В статье рассматриваются вопросы применения к субъектам предпринимательства мер правового воздействия. В рамках работы анализируются понятия мер правового воздействия, концепция финансовых санкций, функции санкций, основания для применения финансовых санкций, применение мер правового воздействия на основании Эконмического процессуального кодекса Республики Узбекистан. Автор приходит к выводу о том, что концепция экономических санкций несовместима с понятием имущественных санкций в гражданском праве, поскольку многие санкции, которые могут применяться или не применяться в деловых отношениях, не подпадают под действие имущественных санкций. Обосновывается, что защита, возмещение, наложение штрафа, восстановление являются основными функциями санкций, а основанием для их применения является наличие правонарушений (противоправный характер деятельности, неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору). Автор отмечает, что прекращение деятельности, приостановление деятельности, приостановление операций по счетам в банках, применение финансовых санкций, обращение в доход государства предметов правонарушений являются основными мерами правового воздействия, которые могут быть применены к субъектам предпринимательства.
Ключевые слова: меры правового воздействия, санкции, предприниматель, прекращение деятельности, ограничение деятельности, финансовые санкции, обращение в доход государства
Меры правового воздействия, применяемые к субъектам предпринимательства, — это, прежде всего, средство обеспечения верховенства закона. Однако государственное регулирование правового регулирования — неотъемлемая часть эффективности. Первоочередная задача государства — ограничить социально негативные воздействия: несоблюдение норм и правил субъектами предпринимательства, невыполнение обязательств, нарушение закона.
Правовой основой ответственности в сфере предпринимательской деятельности является правонарушение, то есть ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств перед контрагентом, ответственность по договору (неисполнение обязательств по передаче товара, выполнению работ, оказанию услуг). Нарушение порядка ведения бизнеса — это внедоговорная ответственность (применение финансовых штрафов, приостановление или прекращение деятельности субъекта предпринимательства) [1].
В силу своего экономического характера меры ответственности, применяемые в деловых отношениях, можно охарактеризовать как экономические санкции. Вместе с тем, это меры государственного принуждения, предусмотренные законодательством, т. е. они носят правовой характер. Экономическое содержание этих санкций — влияние на экономические интересы участников экономических отношений. С другой стороны, экономические санкции, такие как компенсация, можно рассматривать как форму защиты экономических прав и интересов, предусмотренных системой правового регулирования предпринимательской деятельности [2].
Концепция экономических санкций несовместима с понятием имущественных санкций в гражданском праве, поскольку многие санкции, которые могут применяться или не применяться в деловых отношениях, не подпадают под действие имущественных санкций.
Цели юридической ответственности отражены в ее функциях. Помимо определения функций, присущих юридической ответственности в сфере деловых отношений, следует иметь в виду, что предпринимательская деятельность в первую очередь связана с материальным производством, использованием имущества для изготовления (реализации) товаров [3].
Функции санкции заключаются в следующем: 1) защита — применение незамедлительных мер в отношении нарушившего закон субъекта предпринимательства, выступающих в качестве средства поддержания правопорядка в отношении него и побуждения его к прекращению противоправных действий; 2) возмещение — возмещение вреда, причиненного субъекту предпринимательства в результате ненадлежащего исполнения другой стороной своих обязательств; 3) наложение штрафа, то есть наказание субъекта предпринимательства, совершившего правонарушение; 4) восстановительный, т. е. возврат нарушенного объекта в прежнее состояние.
Таким образом, санкции являются средством наложения немедленных взысканий на субъект предпринимательства, который нарушает закон, действуя как средство поддержания правопорядка, а также как средство прекращения действий нарушителя и компенсации причиненного вреда.
Санкции могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами. Санкции также делятся на судебные и административные по порядку их применения.
В соответствии со статьей 40 1 Закона Республики Узбекистан «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности» в случаях, предусмотренных законом, в отношении субъектов предпринимательства принимаются меры по ограничению их деятельности.
На практике основанием для применения правовых санкций является правонарушение [4]. Концепция оснований для применения юридических санкций является широкой, она основана на обязательных общих «требованиях», установленных законом, которые являются основанием для применения конкретных юридических санкций.
Очевидно, что в каждом случае применение соответствующего средства правовой защиты вызвано определенными обстоятельствами, такими как неисполнение обязательств, совершенных субъектом предпринимательства.
Таким образом, наличие нарушения является обязательным условием применения правовых санкций.
Необходимым условием применения правовых санкций является наличие вины. Вина определяется как противоправное действие или бездействие предпринимателя-физического лица и его отношение к возникшим незаконным последствиям [5].
Что касается вины юридического лица, то она может выражаться в виновных действиях работника, связанных с выполнением трудовых функций. Если виновное деяние было совершено не по вине отдельного работника, ответственность за него несут различные подразделения юридического лица. Однако в любом случае вина юридического лица — это вина не отдельного лица, а всего сообщества, поскольку возложение юридическим лицом полной или частичной компенсации на виновного физического лица ничего по существу не меняет.
Статья 217 Экономического процессуального кодекса Республики Узбекистан предусматривает некоторые меры правового воздействия, которые также могут быть применены к субъектам предпринимательства.
1. Прекращение деятельности
Прекращение хозяйственной деятельности является мерой правового воздействия на субъекты предпринимательства. При этом следует отметить, что прекращение деятельности субъекта предпринимательства — юридического лица может быть осуществлено путем ликвидации или реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования).
Ликвидация юридического лица возникает из гражданско-правовых отношений, и дело рассматривается в судебном порядке [6]. Данное правило распространяется на юридических лиц, не осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность и не образующих установленный законом уставный фонд. Следовательно, эта ответственность не рассматривается как мера или санкция.
При прекращении деятельности субъект предпринимательства может заниматься иной деятельностью, кроме прекращенной по решению суда, а при ликвидации юридического лица его деятельность прекращается полностью.
Прекращение деятельности субъекта предпринимательства является мерой юридической силы, которая может применяться в случае осуществления деятельности без разрешения (лицензии) или осуществления деятельности, запрещенной законом, а также в других случаях, предусмотренных законом. Другими словами, деятельность субъекта предпринимательства осуществляется только на основаниях, предусмотренных законом.
Следует отметить, что ликвидация хозяйствующего субъекта — юридического лица — это трудоемкий этап: назначение ликвидационной комиссии, регистрация имущества, публикация соответствующего сообщения в СМИ, удовлетворение требований кредиторов.
Деятельность индивидуального предпринимателя, допустившего грубые нарушения, также может быть прекращена только в судебном порядке. Деятельность индивидуального предпринимателя может быть прекращена также на основании обвинительного приговора суда о лишении права занятия предпринимательской деятельностью [7].
Согласно статье 45 Уголовного кодекса Республики Узбекистан, лишение лица определенного права является запретом обвиняемому заниматься какой-либо деятельностью в течение срока, установленного судом. Вид такой деятельности указывается судом в обвинительном приговоре.
2. Ограничение, приостановление и запрещение деятельности
Ограничение, приостановление и запрещение деятельности — мера правового воздействия, применяемая в случае нарушения субъектом предпринимательства требований нормативно-правовых актов. Приостановление деятельности субъекта предпринимательства означает неспособность субъекта предпринимательства осуществлять свою деятельность до устранения определенных обстоятельств (устранения правонарушения).
Приостановление деятельности означает, что субъект предпринимательства не превышает установленных судом ограничений при осуществлении своей деятельности.
При применении меры правового воздействия в виде запрета на деятельность субъекту предпринимательства запрещается заниматься определенным видом деятельности.
3. Приостановление операций по счетам в банках
Приостановление операций по банковским счетам — мера правового воздействия, применяемая в отношении субъектов предпринимательства в целях обеспечения исполнения требований должностных лиц в случае несоблюдения установленных законом обязанностей. Приостановление операций по банковским счетам предпринимателя осуществляется только на основании решения суда, за исключением случаев выявления отмывания денег и финансирования терроризма.
В случаях, предусмотренных законом, государственные органы вправе обратиться в суд с заявлением о приостановлении операций по банковским счетам.
4. Применение финансовых санкций
К финансово-правовым санкциям относятся санкции, направленные на взыскание с субъектов предпринимательства денег за неисполнение обязательств по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды.
Другими словами, финансовые и правовые санкции — это принудительные меры государства, уплачиваемые в бюджет в денежной форме компетентным государственным органам и их должностным лицам налогоплательщиками (юридическим и физическим лицам) в порядке, установленном административными и финансовыми нормами.
Штрафы влекут за собой неблагоприятные последствия для субъектов предпринимательства за нарушение соответствующих требований нормативных актов.
Заявление о наложении финансовой санкции может быть подано в суд надзорным органом, уполномоченным налагать финансовую санкцию в соответствии с законодательством. К таким органам относятся государственная налоговая инспекция, государственный таможенный комитет, антимонопольный орган и их территориальные органы и другие.
К заявлению о применении финансовых санкций прилагаются следующие документы:
— документы, на основании которых проводится проверка (решение специально уполномоченного органа, координирующего деятельность контролирующих органов);
— постановление следственных органов, если расследование проводится в рамках уголовного дела;
— порядок проверки;
— план проверки;
— акт или другие приложенные к нему документы по результатам проверки;
— протокол и решение о рассмотрении материалов проверки, если их подготовка и принятие предусмотрены законом;
— доказательства передачи или отправки копии решения ответчику.
5. Обращение в доход государства предметов правонарушений
Вопрос о передаче предметов правонарушения в доход государства решается судом, рассматривающим дело о правонарушении. Предметы правонарушения могут быть переданы в доход государства только в случаях, предусмотренных законом.
Таким образом, изучив вопрос применения в отношении субъектов предпринимательства мер правового воздействия были разработаны следующие выводы:
- Концепция экономических санкций несовместима с понятием имущественных санкций в гражданском праве, поскольку многие санкции, которые могут применяться или не применяться в деловых отношениях, не подпадают под действие имущественных санкций;
- Функции санкции заключаются в следующем: защита; возмещение; наложение штрафа; восстановление;
- Наличие нарушения (противоправный характер деятельности, неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору) является обязательным условием применения правовых санкций;
- Не все меры правового воздействия, предусмотренные в статья 217 Экономического процессуального кодекса Республики Узбекистан могут быть применены к субъектам предпринимательства. Среди них применению подлежат: прекращение деятельности; приостановление деятельности; приостановление операций по счетам в банках; применение финансовых санкций; обращение в доход государства предметов правонарушений.
Литература:
- Тадбиркорлар учун маъмурий тартиб-қоидалар тўғрисида брошюра / Ғ.Хидоятов, Х.Мелиев, Ш.Саидов ва бошқ. — Т.: «Sharq», 2011. — 176 б.
- З.Эсанова Фуқаролик суд ишларини юритишда процессуал мажбурлов чоралари: асослари, тартиби, бу соҳадаги янгиликлар // Review of law sciences. 2018. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fu-arolik-sud-ishlarini-yuritishda-protsessual-mazhburlov-choralari-asoslari-tartibi-bu-so-adagi-yangiliklar (дата обращения: 26.11.2021).
- Mamayusufovna S. I. Review of the procedural norms about the jurisdiction of economic cases in the economic procedural legislation of the Republic of Uzbekistan //Вестник науки и образования. — 2018. — №. 15–1 (51).
- Д.Хабибуллаев. Некоторые вопросы совершенствования гражданского процессуального кодекса Республики Узбекистан // Review of law sciences. 2017. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-voprosy-sovershenstvovaniya-grazhdanskogo-protsessualnogo-kodeksa-respubliki-uzbekistan (дата обращения: 26.11.2021).
- Salimova I. M. Executive document-an independent procedural act of enforcement proceedings // Юридический факт. — 2019. — №. 70. — С. 23–25.
- Д.Хабибуллаев. Вопросы совершенствования сроков сдачи к исполнению исполнительной документации // Review of law sciences. 2018. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/voprosy-sovershenstvovaniya-srokov-sdachi-k-ispolneniyu-ispolnitelnoy-dokumentatsii (дата обращения: 26.11.2021).
- Shavkatovich P. O. The procedural aspects of electronic evidence in civil litigation: experience of Uzbekistan // PalArch's Journal of Archaeology of Egypt/Egyptology. — 2020. — Т. 17. — №. 7. — С. 9192–9199.