи с использованием кейс-технологии |
27 |
Организация игры «Риски и финансовая безопасность». Групповая работа по решению кейсов по разным видам финансовых рисков (с использованием цифровых образовательных ресурсов). |
Освоение понятий в ходе игры. Поиск путей решения проблемных ситуаций, выполнение заданий. Формулирование выводов. |
4. Итог занятия |
5 |
Решение теста онлайн в Google форме |
Выполняют задание, формулируют выводы. |
5. Рефлексия |
2 |
Рефлексия «Система координат». |
Производят самооценку |
6.Домашнее задание |
1 |
Домашнее задание с использованием электронных УМК |
Выполняют задание, используя электронные УМК |
Литература:
- Финансовая грамотность; учебная программа. 8–9 классы общеобразоват. орг./ Е. Б. Лавренова, О. И. Рязанова, И. В. Липсиц.- М.:ВИТА-ПРЕСС, 2018.
- Липсиц И. В., Лавренова Е. Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Методические рекомендации для учителя.- М.:ВИТА-ПРЕСС, 2018.
- Липсиц И. В., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Материалы для учащихся. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.