Формирование скорочтения у первоклассников как важнейшего навыка познавательной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (390) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 28.11.2021

Статья просмотрена: 512 раз

Библиографическое описание:

Дюкарева, О. А. Формирование скорочтения у первоклассников как важнейшего навыка познавательной деятельности / О. А. Дюкарева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 48 (390). — С. 414-416. — URL: https://moluch.ru/archive/390/86070/ (дата обращения: 17.10.2024).



Реалии современной жизни таковы: чтобы не утонуть и не захлебнуться в потоке информации, современным детям важно научиться быстро читать как можно раньше. Чтение — важнейший из навыков познавательной деятельности. Если ребенок читает медленно, он больше времени тратит на выполнение заданий, быстрее устает и как результат — вообще теряет интерес к учебе.

Как же научить ребенка читать быстро и правильно в первом классе? Как улучшить технику чтения?

Конечно, не стоит забывать, что темп чтения в первую очередь зависит от индивидуальных способностей ребёнка. Но зачастую основной причиной медленного чтения является неправильный способ чтения. Также не малую роль играет мотивация, поэтому обучение должно основываться на интересе и вовлеченности самого младшего школьника.

Важным в процессе формирования техники чтения является развитие антиципации — умения предугадывать слово, словосочетание и фразу целиком. Многие первоклассники ещё не умеют этого делать, они видят только букву или слог. А нужно не только видеть слова целиком, но ещё и понимать смысл прочитанного слова и фразы.

Для развития данного умения на уроках обучения грамотности целесообразно использовать следующие виды упражнений:

  1. Чтение по верхней (нижней) части букв.

  1. Чтение текста через «решётку».

  1. Чтение слова (фразы, текста) с пропущенными буквами или окончаниями.

C:\Users\user\Desktop\скорочтение\18.jpg

  1. Чтение фраз (коротких текстов) с ошибками в содержании или несуразицами.

Только непосредственная работа с текстом — это лишь малая часть в работе над формированием техники чтения. Для развития скорочтения важную роль играет развитие интеллекта в целом.

Увеличение объёма памяти, концентрации внимания, развитие восприятия и мышления безусловно помогут увеличить скорость и правильность чтения, будут способствовать формированию навыков вдумчивого чтения.

Развитию мышления, памяти и внимания могут способствовать, например, такие виды упражнений:

  1. Чтение сплошного текста.

  1. Чтение текста «вверх ногами».

  1. Упражнение «Выборочное чтение». Ученики читают только чёрные буквы предложенного текста.

C:\Users\user\Desktop\скорочтение\3.jpg

  1. Упражнение «Отыщи слово» — среди нескольких строчек букв необходимо найти «спрятанные» слова.

  1. «Фотограф» — дети читают столбики слов определённое время, затем слова закрываются, и дети по памяти воспроизводят их.
  2. «Счётчик слов» — детям предлагается фраза или короткий текст, читая который они должны сосчитать количество слов в нём.
  3. «Ловушка» — учитель или хорошо читающий ученик читает знакомый текст, заменяя в нём некоторые слова синонимами, дети должны найти неточности.
  4. «Лучший сыщик» — на экране или доске появляется предложение, которое дети должны найти в тексте (тексты у каждого).
  5. «Стихоплёт» — детям предлагается установить правильный порядок строк в четверостишие:

Важным моментом в формировании скорочтения является также развитие периферийного зрения, ведь широкое поле зрения сокращает время поиска информативных фрагментов текстов. Поле, с которого происходит съем информации, как показали исследования, можно расширить, например, при регулярном использовании таблиц Шульте. Таблицы Шульта — это случайно расположенные числа (или другие объекты) для тренировки быстрого их нахождения в определённом порядке.

Игра «Прогулка». Вариант 1 — ребёнку предлагается смотреть в центр таблицы (на число 24) и, не отрывая глаз от центра, попытаться найти все числа по порядку от 1 до 25.

Вариант 2 — ребёнку предлагается смотреть в центр таблицы (на букву «Н») и, не отрывая глаз от центра, попытаться найти все буквы в алфавитном порядке от А до Н.

Для развития скорости чтения можно использовать следующие упражнения:

  1. «Исчезающие слоги (слова, строчки)». При работе в паре можно использовать белый лист (или линейку), с помощью которого закрываются прочитанные строчки слогов (слов или фраз). Делать это нужно умеренно быстро, чтобы не было времени отвлечься и в то же время, чтобы ребёнок успевал прочитать. Для фронтальной формы работы применяется интерактивная презентация.
  2. «Наступи на пятку». При парной работе ученики читают через слово по очереди. При фронтальной работе — читает учитель и класс.
  3. «Буксир» — учитель читает вслух, изменяя скорость чтения, ученики читают вслух, стараясь успеть за учителем.

Это лишь некоторые упражнения и приёмы, регулярное использование которых поможет формированию беглого, правильного чтения у первоклассников в процессе обучения чтению.

Литература:

1. Андреев О. А. «Техника быстрого чтения» [Текст]: самоучитель/ О. А. Андреев. — Москва, 2016. — 322 с.

2. Климанова Л. Ф. Навыки чтения младших школьников и пути их совершенствования [Текст] / Л. Ф. Климанова. — Москва: Дрофа, 2015.— 215 с.

3. Грейс Н. А. Скорочтение [Текст]: учебное пособие / Н. А. Грейс — Санкт—Петербург: Вектор, 2016. — 306 с.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, слово, вид упражнений, текст, центр таблицы, чтение текста.


Похожие статьи

Развитие основ логического мышления у старших дошкольников посредством дидактической игры

Интерактивная игра как средство формирования познавательного интереса у старших дошкольников

Развитие познавательно-исследовательской деятельности у старших дошкольников через технологию детского экспериментирования

Тренинг личностного роста у старшеклассников как средство формирования успешного профессионального самоопределения

Формирование познавательного интереса у дошкольников через организацию игровой деятельности

Развитие фонематического восприятия в системе коррекционной работы с дошкольниками с ОНР через знакомство со сказкой

Теоретические основы формирования у младших школьников умения воспринимать художественное произведение

Знакомство с татарской национальной куклой как средство развития диалогического общения у дошкольников

Подвижные игры с бегом как средство развития быстроты и ловкости у старших дошкольников логопедической группы

Полихудожественный подход к организации учебного процесса в системе внеклассной работы общеобразовательной школы как средство развития музыкальной одаренности учащихся

Похожие статьи

Развитие основ логического мышления у старших дошкольников посредством дидактической игры

Интерактивная игра как средство формирования познавательного интереса у старших дошкольников

Развитие познавательно-исследовательской деятельности у старших дошкольников через технологию детского экспериментирования

Тренинг личностного роста у старшеклассников как средство формирования успешного профессионального самоопределения

Формирование познавательного интереса у дошкольников через организацию игровой деятельности

Развитие фонематического восприятия в системе коррекционной работы с дошкольниками с ОНР через знакомство со сказкой

Теоретические основы формирования у младших школьников умения воспринимать художественное произведение

Знакомство с татарской национальной куклой как средство развития диалогического общения у дошкольников

Подвижные игры с бегом как средство развития быстроты и ловкости у старших дошкольников логопедической группы

Полихудожественный подход к организации учебного процесса в системе внеклассной работы общеобразовательной школы как средство развития музыкальной одаренности учащихся

Задать вопрос