На первый взгляд, слова «экономика» и «дошкольник» могут показаться несовместными. Но, согласитесь, каждый современный человек должен обладать азами экономической культуры и экономических знаний, чтобы правильно вести себя в обществе и грамотно решать свои финансовые проблемы. Бизнес, товар, деньги, бартер, торговля.… С такой терминологией дети с самого раннего детства встречаются на каждом шагу: дома, на улице, во время просмотра телепередач и даже мультфильмов. Замечено: в игре, в речевом общении друг с другом дети употребляют отдельные слова из мира экономики, но не совсем в правильном значении и часто не к месту. Поэтому и возникла мысль — познакомить дошкольников со значением экономических терминов, дать им элементарные сведения из области экономики.
Наблюдая за детьми во время игр, прогулок, занятий я столкнулась с проблемой незнания детьми самых элементарных экономических отношений. Нашим воспитанникам предстоит жить в ХХI веке — веке сложных экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит — строить свою жизнь
более организованно, разумно, интересно. Хочется, чтобы дети приобрели доступные им знания и поняли, какое место экономика занимает в окружающей их действительности, где и когда каждый человек соприкасается с ней. И чтобы доступнее решить эту задачу я использовала в своей работе новую педагогическую технологию метод проектов. Немного напомню, что такое метод проекта и вкратце его суть.
Итак, что же такое метод проекта ?
Проект включает три этапа:
— подготовительный,
— исследовательский,
— обобщение результатов с разработкой рекомендаций на основе собственных наблюдений.
Проект в детском саду как метод организованного освоения ребенком окружающей среды условно можно разделить на несколько блоков.
Первый блок предполагает педагогическое сопровождение ребенка в деятельности по освоению окружающего мира.
Второй блок способствует актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению.
Третий блок стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой деятельности.
Итак, цель проекта — добывать информацию и использовать ее, т. е. учить действовать самостоятельно.
Также в работе эффективно использовать карточки самоанализа проектной деятельности дошкольников: карточки могут быть распечатаны и использованы в качестве пособий в работе с детьми по методу проекта
ПРОЕКТ
восприятие предмета |
деятельность детей |
творчество |
Экскурсии наблюдения эксперименты чтение художественной литературы рассматривание слушание музыки |
труд изодеятельность |
Перенос накопленного опыта в другие сферы деятельности |
Если сказать просто, то проект — это тоже выполнение программы, только в ней есть этапы: подготовительный, основной и заключительный и полученные детьми знания ведут к исследовательскому поиску, т. е. дети учатся действовать самостоятельно, другими словами, выход в продуктивную деятельность.
Проводится коррекционная работа: это лексика, грамматика и выход в связную речь. Еженедельно планируется новая лексическая тема и мы подбираем экономическую тему, которая тесно связана с этой. Например: тема: «Семья». Помимо того, что дети усваивают лексическую сторону темы: брат, сестра, бабушка, дедушка в познавательное занятие включались и такие понятия как доходы, расходы, бюджет и т. д.
Как таковы отдельно занятия по экономике не планируются, но в познавательное развитие 1 раз в 2 недели включаются темы по экономической культуре. В вечерние часы 1 раз в неделю можно предложить детям поиграть в экономические игры «Пирамида», «Кто хочет стать миллионером», «Доходы и расходы» и др.
Родители оказывают большую поддержку и помощь в осуществлении метода проектов. Помогают в организации экскурсий, походов, активно отзываются на различные творческие экономические конкурсы «Поле чудес», «Аукцион». Эффективно в ДОУ вести кружок «Экономик», на котором могут быть решены следующие задачи:
— углубление представлений детей о доходах и расходах;
— раскрытие покупательной силы денежных знаков;
— расширение знаний детей о рекламе, бартере, прибыли.
Метод проектов был очень популярен в России в 20-е годы. Но у него были как сторонники, так и противники. Главные претензии к методу проекта состояли в том, что дети при таком обучении не получают систематических знаний, ими трудно управлять и ещё труднее оценивать. Поэтому популярность метода сменилась в нашей стране полным его забвением, и лишь в связи с перестройкой и новыми общественными тенденциями интерес к нему возродился.
Сегодня метод проектов активно развивается за рубежом и в нашей стране, получил новые доказательства своей эффективности в различных ситуациях, очень популярен среди педагогов — инноваторов.
Однако неправильно полагать, что дети внутри проекта обязательно занимаются творчеством. Деятельность может носить вполне продуктивный характер. Предположим, группа реализует проект «Сделаем участок для прогулок чистым». Ставится цель, планируются и реализуются действия, оценивается результат. Тот, кто подбирает бумажки и метёт двор, занимается вполне разумным и понятным делом. Но, чтобы оно стало творческим, нужно, к примеру, придумать особые носилки, рационализирующие труд, или урны, бросать бумажки, в которые одно удовольствие. Это уже не просто трудовая деятельность. В ней появляются элементы изобретательства и дизайнерского искусства. В этом случае проект может вывести некоторых (или большинство) детей на творческий уровень. И с этой точки зрения проектная деятельность предоставляет для творчества гораздо больше возможностей, чем обыкновенная игра, в процессе которой требуется усвоить некоторый объём заданной информации.
Поэтому использование проектного метода приветствуется приверженцами творческого развития ребенка и незаменим в детской исследовательской деятельности.
Я предлагаю образцы заполнения проектной деятельности:
СТАРТ (я выбрал тему и цель проекта и нарисовал себя в начале пути)
_____________________________________________________________
К кому я буду обращаться за советом?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
На чью помощь я могу рассчитывать?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Прочитайте мне эти книги:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что еще необходимо сделать, чтобы подготовиться к выполнению задуманного как можно лучше?
_______________________________________________________________________________________________________________________________
Попрошу взрослых оценить мою работу
Что сказала мама?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что сказала логопед?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как оценили проект мои друзья?
____________________________________________________________________________________________________________________
В чем я с ними согласен, а в чем — нет?
____________________________________________________________________________________________________________________
Какие еще проекты я мог бы сделать?
Вместе с Зайкой-Знайкой я иду придумывать новый проект.
Себя я рисую сам и сам раскрашиваю зайчика.
Мой проект
(заполняется воспитателем со слов ребенка)
________________________________________________________
(название проекта)
Что я хочу сделать? (чему научиться, каким стать)
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что будет главным результатом проекта?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
А какой будет эмблема моего проекта? (Когда я выполню его, она будет наклеена)
Подведем итоги!
Выполнил ли я, что задумал?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Получилось ли сделать то, что я записал как главный результат проекта?
____________________________________________________________________________________________________________________
Все ли получилось так, как я задумывал?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что было сделано хорошо?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что было сделано плохо?
____________________________________________________________________________________________________________________
Что было выполнить легко, а что оказалось неожиданно трудно?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Кто бы мог сказать мне спасибо за этот проект?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Литература:
- Белая К. Ю. «Инновационная деятельность в ДОУ», М, «Сфера», 2005
- Евменова Г. В., Меньшикова О. И. «Детский экономический словарь» Науч. ред. Т. Л. Попова. М., 1997.
- Корнак Е. А. Экономическое воспитание дошкольников М. 2002. 425 с.
- Липсиц И. В. Удивительные приключения в стране «Экономика»: Для детей младшего и среднего школьного возраста. М.,1992.
- Сасова И. А. Экономическое воспитание детей в семье. М., 1989.
- Смоленцева А. А. «Введение в мир экономики, или мы играем в экономику». Учебно-методическое пособие. — СПб: «ДЕТСТВО — ПРЕСС», 2002
- Шатова А. Д. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание? //Дошкольное воспитание. 1989. № 8.
- Шатова А.Д- Дошкольник и... экономика // Обруч. 1999. № 1.
- Шатова А.Д- Дошкольник и... экономика: Программа. М., 1996.
- Шведова И. Ф. Экономическая азбука для детей и взрослых. М., 1992.