Использование метода проектов в экономическом воспитании детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (390) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 30.11.2021

Статья просмотрена: 146 раз

Библиографическое описание:

Колоскова, Т. М. Использование метода проектов в экономическом воспитании детей старшего дошкольного возраста / Т. М. Колоскова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 48 (390). — С. 416-420. — URL: https://moluch.ru/archive/390/86085/ (дата обращения: 15.11.2024).



На первый взгляд, слова «экономика» и «дошкольник» могут показаться несовместными. Но, согласитесь, каждый современный человек должен обладать азами экономической культуры и экономических знаний, чтобы правильно вести себя в обществе и грамотно решать свои финансовые проблемы. Бизнес, товар, деньги, бартер, торговля.… С такой терминологией дети с самого раннего детства встречаются на каждом шагу: дома, на улице, во время просмотра телепередач и даже мультфильмов. Замечено: в игре, в речевом общении друг с другом дети употребляют отдельные слова из мира экономики, но не совсем в правильном значении и часто не к месту. Поэтому и возникла мысль — познакомить дошкольников со значением экономических терминов, дать им элементарные сведения из области экономики.

Наблюдая за детьми во время игр, прогулок, занятий я столкнулась с проблемой незнания детьми самых элементарных экономических отношений. Нашим воспитанникам предстоит жить в ХХI веке — веке сложных экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит — строить свою жизнь

более организованно, разумно, интересно. Хочется, чтобы дети приобрели доступные им знания и поняли, какое место экономика занимает в окружающей их действительности, где и когда каждый человек соприкасается с ней. И чтобы доступнее решить эту задачу я использовала в своей работе новую педагогическую технологию метод проектов. Немного напомню, что такое метод проекта и вкратце его суть.

Итак, что же такое метод проекта ?

Проект включает три этапа:

— подготовительный,

— исследовательский,

— обобщение результатов с разработкой рекомендаций на основе собственных наблюдений.

Проект в детском саду как метод организованного освоения ребенком окружающей среды условно можно разделить на несколько блоков.

Первый блок предполагает педагогическое сопровождение ребенка в деятельности по освоению окружающего мира.

Второй блок способствует актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению.

Третий блок стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой деятельности.

Итак, цель проекта — добывать информацию и использовать ее, т. е. учить действовать самостоятельно.

Также в работе эффективно использовать карточки самоанализа проектной деятельности дошкольников: карточки могут быть распечатаны и использованы в качестве пособий в работе с детьми по методу проекта

ПРОЕКТ

восприятие предмета

деятельность детей

творчество

Экскурсии

наблюдения

эксперименты

чтение художественной литературы

рассматривание

слушание музыки

труд

изодеятельность

Перенос накопленного опыта в другие сферы деятельности

Если сказать просто, то проект — это тоже выполнение программы, только в ней есть этапы: подготовительный, основной и заключительный и полученные детьми знания ведут к исследовательскому поиску, т. е. дети учатся действовать самостоятельно, другими словами, выход в продуктивную деятельность.

Проводится коррекционная работа: это лексика, грамматика и выход в связную речь. Еженедельно планируется новая лексическая тема и мы подбираем экономическую тему, которая тесно связана с этой. Например: тема: «Семья». Помимо того, что дети усваивают лексическую сторону темы: брат, сестра, бабушка, дедушка в познавательное занятие включались и такие понятия как доходы, расходы, бюджет и т. д.

Как таковы отдельно занятия по экономике не планируются, но в познавательное развитие 1 раз в 2 недели включаются темы по экономической культуре. В вечерние часы 1 раз в неделю можно предложить детям поиграть в экономические игры «Пирамида», «Кто хочет стать миллионером», «Доходы и расходы» и др.

Родители оказывают большую поддержку и помощь в осуществлении метода проектов. Помогают в организации экскурсий, походов, активно отзываются на различные творческие экономические конкурсы «Поле чудес», «Аукцион». Эффективно в ДОУ вести кружок «Экономик», на котором могут быть решены следующие задачи:

— углубление представлений детей о доходах и расходах;

— раскрытие покупательной силы денежных знаков;

— расширение знаний детей о рекламе, бартере, прибыли.

Метод проектов был очень популярен в России в 20-е годы. Но у него были как сторонники, так и противники. Главные претензии к методу проекта состояли в том, что дети при таком обучении не получают систематических знаний, ими трудно управлять и ещё труднее оценивать. Поэтому популярность метода сменилась в нашей стране полным его забвением, и лишь в связи с перестройкой и новыми общественными тенденциями интерес к нему возродился.

Сегодня метод проектов активно развивается за рубежом и в нашей стране, получил новые доказательства своей эффективности в различных ситуациях, очень популярен среди педагогов — инноваторов.

Однако неправильно полагать, что дети внутри проекта обязательно занимаются творчеством. Деятельность может носить вполне продуктивный характер. Предположим, группа реализует проект «Сделаем участок для прогулок чистым». Ставится цель, планируются и реализуются действия, оценивается результат. Тот, кто подбирает бумажки и метёт двор, занимается вполне разумным и понятным делом. Но, чтобы оно стало творческим, нужно, к примеру, придумать особые носилки, рационализирующие труд, или урны, бросать бумажки, в которые одно удовольствие. Это уже не просто трудовая деятельность. В ней появляются элементы изобретательства и дизайнерского искусства. В этом случае проект может вывести некоторых (или большинство) детей на творческий уровень. И с этой точки зрения проектная деятельность предоставляет для творчества гораздо больше возможностей, чем обыкновенная игра, в процессе которой требуется усвоить некоторый объём заданной информации.

Поэтому использование проектного метода приветствуется приверженцами творческого развития ребенка и незаменим в детской исследовательской деятельности.

Я предлагаю образцы заполнения проектной деятельности:

СТАРТ (я выбрал тему и цель проекта и нарисовал себя в начале пути)

_____________________________________________________________

К кому я буду обращаться за советом?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

На чью помощь я могу рассчитывать?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Прочитайте мне эти книги:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что еще необходимо сделать, чтобы подготовиться к выполнению задуманного как можно лучше?

_______________________________________________________________________________________________________________________________

Попрошу взрослых оценить мою работу

Что сказала мама?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что сказала логопед?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как оценили проект мои друзья?

____________________________________________________________________________________________________________________

В чем я с ними согласен, а в чем — нет?

____________________________________________________________________________________________________________________

Какие еще проекты я мог бы сделать?

Вместе с Зайкой-Знайкой я иду придумывать новый проект.

Себя я рисую сам и сам раскрашиваю зайчика.

j0304933

Мой проект

(заполняется воспитателем со слов ребенка)

________________________________________________________

(название проекта)

Что я хочу сделать? (чему научиться, каким стать)

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что будет главным результатом проекта?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

А какой будет эмблема моего проекта? (Когда я выполню его, она будет наклеена)

Подведем итоги!

Выполнил ли я, что задумал?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Получилось ли сделать то, что я записал как главный результат проекта?

____________________________________________________________________________________________________________________

Все ли получилось так, как я задумывал?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что было сделано хорошо?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что было сделано плохо?

____________________________________________________________________________________________________________________

Что было выполнить легко, а что оказалось неожиданно трудно?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Кто бы мог сказать мне спасибо за этот проект?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Литература:

  1. Белая К. Ю. «Инновационная деятельность в ДОУ», М, «Сфера», 2005
  2. Евменова Г. В., Меньшикова О. И. «Детский экономический словарь» Науч. ред. Т. Л. Попова. М., 1997.
  3. Корнак Е. А. Экономическое воспитание дошкольников М. 2002. 425 с.
  4. Липсиц И. В. Удивительные приключения в стране «Экономика»: Для детей младшего и среднего школьного возраста. М.,1992.
  5. Сасова И. А. Экономическое воспитание детей в семье. М., 1989.
  6. Смоленцева А. А. «Введение в мир экономики, или мы играем в экономику». Учебно-методическое пособие. — СПб: «ДЕТСТВО — ПРЕСС», 2002
  7. Шатова А. Д. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание? //Дошкольное воспитание. 1989. № 8.
  8. Шатова А.Д- Дошкольник и... экономика // Обруч. 1999. № 1.
  9. Шатова А.Д- Дошкольник и... экономика: Программа. М., 1996.
  10. Шведова И. Ф. Экономическая азбука для детей и взрослых. М., 1992.
Основные термины (генерируются автоматически): проект, ребенок, метод проекта, главный результат проекта, метод проектов, мой проект, проектная деятельность, экономическая культура.


Похожие статьи

Использование технологии моделирования для формирования математических способностей детей дошкольного возраста

Использование дидактических игр в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста

Использование мягких модулей в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста

Использование цифровых образовательных ресурсов в обучении детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Применение технологий проблемного обучения на уроках в начальной школе

Использование игры в экологическом воспитании и образовании дошкольников среднего возраста

Использование технологии «синквейн» в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста

Использование дидактических игр в развитии элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста

Использование логических игр для развития интеллектуальных способностей одаренных детей дошкольного возраста

Использование знаний об экологическом воспитании как средство повышения мотивации обучения детей

Похожие статьи

Использование технологии моделирования для формирования математических способностей детей дошкольного возраста

Использование дидактических игр в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста

Использование мягких модулей в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста

Использование цифровых образовательных ресурсов в обучении детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Применение технологий проблемного обучения на уроках в начальной школе

Использование игры в экологическом воспитании и образовании дошкольников среднего возраста

Использование технологии «синквейн» в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста

Использование дидактических игр в развитии элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста

Использование логических игр для развития интеллектуальных способностей одаренных детей дошкольного возраста

Использование знаний об экологическом воспитании как средство повышения мотивации обучения детей

Задать вопрос