Статья посвящена фальсификации выборов в Российской Федерации. За последние десять лет фальсификация стала неотъемлемым элементом национальной политической культуры и послужила росту электоральной статистики, в связи с чем, происходит развитие и методика фальсификаций, а также их разоблачение.
Ключевые слова: список избирателей, Российская Федерация, избирательный участок, УК РФ, избиратель, досрочное голосование .
Избирательный документ — официальный документ, который предусмотрен законодательством о выборах. Он существует на бумажном или электронном носителе, имеет отчетную регистрационную систему, определяет результат выборов.
Избирательное законодательство имеет различные формы голосования. Рассмотрим некоторые из них. Одной из стандартных форм является голосование в день проведения выборов на избирательном участке в специальном помещении. Согласно ст.64 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» избиратель ставит свою подпись в списке избирателей напротив своих данных, тем самым подтверждая получение бюллетеня. Следующей формой является досрочное голосование. Оно осуществляется согласно п.1 ст.65 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». Досрочно обычно голосуют те, кто в день выборов находится в отдаленных и труднодоступных местностях, где имеются проблемы с транспортным сообщением. При досрочном голосовании избиратели имеют выписку из списка избирателей, а в сам список вносят отметку «голосовал досрочно». Также существует такая форма как голосование вне помещения для голосования. Таким способом могут воспользоваться избиратели, неспособные прибыть на избирательный участок по уважительным причинам (инвалиды, лица, находящиеся под стражей в качестве подозреваемых или обвиняемых). Это возможно на основании письменного заявления или устного обращения с указанием причины. Согласно ст.66 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» в списке избирателей ставят отметку «голосовал вне помещения для голосования». Существует еще способ голосования по почте, но он возможен только для выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления. Это регламентируется Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 5 октября 2011 года № 41/353–6 «О временном порядке голосования по почте при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума». Избиратель по почте направляет письменное обращение с собственноручной подписью, взамен комиссия направляет заказное письмо с бюллетенем. В таком случае в списке избирателей ставится отметка «голосовал по почте».
В связи с таким количеством способов голосования можно рассмотреть вопрос фальсификации на выборах. В электоральной практике можно выделить определенные способы фальсификаций, которые осуществляются избирательными комиссиями.
Одним из способов фальсификации является «сброс» бюллетеней. В данном случае в урны вбрасываются бюллетени с заранее отмеченными «нужными» кандидатами. Данный способ чаще всего применяется на избирательном участке и вне помещений для голосования, то есть на дому (в переносные урны).
Следующий способ фальсификации связан со списками избирателей. При подготовке к выборам составляются списки избирателей, при этом избирательная комиссия при обработке информации должна исключить из списка выбывших лиц. Но бывает так, что данную процедуру не производят и в списках оказываются лица, так называемые «мертвые души». В данном случае при наличии лишних лиц в списках избирателей на голосование приходят совершенно посторонние люди и, получая бюллетень как обычно голосуют.
Также есть интересный прием, который осуществляется благодаря кандидатам. Он называется «карусель». В связи с тем, что выносить бюллетени с избирательного участка не запрещено законом, этот способ является распространенным. В этом случае избирателям за определенное вознаграждение предлагают пронести на избирательный участок уже заполненный бюллетень и опустить его в урну, а чистый, только выданный — вынести с участка для передачи другому лицу. Таким образом, бюллетени переходят из рук в руки по цепочке. Этот способ является подкупом избирателей.
В избирательной кампании помимо фальсификации имеет место также манипуляция. В случае с выборами манипуляция является очень удобным способом.
Одной из самых известных манипуляций в избирательной кампании является выдвижение подставных кандидатов, которых существует несколько видов. Обычно такие кандидаты-двойники в чем-то схожи с соперниками. Их цель — преимущество перед соперниками для кандидатов-заказчиков. Чтобы обмануть избирателей, создается тезка или однофамилец конкурента, который на выборах будет вводить в заблуждение и сбивать с толку избирателей. Чем позже узнают о кандидате-двойнике, тем лучше для инициаторов. Также есть другой способ у этих двойников. Они создают себе так называемую плохую репутацию, показывают всем свою негативность, что отбивает у людей желание голосовать за него. Тем самым избиратели, не веря двум кандидатам, например с одной фамилией, голосуют за третьего.
Фальсификация также связана с насилием в отношении общественных контролеров, к которым относятся члены комиссии с правом совещательного голоса и наблюдатели. Бывали случаи вытаскивания контролеров силой с участка, избиения.
Все эти случаи и способы фальсификаций и манипуляций являются уголовными преступлениями, в которых активную роль принимают и члены участковых избирательных комиссий. Они в данном случае действуют организованно по заранее спланированному методу. Это все подвергается уголовному преследованию. За эти «электоральные грехи» предусматривается уголовная ответственность по четырем статьям Уголовного кодекса Российской Федерации (далее УК РФ). Для более точного понимания рассмотрим эти статьи конкретно.
Так, за вбрасывание бюллетеней, неправильный подсчет голосов, переписывание протоколов голосования предусмотрена ответственность согласно ст.142.1 «Фальсификация итогов голосования» УК РФ. Статья 142 «Фальсификация избирательных документов…» УК РФ предусматривает ответственность за подделку книг избирателей и подделку их подписей. За такие действия как подкуп избирателей, угрозы кандидатам и не финансирование выборов предусмотрена уголовная ответственность по статье 141 «Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий». И последняя, совсем недавно появившаяся статья в УК РФ, ст.142.2 «Незаконные выдача и получение избирательного бюллетеня», практика по которой еще незначительна и малоизвестна.
В связи с вышесказанным можно сделать вывод о том, что данные манипуляции и фальсификации складывают негативное мнение граждан-избирателей на избирательные кампании, тем самым влияя на результат выборов.
Литература:
- Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
- Уголовный кодекс Российской Федерации.
- Душин И., Сысун А., Ложкин Б. Выборы: технологии избирательных кампаний. — Харьков: Издательство ХГТИ, 1998. — 348 с.
- Мухтаров М. М. Фальсификация в избирательных кампаниях // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2018. — 2. — С. 97–99.
- Турищева Н. Ю. Избирательный документ как предмет совершения преступления // Юридический мир. 2008. № 6.
- Фурса Е. Предмет фальсификации подписей избирателей // Уголовное право. 2013. № 2.