Актуальность темы исследования заключается в том, что лишение специального права занимает особое место среди общего числа административных наказаний, принимая на себя не последнюю роль в борьбе с административными правонарушениями. Как показывает практика, лишение административного права является действенным инструментом, способным приучить граждан к дисциплине и правопорядку.
Цель исследования заключается в определении особенностей лишения специального права лица в качестве меры административного наказания.
Ключевые слова: административное право, административное наказание, административная ответственность, Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, специальное право.
Согласно определению, под специальным правом понимается право субъекта административно-правовых отношений заниматься тем или иным определенным видом деятельности, которое предоставляется ему индивидуальным юридическим актом управления.
Законодатель прямо указывает на то, что лишиться специального права могут только физические лица в соответствии со статьей 3.8 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации [1]. Как факт, лишение специального права считается одним из более жестких мер административного наказания.
В российском законодательстве предусмотрены такие специальные права, как право на охоту, право на управление транспортными средствами, право на участие в обороте гражданского оружия и другие.
Лишение специального права — это особый вид административного наказания. Оно занимает важное место в системе административных взысканий и играет большую роль в борьбе с административными правонарушениями [4, c. 119].
Физическое лицо может быть лишено специального права за совершенные им административные правонарушения. Так, часть 1 статьи 3.8 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации устанавливает, что лишение физического лица, виновного в совершении административного правонарушения, ранее предоставленного ему, специального права устанавливается ему за грубое либо систематическое нарушение порядка пользования таким правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части Кодекса об административных правонарушениях. Также, физическое лицо может быть лишено специального права за уклонение от исполнения другого административного наказания, которое было назначено ему на нарушение порядка пользования таким правом, что также предусматривается статьями Особенной части Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Либо причиной лишения права может стать нарушение установленного в соответствии с законодательством об исполнительном производстве временного ограничения на пользование специальным правом. Назначить административное наказание в виде лишения специального права может только судья. При этом, важно отметить, что срок лишения специального права устанавливается от одного месяца до трех лет.
Сущность представленного административного наказания заключается в лишении правонарушителя, ранее предоставленного ему, специального права заниматься той или иной определенной деятельностью по причине нарушения порядка осуществления такого права. Как правило, такое нарушение несет в себе угрозу жизни и здоровью самого нарушителя, окружающих лиц, объектам собственности и природе. Применение такой санкции связывается с ограничением правовой сферы виновного лиц, лишением его на время определенного субъективного права, и отвечает задачам законодательства об административных правонарушениях.
Административное законодательство ставит перед собой задачу по защите личности, охране прав и свобод человека и гражданина, охране здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защите нравственности, общественного порядка и безопасности и так далее. Более того, предусмотренные административным законодательством административные наказания, в числе которых и лишение специального права, направлены на предупреждение административных правонарушений, что установлено статьей 1.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации [1]. В этой связи, лишение специального права является очень важным элементом в общем механизме системы административного наказания [5, c. 145].
Одним из наиболее распространенных специальных прав, которые приобретают физические лица, является право на управление транспортным средством. Лишение такого права в качестве административного наказания не может применяться в отношении лица, которое использует такое средство по причине инвалидности, кроме случаев совершения им административных правонарушений, предусмотренных следующими нормами Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации:
– части 1 и 2 статьи 12.8 «Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения»;
– части 7 статьи 12.9 «Превышение установленной скорости движения»;
– части 3 статьи 12.10 «Нарушение правил движения через железнодорожные пути»;
– части 5 статьи 12.15 «Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона»;
– части 3.1 статьи 12.16 «Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги»;
– статьи 12.24 «Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего»;
– части 1 статьи 12.26 «Невыполнение водителем транспортного средства требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения»;
– части 2 и 3 статьи 12.27 «Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием» [3, c. 117].
Лишение специального права, которое подразумевает разрешение на осуществление охоты, не может быть применено в виде санкции в отношении лиц, для которых охота представляется основным законным источником средств к существованию. Исключением являются случаи, предусмотренные частью 1.2 статьи 8.37 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации — «Нарушение правил охоты, правил, регламентирующих рыболовство и другие виды пользования объектами животного мира» [1].
Для лишения виновного лица специального права должно быть вынесено соответствующее постановление судьи. Само же исполнение такого постановления имеет специальный порядок.
Так, например, постановление судьи о лишении права управления транспортным средством, кроме трактора, самоходной машины и иных видов техники, должно быть исполнено со стороны должностных лиц органов внутренних дел. А именно, речь идет о сотрудниках Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России [4, c. 119].
Если же речь идет о постановлении на лишение права управлять трактором, самоходной машиной или иными видами техники, то такого рода постановление должно быть исполнено со стороны должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор за техническим состоянием тракторов, самоходных машин и иных видов техники [2, c. 209].
Во исполнение постановления суда о лишении права управлять транспортным средством того или иного вида, либо другими видами техники, соответствующие сотрудники правоохранительных органов осуществляют изъятие такого транспортного средства. Кроме того, они принимают на себя обязательства по хранению такого средства на протяжении всего срока лишения указанного специального права в соответствии с водительским удостоверением либо удостоверением тракториста-машиниста, когда водить или тракторист-машинист лишен права управлять всеми видами транспортных средств и иной техники [2, c. 210].
По истечению срока лишения специального права за совершение административного правонарушения соответствующее удостоверение (водительской или тракториста-машиниста), которое было изъято у правонарушителя, должно быть возвращено по результатам проверки знания им Правил дорожного движения и после уплаты в установленном законом порядке наложенных на него административных штрафов за административные правонарушения в области дорожного движения. Если же правонарушитель был лишен своего специального права в результате совершения административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 12.8, частью 1 статьи 12.26 и частью 3 статьи 12.27 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации [1], то он также обязан пройти медицинской освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством.
Здесь, необходимо отметить, что хранение невостребованных документов осуществляется на протяжении трех лет. После же, такие документы должны быть уничтожены.
Срок лишения специального права берет своего начало со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения соответствующего специального права. В течение трех рабочих дней со дня вступления такого постановления в законную силу лицо, лишенное специального права, обязано сдать документы в орган, который исполняет этот вид административного наказания. Если же такие документы были утеряны, то лицо обязано заявить об этом в указанный орган в течении этого же срока. Если же лицо уклоняется от сдачи таких документов в указанный орган, то срок лишения специального права прерывается и может продолжится со дня сдачи или изъятия у лица соответствующего документа [3, c. 117].
В целом, необходимо обозначить, что лишение специального права в качестве вида административного наказания является серьезным инструментом механизма административного наказания. Данный вид санкции имеет свои особенности и проблематику применения. Такие выводы обуславливают необходимость проведения более глубокого анализа и последующего исследования.
Литература:
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 30.04.2021) // Российская газета. 31.12.2001. № 256.
- Козыренкова М. А. Лишение специального права в виде права управления транспортным средством // Молодой ученый. 2021. № 19 (361). С. 209–211.
- Ловля Д. Ю. Административное наказание в виде лишения специального права // Молодой ученый. 2021. № 43 (385). С. 116–118.
- Ловля Д. Ю. Основания назначения наказания в виде лишения специального права // Молодой ученый. 2021. № 43 (385). С. 118–121.
- Шарабуряк Л. В. Предложения по совершенствованию законодательства в сфере лишения специального права как административного наказания // Молодой ученый. 2021. № 39 (381). С. 144–146.