В данной статье рассмотрен опыт зарубежных кинофабрик, опыт, который можно было бы использовать в Казахстане, так как у нас эта тема не развита, несмотря на то, что наши режиссеры активно снимают различные, хорошие картины. Киноиндустрия развивается большими и быстрыми шагами, поэтому и архитектура в этом направлении должна развиваться, ведь кроме «Казахфильма» у нас нет кинофабрик. При этом всём даже в «Казахфильме» планируется реконструкция американской компанией.
Ключевые слова : киноиндустрия, кинофабрика, архитектура, зарубежный опыт, технология, архитектурно-планировочное решение.
This article examines the experience of foreign film factories, the experience that could be used in Kazakhstan, as we have not developed this topic, despite the fact that our Directors are actively shooting various, good pictures. The film industry is developing with great and rapid steps, so the architecture in this direction should develop, because apart from «Kazakhfilm» we do not have film factories. At the same time, even in «Kazakhfilm» is planned to be reconstructed by an American company.
Keywords : film industry, film factory, architecture, foreign experience, technology, architectural and planning solution.
В настоящее время актуальный вопрос в современном мире — это киноиндустрия. Фильмы, сериалы, клипы и т. д. на сегодняшний день — неотъемлемая часть современного общества. Сегодня каждый человек любого возраста знаком с кино. Популярным местом для времяпровождения являются кинотеатры, телевизор — обязательный атрибут каждого дома в современном мире, фильмы и сериалы — обязательная часть дня.
Но кинофабрики, съёмочные павильоны есть не во всех городах, а то и странах. Хотя хороших частных кинокомпаний, и режиссеров достаточно. В Казахстане, снимая хороший, красивый фильм или сериал, кинокомпании обращаются с предложениями в «Казахфильм», чтобы снимать в их павильонах. Даже несмотря на это, изучив «Казахфильм», я был недоволен тем, в каком там всё состоянии. И я окончательно убедился, что эта тема более чем актуальна.
Большинство современных кино-студийных комплексов образовалось путем эволюции из киностудий. Под киностудией понимается предприятие, специализированное на производстве кинофильмов, мультфильмов, включающее в себя художественно-творческие и производственно-технические процессы. Прообразами современных киностудий можно считать созданные Томасом Эдисоном Black Maria («Черный ворон»); в городе Уэст-Ориндж, США 1893г. (рис. 1–3); и «Ателье Поз» Жоржа Мельеса в Монтрё, Франция, 1897 г.
С момента появления озвучки в фильмах в конце 20-х годов ХХ века многие студии оборудовали шумоизолирующими материалами. Всё это произошло благодаря кинокомпании Warner Brothers, так как они первые сняли «говорящие фильмы» за счет того, что активно развивали звукозаписывающие студии. Далее, кинокомпании не могли состоять из одного здания, и для своей деятельной структуры они требовали обширных территорий (рис.4.). Так на ум приходит типичный образ киностудии, развившейся до нашего времени: планировочную систему составляет блок съемочных павильонов; блок зданий для проведения постобработки отснятого материала (постпродакшн); офисные здания общественно-деловой направленности.
Рис. 1. Первая киностудия в мире «Black Maria» («Черный ворон»), г. УэстОриндж, Нью-Джерси, США, 1893 г.
Рис.2 Студия Warner brothers 1920г. Бербанк Калифорния
Во времена межвоенного периода строительство коммерческих зданий — гостиниц, отелей, доходных домов всё ещё имело доминантную роль. Высотные здания, созданные в Соединенных Штатах Америки, возникли и в Европе. В классических структурах киностудий тоже возникают высотные офисные небоскрёбы таких как: Warner Brothers Pictures, 20th Century Fox Pictures, Universal Pictures. На конец 80-х гг. пришлась компьютеризация, и высокие технологии начали способствовать небывалому ранее уровню кинематографии. Фильм, созданный кинокомпанией Disney, под названием «История игрушек» 1995-го года стал самым первым анимационным фильмом, он был создан исключительно благодаря компьютерным технологиям, благодаря чему компания Pixar прославилась. Так и рождается тенденция не к тому, чтобы копить новые структурные элементы, а к добровольному отказу (абдикации) от ряда других составляющих объёмов, по причине морального износа или нерентабельности. При колоссальном отличии занимаемой территории, в сравнении с киностудиями полного цикла и уменьшению количества структур, компания Pixar стала самой успешной в коммерческом плане киностудией за всё время кинематографа.
Концепция, по которой кинокомпания предоставляет развлечения на основе фильмов, впервые была успешно создана Walt Disney. Опираясь на идеи сада Тиволи в Дании, Эфтелинг в Нидерландах и Гринфилд-Виллидж, Страны детских фантазий в США., а также на идее парка райских Источников коммуны «Дом Давида» в городе Бентон Харборе, штат Мичиган, в 1955 году в городе Айхайм в штате Калифорния был открыт «Парк Disneyland». Коммерческий успех данного парка имел влияние на пересмотрение функционального использования этих территорий мировых киностудий: открытые натурные площадки, офисно-гостиничные зоны, резервные площади. Приведенные примеры были использованы для кинопроизводства всего лишь эпизодически, либо одноразово, это давало возможность сдавать их под аренду для различных нужд, не связанных с кинопроизводством, а также появлялась возможность переназначать в ранг тематического парка. К примеру, после окончания использования декораций к кинофильму под названием «Водный мир» в киностудии Universal Pictures в 1995 году, кинокомпания пришла к решению сохранить её и использовать в дальнейшем в качестве аттракциона на воде для гостей. Накапливаясь, декорационные материалы возводят в декорационные комплексы, которые, при их необходимости переносят и оставляют композиции.
Литература:
- Ташбулатов Р. Г. Эволюция архитектуры киностудий. Архитектон: известия вузов» № 42 — Электронное издания Приложение Сентябрь 2013URL: http://archvuz.ru/2013_22/9.
- Ташбулатов Р. Г. Киностудийный комплекс, как один из центров общественной жизни города. Материалы международной научной конференции. Молодые исследователи регионам. Том 1. Секция «Архитектура и дизайн архитектурной среды». Стр.: 329–331. URL: http://www.regconf. vstu.edu.ru/
- Коноплёв Б. Н. Основы фильмопроизводства: уч. пособие для киновузов. М.: Искусство, 1988 г.. 320 с.
- Агафонова Н. А. Искусство кино. Этапы, стили, мастера. Пособие для студентов вузов. Минск: Изд-во Тесей, 2005 г. 192 с.