Говоря о современном преподавании юридических дисциплин в вузах, мы должны в первую очередь обратиться к истории этого вопроса. Здесь следует отметить, что на современность оказал большое влияние застой в этой области в период СССР. Причиной тому специфика законодательства того времени, которое достаточно редко подвергалось изменениям, поэтому педагогический процесс ориентировался на заучивание материала.
В настоящее же время вопрос обучения в правовой области встает особенно остро. В последние два десятилетия в рамках вузовской педагогики возникло новое направление — юридическая педагогика. Первое ее систематическое изложение было представлено в учебнике К. М. Левитана, в котором в общем плане рассматриваются различные формы обучения, как традиционные, так и инновационные (например, семинар исследовательского типа, учебная конференция и др.) [3, 92].
Недостатками работ того времени можно назвать то, что они обращались к общим педагогическим методам, не рассматривая специфики именно юридического образования.
Конституция РФ 1993 г. сделала возможным прямое применение норм международного права в России, т. е. на внутригосударственном уровне.
На сегодняшний день, когда границы страны более открыты и она активно вступает в международные сношения, и международное право сейчас все чаще обращается к вопросам судебных отношений между персоналиями, а не государствами, и возникла необходимость поднять уровень юридического образования вровень с европейским, осуществляющимся инновационными методами.
Закономерно это породило тенденцию заимствования педагогических инноваций из зарубежной практики. Ключевой из них стали игровые процессы, позволяющие имитировать юридическую ситуацию.
Проведение игрового процесса охватывает три этапа:
1) подбор материала, необходимого студентам для проведения процесса;
2) подготовка процессуальных материалов;
3) проведение самого процесса [3, 92].
Значительной дидактической ценностью обладают проводимые в настоящее время международные конкурсы юридической медиации для обучающихся профильных вузов.
Они представляют собой многоэтапные конкурсы, которые проводятся сначала на национальных, а затем на международном уровнях: например, конкурс им. Ф. Джессопа, Международный конкурс по правовому консультированию им. Брауна — Мостена.
Следует отметить, что в соответствии с ФГОС ВПО процент практических занятий по направлению подготовки «Юриспруденция» должен занимать около 70 % от лекционных аудиторных занятий, то есть для практики выделено довольно обширное время. Около 30 % должны занимать занятия, проводимые в активной и интерактивной форме [5, 217].
Среди практико-ориентированных методов обучения можно также выделить креативно-акцентный подход. Суть его заключается в том, что система обучения выстраивается так, чтобы максимально задействовать инициативу самого обучающегося, а в плане содержательного компонента расставить акценты, выделить наиболее значимые нюансы и направить больше внимания на них, не сосредотачиваясь на устаревшей технологии заучивания.
С этой идеей перекликается и подход к обучению, как формированию правового мировоззрения. В этом подходе перед образованием ставится цель сформировать индивидуальное юридическое мировоззрение специалиста и дать ему органично вписаться в систему общественного мировоззрения и существующего права. Основы формирования правового мировоззрения будущих юристов заложены в трудах С. С. Алексеева [4, 97].
Использование активных методов обучения предполагает взаимодействие учащихся с педагогом, но в том формате, когда инициатива и активность самих учащихся не менее значима, чем активность педагога. Это любые учебные задания творческого, поискового характера, дискуссии, игра, анализ ситуаций, тренинги.
Использование интерактивных методов — это ориентация на совместное творчество студентов, их способность работать над проектом в кооперации, распределять обязанности и осуществлять взаимоконтроль в малых группах.
Это направление тесно связано с проектным методом работы, который в наши дни набирает популярность. Совместная работа над проектом сближает и социализирует студентов, помогает им самостоятельно научиться отбору материала, хорошо закрепляет знания, поскольку является практическим видом работы, и знания, примененные на практике, прочнее усваиваются, чем теоретическое объяснение.
В сфере использования интерактивных методов работа преподавателя в основном является консультативной, он разрешает слишком сложные для студента вопросы, направляет его исследование, когда оно зашло в тупик, указывает, на какие источники информации обратить внимание.
Следует отметить, что все перечисленные методы не обязательно должны использоваться в чистом виде. Зачастую удобно сочетать их, закрепляя практической работой лекционный материал. Таким образом в нужной мере учащимся подается теоретическое знание, но и не происходит усталость от абстрактного материла, поскольку он сразу проверяется практикой.
Отдельно необходимо упомянуть технические средства обучения. Прошедший и новый учебный годы поставили перед педагогами нетривиальные задачи, выдвинув на первый план дистанционное обучение, и можно сказать, что и педагоги, и студенты оказались не в полной мере готовы к такой работе.
Перспективы развития в этой области видятся в сфере повышения технической оснащенности ВУЗов и технической подготовленности педагогов. Если технические средства станут обыденностью для преподавательской работы, то менее болезненно будет восприниматься и переход на дистанционное обучение.
Технические средства обучения — это не только способ связи педагога с учениками, но это и метод разнообразить урочную деятельность. Например, это возможность использовать кинематографические произведения в качестве примеров юридических ситуаций, над которыми студентам предстоит дискутировать.
Говоря о технических средствах обучения, необходимо упомянуть проблему представления наглядности в юридическом образовании. Специфика профессии такова, что часто она работаем с умозрительными заключениями, которые сложно иллюстрировать. Тем важнее подключать средства визуализации, разгружая память учащихся. Самое очевидное — это использование структурирующих таблиц и схем.
Как уже было сказано выше, возможно обращение к кинематографу, к литературным произведениям, эти методы работы по своей задаче не отличаются от предоставления простых юридических ситуаций. Но при этом в такой форме задания воспринимаются эмоционально окрашено, и информация лучше закрепляется.
В плане готовности студентов к обучению следует говорить о развитии навыков самоорганизации, и опять же способности работать в малых группах в ходе проектной деятельности.
Использование различных методов не может быть регламентировано одинаково для всех дисциплин, поскольку каждая имеет свою специфику — одни более практик ориентированы и дают простор для реализации проектов, а другие более теоретичны. Индивидуальный подход, понимание возможностей вуза (в частности, финансовых и технических), подготовленности педагога, запроса группы и уровня теоретической подготовки группы — вот те факторы, которые нельзя игнорировать при выборе методов работы.
Обобщая, можно сказать, в настоящее время система методов преподавания в юридическом вузе основана, с одной стороны, на общепринятых формах и методах обучения, как традиционных, так и инновационных, а с другой стороны, в юридическом образовании используются специфические формы обучения, в рамках которых может применяться весь комплекс современных методов [3, 94].
Таким образом, реорганизация системы высшего образования в современный период предполагает как стартовую основу переход к таким методам обучения, которые основаны на конструктивистском, оперативном подходе, вместо традиционного линейного подхода, когда в процессе обучения знания давались впрок (по принципу «чем больше, тем лучше»). И этот парадигмальный сдвиг в системе вузовского образования, подразумевающий внедрение современных педагогических технологий, уже имеет место. Современное образование должно соответствовать реальным потребностям и международным стандартам.
Специфика методической инноватики в юридическом вузе, на наш взгляд, должна быть связана, прежде всего, с наполнением используемых методов конкретным юридическим материалом и алгоритмом его использования в системе применяемых методов, т. е. учебный материал и используемый для его усвоения метод должны быть взаимообусловленными.
Литература:
- Бобрышов С. В., Смагина М. В. Методы активизации процесса обучения: Учебное пособие. — Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2010. — 256 с.
- Жадан В. Н. Некоторые подходы в преподавании юридических дисциплин // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, № 4–5, 2017, с. 33–37.
- Железовская Г. И., Хижняк В. С. Традиции и инновации в преподавании юридических дисциплин // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика, № 1, 2018, с. 91–94.
- Мещерякова Е. И., Яурова И. С., Бугаков Д. Н. О креативном обучении юридическим дисциплинам // Вестник Воронежского института МВД России, № 1, 2007, с. 95–99.
- Тарасенко О. А. Современные методы преподавания юридических дисциплин // Актуальные проблемы российского права, № 9 (70), 2016, с. 217–228.