Коррекция гиперактивности и поведенческих нарушений у детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (390) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 29.11.2021

Статья просмотрена: 160 раз

Библиографическое описание:

Макагон, Е. С. Коррекция гиперактивности и поведенческих нарушений у детей старшего дошкольного возраста / Е. С. Макагон. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 48 (390). — С. 422-424. — URL: https://moluch.ru/archive/390/86074/ (дата обращения: 23.11.2024).



…Психика не просто проявляется в движении, в известном смысле движение формирует психику…

А. Н. Леонтьев

Проблемы детей, имеющих нарушения поведения и связанные с ними трудности обучения в настоящее время особенно актуальны. В частности, проблема гиперактивности среди детей приобретает не только психологическую, но и социальную значимость.

Основными проявлениями СДВГ считаются гиперактивность, дефицит внимания и импульсивность. Не менее серьезными вторичными нарушениями являются слабая успеваемость и трудности в общении.

Помимо психологического основания импульсивное поведение может иметь и физиологические причины. В этом случае оно объясняется слабостью тормозного контроля со стороны коры больших полушарий головного мозга, в частности, второй сигнальной системы — речи. Речь, по мнению психологов, мощное средство осознания своего поведения.

А. Р. Лурия выдвинул предположение о том, что развитие произвольного действия начинается со способности ребенка выполнять речевую инструкцию взрослого. При этом действия ребенка коренным образом отличаются от непроизвольных движений. Действие по инструкции — это опосредованное речевым знаком средство овладения своим поведением. То, что сегодня ребенок выполняет по словесной инструкции взрослого, он сможет завтра выполнить в ответ на приказ, сформулированный в плане собственной внутренней речи. Весь детский опыт, приобретаемый в процессе социализации, связан с развитием произвольных движений. Развивая двигательную сферу ребенка, мы идем по естественному пути, опосредованно влияя на развитие психических свойств и процессов. Способность ребенка контролировать телесные проявления является важным моментом его социализации и тесно связана с формированием черт его психики, в том числе и самоконтроля. Исходя из этого, важным направлением в работе является физическая реабилитация детей с СДВГ. С этой целью была разработана и апробирована программа по коррекции гиперактивности и поведенческих нарушений у детей старшего дошкольного возраста.

Цель программы: создание условий для успешной социализации в обществе и формирование коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста через развитие психофизических функций, коррекцию синдрома дефицита внимания с гиперактивностью и поведенческих нарушений в процессе групповой работы.

Программа построена с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и научно-практических подходов к проблемам коррекции нарушений развития в детском возрасте (Б. А. Архиповым, А. Н. Семенович, Е. А. Воробьевой, А.Лурия и т. д.), в основу положены труды Л. С. Выготского о развитии произвольных движений, и состоит из 3 этапов.

  1. Физическая реабилитация и развитие способности к саморегуляции и самоконтроля поведения детей. (17 занятий).

Основное внимание уделяется развитию у детей телесных ощущений, выработку координации движений, их согласованность, развития умения произвольно расслаблять скелетную и дыхательную мускулатуру, навыков саморегуляции.

  1. Нейропсихологическая коррекция СДВГ (26 занятий).

На этом этапе ведется развитие дефицитарных функций в системе синдрома с целью компенсации нарушенных функций внимания, самоконтроля двигательной активности и поведения. Нейропсихологическая коррекция детей с СДВГ включает в себя растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, упражнения для мышц языка и мышц челюсти, перекрестные (реципрокные) упражнения, упражнения для развития мелкой моторики рук, упражнения для релаксации и визуализации, функциональные упражнения, упражнения для развития коммуникативной и когнитивной сферы, упражнения с правилами.

3. Развитие коммуникативных навыков и коррекция агрессивного поведения детей (17 занятий).

На данном этапе дети учатся взаимодействовать с другими людьми, слышать их, осознавать правила поведения. Кроме этого, ведется работа по устранению агрессии в групповых подвижных играх с использованием правил.

Новизна программы заключается в оригинальной интеграции психотехнических методов, приемов и упражнений, имеющих психопрофилактическую, коррекционную и развивающую направленность.

Программа коррекции гиперактивности включает как работу с основными признаками СДВГ (гиперактивность, импульсивность, нарушение внимания), так и со вторичными: нарушения координации, нарушения эмоциональной сферы, нарушения в сфере межличностного общения, нарушения поведения. Программа построена с учетом естественной динамики развития ребенка с основным акцентом на развитие его психомоторной функции.

Упражнения, включенные в программу, совершенствуют зрительное, слуховое, кинестетическое восприятие, развивают чувства пространства и чувство ритма. Кроме этого, у детей в ходе занятий формируется способность к обучению, игры дают возможность задействовать в игре свое тело и творчески выразить себя без слов, облегчают гиперактивным детям процесс вхождения в группу.

Все занятия имеют оригинальную структуру, включающую элементы рефлексии в конце каждого занятия, позволяющую интегрировать полученный детьми опыт в ходе занятий, авторские приветствия и ритуалы завершения занятия, повторяющиеся неизменно на протяжении всей программы.

Основные правила организации групповой коррекционно-развивающей работы с гиперактивными детьми:

— Четко повторяющаяся структура занятий и неизменное расположение предметов в игровой комнате;

— Четкое соблюдение правил, ритуалов и регламента, неукоснительное следование им;

— Поочередное назначение лидером каждого ребенка, что способствует повышению его авторитета, а, следовательно, необходимости произвольной регуляции своего поведения и контроля над происходящим вокруг.

— Ошибки и недостатки в выполнении заданий становятся источником как нового опыта, так и веселья и удовольствия.

— Игры, включенные в программу, построены таким образом, что все участники включаются в активное социальное взаимодействие, сотрудничают между собой и оказывают друг другу помощь.

Развитие у детей образа «Я» и чувства компетентности реализуется через:

— Создание на занятиях разнообразных возможностей для экспериментирования и получения нового опыта; каждый ребенок может побыть в центре внимания и почувствовать себя успешным.

— Общий эмоциональный опыт создает психологическое пространство, помещая ребенка в мир безопасности, доверия, создают чувство уверенности и эмоционального комфорта и потому становятся одним из основных условий эффективности занятий.

— Благодаря тому, что предложенные задания выполняются разными способами, дети могут играть в соответствии со своими возможностями;

— Ошибки и недостатки в выполнении заданий становятся источником нового опыта и в то же время веселья и удовольствия;

— Игры в занятиях повторяются, что дает детям возможность повторять свои попытки, чтобы постепенно приближаться к решению поставленной задачи;

— Тщательно продуманное музыкальное сопровождение и хорошо продуманный реквизит способствуют эстетическому развитию ребенка;

— Образы, метафоры и небольшие истории, используемые на занятиях, развивают фантазию детей;

— На занятиях все участники включаются в активное социальное взаимодействие, сотрудничают между собой и оказывают друг другу помощь.

Содержание психокоррекционных занятий позволяет, с одной стороны, удовлетворить потребность детей данной категории в двигательной активности, что решается за счёт динамических игр и упражнений, а с другой — способствует развитию психических процессов и поведенческой произвольности. Кроме того, у детей старшего дошкольного возраста формируется коммуникативная компетентность, что является необходимым условием для их успешной социализации в обществе.

Программа прошла практическую апробацию и показала свою эффективность в работе с гиперактивными детьми: положительная динамика прослеживается в поведении дошкольников, в развитии их коммуникативной культуры.

Литература:

  1. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М.: «Академия», 2002. — 164 с.
  2. Сиротюк А. Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. М.: «Сфера», 2003.- 128 с.
  3. Широкова Г. А. Практикум для детского психолога. Р-н-Д.: «Феникс», 2006. — 314 с.
  4. Шипицина Л. М. и др. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. СПб.: «Речь», 2003. — 204 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, развитие, упражнение, занятие, программа, старший дошкольный возраст, активное социальное взаимодействие, двигательная активность, коммуникативная компетентность, успешная социализация.


Похожие статьи

Коррекция нарушений поведения у детей с расстройствами аутистического спектра

Развитие эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с ментальными нарушениями

Формирование коммуникативной толерантности у детей с выраженными нарушениями интеллекта

Психологическая коррекция агрессивного поведения детей младшего школьного возраста

Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта с помощью игр

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности

Профилактика агрессивного поведения и формирование самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста

Формирование и развитие сенсомоторных навыков у детей с умеренной степенью нарушения интеллекта

Коррекция и профилактика нарушений голоса у детей

Способы развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

Похожие статьи

Коррекция нарушений поведения у детей с расстройствами аутистического спектра

Развитие эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с ментальными нарушениями

Формирование коммуникативной толерантности у детей с выраженными нарушениями интеллекта

Психологическая коррекция агрессивного поведения детей младшего школьного возраста

Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта с помощью игр

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности

Профилактика агрессивного поведения и формирование самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста

Формирование и развитие сенсомоторных навыков у детей с умеренной степенью нарушения интеллекта

Коррекция и профилактика нарушений голоса у детей

Способы развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

Задать вопрос