В статье авторы раскрывают особенности субъектов рыночных отношений.
Ключевые слова: рыночная экономика, субъект рыночной экономики, государство, государственное регулирование, субъект хозяйствования, фирма, индивидуальный предприниматель, покупатели.
Как правило, субъектами рыночной экономики являются: предприниматели; работники, продающие свой труд; конечные потребители; владельцы ссудного капитала; собственники ценных бумаг; торговцы и т. д. Основные субъекты рыночного хозяйства принято подразделять на четыре группы: домашнее хозяйство; предприятие (фирма), банк и государство (правительство).
Субъекты рынка обладают такими признаками, как:
1) регистрация в установленном законом порядке;
2) хозяйственная компетенция, то есть совокупность прав и обязанностей, которые субъект получает после регистрации;
3) наличие обособленного имущества;
4) самостоятельная имущественная ответственность [1].
Рассмотрим сначала особенности государства как субъекта исследуемых правоотношений. Оно выступает главным институтом, который регулирует все области жизнедеятельности общества, поскольку оно обладает властью, аппаратом управления, а также правом принимать законы, которые регулируют работу всех отраслей и сфер жизни государства. Несмотря на то, что рынок может быть самоорганизованным, особенно по сравнению с плановой экономикой, механизм его функционирования основан на симбиозе свободной конкуренции и государственного влияния. При рыночной экономике задачей государства не является контроль производства и дальнейшего его распределения, как это происходит, к примеру, при плановой экономике. Государство в рыночной экономике осуществляет вмешательство в экономику для обеспечения экономического равновесия [2], что неоднократно отмечают исследователи.
Государство как специфический субъект рынка принимает в нем непосредственное участие, например, выпуская государственные ценные бумаги или опосредованно, создавая унитарные предприятия. При этом государство не только присутствует в хозяйственных (предпринимательских) отношениях как участник, но и регулирует их. Поскольку само по себе государственное регулирование рынка сопряжено с принуждением, то его эффективность в значительной степени зависит от качества принимаемых законов, а также степени доверия граждан к государству. Государственное регулирование рынка является системой типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, которая осуществляется государственными учреждениями и общественными организациями, которые обладают правомочиями по проведению соответствующих мероприятий. Как отмечает А. А. Мохов, именно в процессе государственного регулирования экономики реализуется экономическая функция государства [3].
Регулирование деятельности субъектов хозяйствования является специальным видом государственного регулирования экономики. Государство регулирует экономическую деятельность субъектов рынка, защищая бизнес от произвола и недобросовестной конкуренции, обеспечивает социальную защиту безопасность в стране. Однако если государство слишком настойчиво будет вмешиваться в деятельность рынка, может значительно ослабить рыночные механизмы и причинить ущерб экономике хозяйствующих субъектов. Поэтому, на наш взгляд, необходимо согласиться с позицией И. В. Смотровой, которая аргументирует, что государство в ходе своей деятельности на рынке должно сохранять баланс и уметь находить решение в сложных экономических ситуациях [4].
Основным субъектом рыночной экономики является хозяйствующий субъект. Это общее понятие, определение которого установлено в пункте 5 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции». Так, хозяйствующий субъект — это коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации. То есть из данного определения мы видим, что хозяйствующим субъектом может быть как юридическое, так и физическое лицо. Они должны пройти определённую законом процедуру государственной регистрации [6].
Статья 48 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) закрепила, что юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно быть зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц [7].
В свою очередь Ф. Я. Полонкоева отдельно исследует фирму как субъект рынка. Фирма является экономической категорией, обособленным экономическим и социальным комплексом, который использует свои материальные и информационные ресурсы, для производства полезных для общества благ, что делается ею на свой страх и риск для получения выгоды. При анализе особенностей фирмы важен фактор его экономической обособленности, проявляющийся:
1) в осуществлении самостоятельного оборота стоимости средств производства;
2) в поставленной собственной цели производства (в получении прибыли);
3) в присвоении результатов производства.
К основному признаку фирмы также можно отнести факт наличия в его собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленного имущества, посредством которого обеспечивается материально-техническая возможность функционирования и экономическая самостоятельность предприятия [8].
Индивидуальный предприниматель — это гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Гражданин может действовать на рынке в качестве индивидуального предпринимателя только с момента его государственной регистрации. Правовой режим имущества индивидуального предпринимателя отличается от правового режима юридического лица. В частности, имущество индивидуального предпринимателя не обособляется в обязательном порядке в специальные фонды, как у юридического лица (уставный капитал т. д.). Также законодательство не содержит требований к минимальному размеру имущества индивидуального предпринимателя, предназначенного для осуществления предпринимательской о деятельности [9].
Л. Ю. Емченко и Э. В. Атикян к недостаткам гражданско-правового статуса индивидуального предпринимателя относят следующие:
1) не подходит для коллективного ведения бизнеса;
2) требуется постоянное личное участие/контроль;
3) по обязательствам отвечать приходится собственным имуществом.
Но, вместе с тем, гражданско-правовой статус индивидуального предпринимателя обладает и рядом преимуществ, основными из которых являются:
1) право на ведение коммерческой деятельности;
2) небольшое число необходимых документов, минимальная стоимость регистрации статуса;
3) минимальные штрафы, например, в отличие от юридических лиц;
4) вправе самостоятельно решать, каким образом ему распорядиться доходами, которые приносит его бизнес, без необходимости ждать распределения прибыли;
5) предпринимательская деятельность совместима с любой иной, приносящей прибыль [10, 12, 13].
Деятельность предпринимателей должна осуществляться в рамках закона, иначе они будут привлечены к административной или уголовной ответственности. Так, например, главой 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) закреплены административные правонарушения в области предпринимательской деятельности. Особенно в практике распространены случаи привлечения к ответственности по статье 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии) [11].
Статья 171 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ) установила ответственность за незаконное предпринимательство. Так, осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии либо без аккредитации в национальной системе аккредитации или аккредитации в сфере технического осмотра транспортных средств в случаях, когда такие лицензия, аккредитация в национальной системе аккредитации или аккредитация в сфере технического осмотра транспортных средств обязательны, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо арестом на срок до шести месяцев.
Покупатели также являются важными субъектами исследуемых правоотношений. Они формируют, в свою очередь, спрос на те товары и услуги, что поставляют продавцы. Покупатели могут быть физическими, юридическими лицами либо государственными институтами. И покупатели, и продавцы могут одновременно выполнять сразу две роли. Например, одна фирма может продавать товар другой, и в то же время что-то покупать у нее. Поэтому представляется, что термин «субъект рынка» будет правильнее употреблять в контексте обозначения текущей роли в конкретной, выполняемой тем или иным участником рыночных отношений.
Таким образом, субъекты рынка обладают такими признаками, как:
1) регистрация в установленном законом порядке;
2) хозяйственная компетенция, то есть совокупность прав и обязанностей, которые субъект получает после регистрации;
3) наличие обособленного имущества;
4) самостоятельная имущественная ответственность.
К субъектам рынка относятся как физические, так и юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации), которые осуществляют предпринимательскую деятельность, регистрируясь для этого в установленном порядке. Также можно сделать вывод, что успешное экономическое и социальное развитие страны зависит от правильной организации государственного управления, потому роль государства на рынке сегодня видится особенно важной.
Литература:
- Свечников В. А. Актуальные проблемы развития законодательства о субъектах предпринимательской деятельности // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. 2017. № 1. С. 2.
- Исматуллоев Ф. И. Целесообразность и последствия вмешательства государства в процессы рыночного ценообразования // Российский экономический интернет-журнал. 2018. № 2. С. 17.
- Мохов А. А. Государственное регулирование и саморегулирование экономической деятельности с позиций теории систем // Государство и право. 2019. № 6. С. 58.
- Смотрова И. В. Механизмы государственного регулирования экономической деятельности хозяйствующих субъектов // Наука XXI века: актуальные направления развития. 2020. № 2–2. С. 203.
- Федеральный закон от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ (ред. от 02.07.2021 г.) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // СЗ РФ. 2001. № 33 (Часть I). Ст. 3431.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (в ред. от 28.06.2021 г.) // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
- Полонкоева Ф. Я. Фирма как хозяйствующий субъект рыночной экономики // Экономика и бизнес: теория и практика. 2020. № 8. С. 146
- Холина О. И. К вопросу об имущественном положении индивидуального предпринимателя как субъекта предпринимательского права // Уникальные исследования XXI века. 2015. № 1. С. 219.
- Емченко Л. Ю., Атикян Э. В. Гражданско-правовой статус индивидуального предпринимателя: актуальные проблемы и преимущества // Юридические науки, правовое государство и современное законодательство. 2019. № 1. С. 44.
- Решение Московского районного суда г. Калининграда от 27 января 2020 г. по делу № 12–67/2020. Режим доступа: https://sudact.ru/regular/doc/AK8900JJtc1q/ (дата обращения: 06.10.2021);
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 01.07.2021 г.) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
- Постановление судебного участка № 237 мирового судьи Серпуховского судебного района Московской области от 14 июля 2017 г. по делу № 5–183/2017. Режим доступа: https://sudact.ru/magistrate/doc/f1SaKIV0RwLK/ (дата обращения: 06.10.2021);
- Решение Арбитражного суда Оренбургской области от 24 декабря 2015 г. по делу № А47–11213/2015. Режим доступа: https://sudact.ru/arbitral/doc/nvgZYlskWlU1/ (дата обращения: 06.10.2021).